Гидросфера

Цели по содержанию. Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе. Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географи...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Водная оболочка Земли - гидросфера.

Мировой круговорот воды.

5 класс

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию.

Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как

оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте

Воды в природе.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и

объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с

географическими текстами, учебником, географической картой, с

материалами мультимедийной презентации, схемами, делать

обобщения и выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,

культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного

отношения к окружающей среде, способствовать развитию

коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому

предмету .

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Цель: эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.

---Слайд 1. Геосферы Земли: литосфера - познакомились

атмосфера

гидросфера

биосфера

? Найдите в оглавлении учебника тему, которую мы изучали на прошлом уроке.

( Литосфера).

? Какая тема следует дальше? ( Водная оболочка Земли - гидросфера) - закладки в учебнике на нужном параграфе.

---Слайд 2. Водная оболочка Земли - гидросфера ( от греч. « вода» и « шар»)

? Просмотрев текст 23 параграфа, назовите основные вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на сегодняшнем уроке ( выделенные в тексте подзаголовки).

? Выделите ключевые понятия темы ( выделены в рамочке в конце текста).

На доске записаны основные понятия, формулирующие основные моменты урока.

ГИДРОСФЕРА

- значение

- свойства

- состав

- Мировой

круговорот

воды

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

Учитель: давайте вспомним, что вы уже знаете о воде?

? Где на Земле можно встретить воду?

? Приведите примеры водоёмов.

? В каких трёх состояниях бывает вода в природе?

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно - поисковой работы со значением воды, её свойствами, составом гидросферы и Мировым круговоротом воды в природе.

- Постановка проблемного вопроса.

Учитель: говоря о значении воды, я предлагаю вам прослушать отрывок из повести французского писателя, лётчика, участника Второй мировой войны Антуана де Сент - Экзюпери « Планета людей».

? Почему автор придаёт воде такое значение ? ( * - значение)

--- Слайд 3. Высказывание Экзюпери : « Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. ……ты даёшь нам бесконечно простое счастье».

« Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всём существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы поставили уж было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты - величайшее в мире богатство, но и самое непрочное - ты, столь чистая в недрах Земли……… Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты - божество, которое так легко спугнуть…

Но ты даёшь нам бесконечно простое счастье».

Эти слова были произнесены автором после нескольких дней, проведённых в безжизненных районах Сахары.

Учащиеся высказываются о значении воды.

Учитель: чтобы сформулировать основные свойства воды, я предлагаю сделать опыт.

Демонстрационный опыт. (Напоминание о т/б)

(Учитель наливает в чайник воду из банки. Чайник включает)

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(отвечают дети - …газообразное состояние, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается куда?… (вверх). Достигая холодной крышки, он охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил название КОНДЕНСАЦИЯ - превращение водяного пара в воду. (термин написать на доске.)

Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит?

Учитель. Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения.

В атмосфере пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется) . Капельки воды образуют целое облако. Часть воды в виде осадков возвращается в океан, а другая часть благодаря ветрам оказывается над сушей. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоемы. Реки собирают воду и возвращают ее обратно в мировой океан.

С поверхности океана вода вновь испаряется и круг

ОКЕАН - АТМОСФЕРА - СУША - ОКЕАН замыкается

Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу называют Мировым круговоротом воды .

После просмотра обращается внимание учащихся на схему круговорота воды на Земле - рис. 71, стр.104.

Задание: установите соответствие

1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

Ответы: 1 - В; 2 - А; 3 - Б; 4 - Г.

Карточка - задание.

1. В состав гидросферы Земли входят Мировой океан, ____________ и вода в атмосфере.

2. Мировой _________ занимает 96 % поверхности Земли.

3. В состав Мирового океана входят несколько океанов: Тихий, _________, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

4. Самым большим из них является _____________ океан.

5. Более важную роль в жизни человека играет пресная вода, сосредоточенная в реках, озёрах, _________ и под землёй.

6. Все части гидросферы участвуют в Мировом ___________воды в природе.

Слова для отбора: Атлантический, ледники, вода суши, Тихий, круговорот, океан.

Физкультминутка.

Летаем, как чайки: А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою.

Плавательные движения руками: Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Ходьба на месте: Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

---Слайд 16. « Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник»

( монгольская пословица).

? На какую мысль наталкивает вас эта монгольская мудрость?

? Как мы можем помочь природе? ( не загрязнять воду, экономить и т. д.)

--- Слайд 17. Домашнее задание п.23

- Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям ( карточки для каждого - в файловой папке у каждой группы).

А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.

УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

Интересно.

Скучно.

Безразлично.

Работал.

Помогал другим.

Отдыхал.

Понял материал.

Узнал больше, чем знал.

Не понял материал.

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?

Есть в классе такие, кто не понял материал?



© 2010-2022