Методическая разработка к уроку географии по теме «Ветер» 6 класс

"Методическая разработка к уроку «Ветер» 6 класс по учебнику А.И. Алексеева «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г.Тип урока – «урок открытия новых знаний». В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли, организовывать учебное сотрудничество в мини-группах, презентовать результаты своей деятельности), сбора, анализа и обработки информации, полученной опытным путем, получат знания о ветре, ответы на вопросы: почему и куда дует ветер? Узнают о видах ветра: б...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Пролетарска



Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: Ветер

Форма урока: урок открытия новых знаний

Технология: элементы критического мышления

Автор: Зивенко Наталья Валентиновна

Методическая разработка к уроку географии по теме «Ветер» 6 класс





2013г

Цели и задачи урока:

1)Образовательные: создание условий, при которых обучающиеся смогут

  • сформировать представление об образовании ветра и причинах его возникновения;

  • силе, направлении, значении ветра в жизни нашей планеты и хозяйственной деятельности человека;

  • ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

2) Развивающие: создать условия для:

  • развития критического мышления, коммуникативных умений и речи;

  • творческих способностей;

  • развития у обучающихся умения анализировать, систематизировать и обобщать знания, полученные из различных источников информации (опытным путем, географических карт, энциклопедий и др.)

3) Воспитательные: создать условия, при которых обучающиеся смогут,

  • осознать ответственность за общий результат при работе в малых группах, в парах

  • для развития взаимопомощи и взаимовыручки;

  • умения распределять роли, организовывать учебное сотрудничество в минигруппах, презентовать результаты своей деятельности,

  • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

  • обучение рефлексии учебной деятельности;

Оборудование: свеча, спички, полоска тонкой бумаги, воздушные шары, раздаточный материал, интерактивная доска SMART BOART, компьютер с выходом в Интернет, проектор, плакаты, фломастеры, маркеры, рабочие листы к уроку.

Ход урока

Этап урока

Методические рекомендации

Деятельность детей

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что сказать гостям нам надо?

Видеть Вас мы очень рады.

Я очень хочу, чтобы Вы улыбались!

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок порадует всех.

И каждый из Вас ощутит свой успех! (сл.№1)

Данный прием позволяет создать комфортную среду обучения. Стихотворение содействует созданию в классе доверительных отношений и позитивной обстановки, дает эмоционально - позитивный настрой на совместную работу на уроке.

Приветствуют гостей и друг друга.

II. Стадия вызова (Вхождение или погружение в тему)

-Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Откуда можно получить информацию о состоянии тропосферы на ближайшее время?

-Я предлагаю вам, познакомится с прогнозом погоды на сегодня в городе Пролетарске.

Учитель использует с изображением прогноза погоды на текущий день в городе Пролетарске, без показаний ветра (Сл.№2)

-Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

-Кто составляет прогноз погоды?

-Давайте побываем в роли метеорологов и определим, какими приборами они пользовались при составлении прогноза погоды и в каких единицах записывали результаты наблюдений (сл.№3). Идет повторение основных понятий: влажность, атмосферное давление, чему равно нормальное, повышенное, пониженное атмосферное давление).

-Какого явления не достает? ВЕТЕР - у древних славян это слово означало веять. В дословном переводе «дуновение». Наши предки поклонялись великому Стрибогу - богу ветра. В русском языке есть много пословиц и поговорок, крылатых выражений о ветре. Какие известны вам? (Сл.№4-5)

(Против ветра не надуешься, Ветром море колышет, а молвой народ, Ветер не подует, осока не зашумит, Не море топит корабли, а ветер, Что ветер приносит, то и уносит). Многие русские художники, музыканты использовали образ ветра в своих произведениях. Учитель демонстрирует фрагмент из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и предлагает отгадать, о каком произведении идет речь, кто его автор? (сл.№6-7).

Благодаря используемому приему обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, повторяют необходимые определения и понятия.





Данный прием позволяет на уроке провести интеграцию с историей и литературой, повышает интерес к изучаемой теме.

Определяют взаимосвязь и зависимость компонентов погоды, определяют тему урока. Начинают заполнять рабочие листы к уроку, записывают тему урока. Отвечают на вопросы, выполняют задание сл.№2 интерактивной доски. Записывают тему урока в рабочие листы. Приводят примеры найденных пословиц и поговорок о ветре, объясняют значение крылатых выражение, представленных на сл.№6. Смотрят фрагмент мультфильма, определяют название произведения и его автора.

С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.

Задание: Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

-Коллективное обсуждение завершилось. Прочитайте, что получилось, сверимся с информацией на слайде (вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно).

Задание классу: На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

  1. Что такое ветер, каковы причины его возникновения ?

  2. Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

  3. Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

  4. Каково значение ветра в природе и жизни человека (сл.№8-9)

Цель использования приема -актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу, позволил подвести учащихся к формулировке цели урока.

Заполняют таблицу №1 (рабочий лист к уроку)

Несколько учащихся называют, что они вписали в первую колонку таблицы.

Ребята сами формируют план изучения темы (по колонке «знаю» и задачи урока на основе содержания колонки (хочу узнать).

III. Стадия осмысления

Попытаемся сформулировать определение ветра.

Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении (сл.№10).

Выделим ключевое слово и признаки.

Предлагаю найти ответ на вопрос: Почему дует ветер? Для этого хочу продемонстрировать простой опыт.

Демонстрация опыта №1: Над зажженной свечей (в данном опыте свеча выступает в роли солнца) помещается тонкая полоска бумаги, которая под действием теплого воздуха поднимается вверх. Вывод: при нагревании теплый воздух поднимается вверх, его давление понижается, возникает разность давления с окружающим воздухом, результат: перемещение, движение воздуха - ветер.

Для объяснения учитель задает следующие вопросы:

Почему возникает разное а.д?

Почему поверхность Земли нагревается неравномерно?

Что является основным источником тепла для нашей планеты? (сл.№11).

Обобщение по данному этапу урока:

Игровое задание «Цепочка».

К доске вызываются четыре ученика. Каждому учитель выдаёт табличку (звено цепи) и просит учащихся стать так, чтобы получилась цепочка причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.

Солнечное излучение Разный нагрев поверхности

Учитель предлагает заполнить логическую опору урока (сл.№12).

-Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре.





-Если причина ветра - разность в атмосферном давлении, так куда дует ветер?

-Чтобы ответить на этот вопрос учитель предлагает смоделировать ветер в условиях класса.

Задание классу: Я предлагаю смоделировать ветер в условиях класса. Для этого давайте воспользуемся воздушными шарами, которые лежат у вас на партах.

Опыт№2 с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из- за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении (сл. №13).Обобщение по данному этапу урока: выполнение задания №3 рабочей тетради (парная работа) с взаимопроверкой по выполненному заданию у доски (сл.№14).

Виды ветра.

На нашей планете дует много ветров, но на сегодняшнем уроке мы познакомимся только с двумя: бризом и муссоном.

Бриз - ветер, который меняет свое направление два раза в сутки. Дует на границе моря и суши, например у берегов Черного или Азовского моря (показ географических объектов на карте)

Для изучения изменения направления этого ветра в течение суток учитель использует задание №4 к уроку (сл.№15).

Задание классу: Внимательно рассмотрите рисунок. Определите, на каком из рисунков №1,№2 дневное время суток, а на каком ночное стрелочками покажите, как будет двигаться ночной и дневной бриз.

На основе выполненного задания дается определение бриза.

Творческое задание для закрепления по данному этапу урока:

Учитель предлагает ученикам пофантазировать и представить себя в роли следователя детективного агентства, который расследует дело об убийстве, совершённом днём в нескольких километрах от берега моря. На допросе один из подозреваемых, разъясняя своё алиби, утверждал, что в момент убийства гулял по набережной моря и затратил почти час, пытаясь достать из воды унесённую лёгким ветерком с его головы шляпу, которую отгоняло всё дальше от берега.

-Поверите ли вы подозреваемому или усомнитесь в его алиби?

(Дневной бриз дует с моря на сушу, поэтому он не мог унести шляпу в море.)

Учитель подчеркивает необходимость знаний по географии в различных профессиях, в том числе: полицейского.

Муссон - ветер, который меняет свое направление два раза в год. Дует на границе суши и океана, например, восточное побережье России. С помощью сл.№16 обсуждается схема движения муссона.

Закрепление: Весной в нашей местности на севере области наблюдается половодье. Вспомним, что такое половодье? Что является его причиной?

-Так вот, река Амур, протекающая на востоке нашей страны выходит из берегов летом. Почему? Ведь снег давно растаял.

Задание классу: Устно заполнить сравнительную таблицу по ветрам: Бриз и Муссон (сл.№17-18).

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.





Игровое задание позволяет обобщить знания по данному этапу урока, определить причинно - следственную связь, объясняющую образование ветра.

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером. Прием позволяет обобщить знания по данному этапу урока.

В ходе выполнения опыта , обучающие отрабатывают закономерность возникновения ветра и его направления.

.





Задание используется в качестве изучения бриза, изменения его направления по временам суток, отрабатывает причинно - следственные связи образования и направления ветра.

Задание используется в качестве обобщения, выявления знаний по изменению направления бриза в течении суток, для определения важности знания данной темы для других профессий.



Прием используется для отработки основных знаний по причинам и направлению ветра.

Заполнение таблицы сл.№17 позволяет найти общие и отличительные черты бриза и муссона, сделать обобщения по данному этапу урока.

Используя собственный опыт дают определение понятию ветер, определяют его ключевые признаки, записывают определение в рабочий лист.

Комментируют проведение опыта, записывают его результаты в рабочие листы к уроку.



Ребята составляют «цепочку», объясняют логическую последовательность своего положения, взаимосвязь компонентов в цепи ( в случае необходимости учащиеся класса делают поправки, оказывают помощь).

Дети по ходу изучения нового материала заполняют логическую опору урока в рабочих листах.



Надувают шары. Объясняют, в каком направлении дует ветер. Делают вывод, записывают его в рабочий лист к уроку.

Методическая разработка к уроку географии по теме «Ветер» 6 классВыполняют задание №3, проводят в парах взаимопроверку.



Выполняют задание №4 рабочего листа по ходу совместной работы с учителем, записывают определение понятия бриз.



Высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу.



Принимают участие в обсуждении.

Делают сравнительный анализ по предложенным вопросам. Заполняют логическую опору к уроку.

Физкультминутка (сл.№19)

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише…

Деревце все выше, выше

Выполняет здоровье сберегающую функцию и является отправной точкой в изучении основных параметров ветра

Выполняют физические упражнения.

-О каких параметрах ветра говорилось в только - что прочитанном мною стихотворении?

Используя сл. №21-28 учитель знакомит обучающихся с направлением и силой ветра, приборами, с помощью которых они измеряются.

Для закрепления использует задание №5 рабочего листа.

Прием мультимедийной презентации позволил визуализировать изучаемый материал.

Определяют основные параметры ветра, заполняют логическую опору к уроку. Выполняют задание №5 рабочего листа, самостоятельно с последующей взаимопроверкой, заполняют логическую опору

IV. Стадия рефлексия.

Учитель предлагает обучающимся побывать в роли метеорологов, разделиться на 4 группы, распределить каждому свои функции в группе, выполнить предложенные задания (Раздаточный материал к уроку)

-У какой группы было самое творческое, трудное, интересное, задание?

-Защита, чьей группы на Ваш взгляд оказалась наиболее удачной?

Цель: формирование команд, создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта внутри групп. Формулирование разностороннего подхода к теме, активизация познавательной деятельности.

Результаты работы групп представляются на ватманах - заготовках в соответствии с полученным заданием.

Обобщение по теме проводится с помощью заполнения 3-ей колонки таблицы «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал» (сл.№29).

Подведение итогов урока учитель проводит совместно с детьми:

-Кто на уроке был самым активным?

-Кто, на Ваш взгляд заслуживает хорошей оценки? И т.д.

Данный прием помогает сделать обобщение по изученному материалу.

Выясняют, что узнали на уроке. Нет ли вопросов, на которые на уроке не были даны ответы.

Подводят итоги, принимают участие в оценивании совместно с учителем.

Домашнее задание (сл.№30):

§25, с.141-144, в. 8 параграфа, (письменно);

По выбору:

1) составить кроссворд по теме: «Ветер»;

2) подготовить дополнительное сообщение о других видах ветра (например, фен, бора);

3) составить собственные четверостишия или загадки о ветре (например, загадка «Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет.)

4) создать макет флюгера (например, для дома, лицея);

-Пусть не будет в вашем доме ветров раздора.

-Пусть сопутствуют Вам - ветра счастья, весны и любви.

- Попутного Вам ветра! ( сл.№31)

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся.

Знакомятся с домашним заданием



© 2010-2022