СТАТЬЯ, ДОКЛАДнОВЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИНАЦИОНАЛЬГОЙ ИСТОРИИ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала в школе

( совещание по проблемам изучения

национальной истории)

Учитель истории ЗСШ№1

Курмангожина А.Е.

с.Зеренда

В 1996 году в своем первом Послании народу Казахстана Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: «Формирование национальной идеи возможно только на основе нового прочтения нашей собственной истории».

Огромное внимание со стороны нашего государства к исторической науке совершенно понятно. Ведь будущее нации, которое формируется сегодня, дальнейшее развитие национальной государственной идеологии, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Родине невозможно без опоры на историческое прошлое народа.

Исторический путь, пройденный каждой страной и ее народом, во многом уникален и своеобразен, поэтому история нашего государства должна иметь собственный национальный взгляд на свое прошлое, который формируется, прежде всего, профессиональными историками.

Сегодня на историков в современном мире, в условиях глобализации, которая размывает национальную специфику, возложена особая миссия. В своей деятельности они должны ориентироваться на ценности, укрепляющие национальную идентичность, сохранение культуры и духовности нации. Глава государства Нурсултан Назарбаев особо подчеркивает, что «всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нации».

Новый этап развития исторической науки Казахстана начался с постановки задач государственной важности в Послании Президента «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», где в числе фундаментальных приоритетов названо развитие нашей культуры, традиций и самобытности. Будущее государства будет зависеть от того, как будет обеспечено сохранение культурного кода нации, как будет обеспечена сохранность языка, духовности, традиций, культуры.

Стратегия «Казахстан-2050», призвана дать ответы на важные вопросы развития общества новой формации, в том числе: куда мы движемся и где хотим быть к 2050 году? По большому счету, речь идет о проектировании новой мировоззренческой модели будущего страны, определении главных ценностей и ориентиров. Такая постановка проблемы объективно концентрирует внимание на вопросах изучения национальной истории.

Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым было предложено разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории». Главные ее цели - создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики; расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации; осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.

В программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» глава государства Н.А.Назарбаев подчеркнул: «По существу весь учебно-воспитательный процесс базируется на устаревших методиках. Такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина, патриота. Где, например, такие актуальные предметы, как.. «Краеведение» (а ведь любовь к малой родине - это основа патриотизма)». В связи с этим министр образования Б.Жумагулов поручил Республиканскому научно-практическому центру « Учебник» совместно Национальной академией разработать и внедрить программы, учебники и пособия по истории Казахстана, определить содержание и методику изучения предмета «Краеведение» для учебных заведений всех уровней.

Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания в частности- один из очень знаменательных показателей положительных перемен, произошедших в период перестройки. Это и показатель изменений общественных представлений о роли провинции в истории нашей огромной многонациональной страны.

Что представляет собой историческое краеведение сегодня? Историческое краеведение сегодня-это авторитетное общественное движение, это сложное самостоятельное направление науки во всём мире.

Зерендинский район является регионом с богатой историей, своеобразным этнокультурным наследием. Это поистине музей под открытым небом. На территории района имеются уникальные места, исторические и археологические памятники и поэтому, я считаю, что изучение истории района актуально и необходимо. В своей работе я уделяю большое внимание изучению истории родного края. В апреле месяце текущего года мною была составлена программа «Краеведение», презентация которой прошла на III-ей Международной ярмарке социально-педагогических инноваций.

Целью изучения истории в данном курсе являются:

формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, "приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества".

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

- овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего края;

-приобщение учащихся к этнонациональным ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;

-воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям района, бережного отношения к историко - культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.

Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

Одна из основных идей новой модели школы -это образование, ориентированное на результат.

В нашей школе создано научное общество с 2008 года; где учащиеся нашей школы имеют возможность вступать в него и проявлять свои научные наклонности и способности. Итогом деятельности моих учащихся являются проектные работы в области краеведения, достигшие высоких оценок на областном уровне.

В январе 2012 года ученица 11 класса Андреева Ксения стала областным призером конкурса научно-исследовательской конференции по теме «Экологическое состояние Зерендинского района».

28 ноября 2012 года в городе Кокшетау состоялась областная научно-исследовательская конференция школьников «Зерде», которая впервые проходила очно и была приурочена к празднованию Первого Президента. Для участия в конкурсе были заявлены более 300 работ учащихся 2-7 классов,допущено к защите 145 проектов. Согласно положению о конкурсе была организована работа секций по направлениям: история, география, краеведение и др. Воспитанник нашей школы учащийся 6 «Б» класса Кошмагамбетов Рустем(учитель географии Курмангожина А.Е.), выступил с богатым краеведческим проектом «История развития Зерендинского района . Рустем к данной работе при защите проекта представил комиссии коллекцию минералов, гербарий лекарственных трав, которые растут в окрестностях Зеренды и выпустил брошюру по теме « Их именами названы улицы Зеренды».

Он был отмечен членами жюри конкурса за актуальность и хорошие знания по выбранным темам.

По итогам конкурса лучшим работам присуждались места , которые в основном достались учащимся городских школы с углубленным изучением предмета.

Участники конференции получили сертификаты участия, из 145 участников 14 были награждены дипломами и в том числе Кошмагамбетов Рустем.

Работая по данному направлению я пришла к выводу, что для популяризации истории «Малой Родины» большое значение имело бы издание книг по историческому краеведению для детей и школьников разных возрастов.

Перед нами историками стоит задача написать историю нашего края достоверно, на исторических фактах, заполненных сильнейшей эмоциональной доминантой и в тоже время - на популярном и доступном языке. К написанию таких книг надо привлечь архивистов, библиотечных работников, учителей, студентов гуманитарных факультетов, школьников.

Всеми этими вопросами могли бы заниматься в научно-исследовательском центре по исследованию региона. Как видим, все рассмотренные вопросы между собой тесно взаимосвязаны.

Надеюсь, что в дальнейшем изучение, пропаганда и преподавание истории у нас поднимутся на более высокий и достойный уровень, так как изучение национальной истории - является стратегически важным вопросом для нашего молодого государства.

Автор: Курмангожина А.Е.
Просмотров: 175
Дата создания: 8 Февраля 2014 г.
Дата редактирования: 8 Февраля 2014 г.



© 2010-2022