- Преподавателю
- География
- Урок географии в интерактивном режиме+конспект «Численность населения России» 8 класс
Урок географии в интерактивном режиме+конспект «Численность населения России» 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Жданова А.А. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект урока географии в 8 классе
Тема: Численность населения России
Цели урока:
-
Познакомить с численностью населения России и своей местности. Выявить причины, влияющие на изменение численности населения. Дать понятия новым терминам: «демография», «демографический взрыв», «демографический кризис», «естественный прирост населения», «естественная убыль населения», «механический прирост населения».
-
Совершенствовать вычислительные навыки, развивать умение анализировать статистические данные и строить диаграммы.
-
Воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: демография, естественный прирост, механический прирост, демографический кризис, демографический взрыв
Оборудование: учебники, статистические материалы в таблицах и диаграммах, м/м учебник географии 8 класса, компьютер, м/м оборудование, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
I I. Изучение нового материала
Учитель: сегодня мы приступаем к изучению новой темы "Население России". Учитель озвучивает тему цели урока. Учащимся предлагается открыть рабочие тетради, записать число и тему урока.
Ребята, как вы думаете, что такое население?
Учащиеся: группа людей, которая живёт в определённом населённом пункте.
Учитель: Население - это группа людей, проживающих в стране или вообще на земном шаре (определение выводится на доску)
Учитель: Откуда можно узнать данные о численности населения?
Учащиеся: из журналов и газет, Интернет, данные переписи.
Учитель: Совершенно верно. Наиболее полные сведения о численности населения получают при переписях населения (демонстрируется учащимся материал об истории переписи из м/м учебника по географии 8кл.).
Учитель: Россия по численности населения входит в первую десятку стран мира. По данным переписи 2002г. население России составляло 145 млн. человек и она занимала
7-е место в мире по численности населения.
А кто знает какова численность населения России по данным переписи 2010г.?
Учащиеся: 143 млн. чел., 145 млн. чел.
Учитель: численность населения России составляет 143 млн.(точно-142905тыс.) человек (учащиеся записывают в тетрадь численность населения).
Учитель: А кто-то из вас знает какое место по численности населения занимает Россия среди стран мира в настоящее время? (Анализ диаграмм с учащимися).
По статистическим данным Россия переместилась с 7 места на 8 место в мире по численности населения.
Учащиеся: записывают в тетрадь какое место занимает Россия в мире по численности населения.
Учитель: Сейчас мы с вами проанализируем как изменялась численность населения по данным послевоенных переписей (работа с диаграммой)
Учитель: Рассмотрим как изменялась численность населения на территории Тюменской области, Нижнетавдинского района, Тюневского сельского поселения и отдельно по каждому населенному пункту, входящему в состав нашего сельского поселения.
(анализ диаграмм, представленных учащимся).
Учитель: Проблемами народонаселения и его воспроизводства занимается наука демография .(определение выводится на доску и учащиеся записывают его в тетрадь)
Учитель: Ребята, а как вы думаете какие причины влияют на изменение численности населения?
Учащиеся:образ жизни,войны, голод, эпидемии, репрессии, стихийные бедствия, миграции населения, экологическая обстановка, экономический кризис.
Учитель: перечисленные вами причины несколько раз приводили к резкому снижению численности населения России. Такое явление называется демографическим кризисом Учащиеся: определение выводится на доску и записывается уч-ся в тетрадях.
Учитель: На территории России таких демографических кризисов было несколько. (Проводится анализ демографических катастроф в России с использованием м/м учебника).
Учитель: Обратное явление называется демографическим взрывом - это резкое возрастание численности населения.
Учащиеся: (учащиеся записывают определения в тетрадях)
Учитель: Увеличение численности населения страны связано с особенностями естественного движения населения и миграцией населения из других государств. Об естественном приросте населения мы можем судить по показателям рождаемости и смертности.(использование материала из м/м учебника)
Естественный прирост населения - превышение числа родившихся над числом умерших за определённый период.
Естественная убыль населения - превышение числа умерших над числом родившихся за определенный период.
Учащиеся: (учащиеся записывают определения в тетрадях)
Учитель:на данной диаграмме мы с вами видим как изменялся ЕП населения на территории России.(анализ диаграммы)
Учитель: Работа с таблицами. Вычисляется по показателям рождаемости и смертности ЕП населения России записывается в соответствующую строку таблицы.
Учащиеся: Самостоятельная работа учащихся. Построение точечной диаграммы по статистическим данным рождаемости и смертности из предложенной таблицы.
Учитель: Существует еще понятие механический прирост населения - это разность между числом прибывших и выбывших на определенной территории.
Учащиеся: (определение записывается в тетрадь, проводится анализ МП по статистическим данным на территории Тюневского с/п).
Учитель:на данной карте мы можем с вами рассмотреть изменение численности населения по субъектам РФ между переписями населения 1989г. и 2002г. Здесь мы можем увидеть, где был прирост населения, а где снижение.
Учитель: предлагается рассмотреть рис.169 в учебнике на стр.224.
(проводится анализ изображенного графика на рисунке)
I I I. Закрепление изученного материала
Решите тест
1. Численность населения России составляет около:
1) 105 млн. чел.
2) 145 млн. чел.
3) 195 млн. чел.
4) 143 млн. чел.
2. Какое утверждение об изменениях численности населения России верно?
1) В России наблюдается естественная убыль населения.
2) На численность населения страны влияют миграции.
3) Причина сокращения численности населения России - превышение эмиграции над иммиграцией.
4) Численность населения России возрастает медленно.
3. Установите соответствие:
1) население А) резкое сокращение численности населения
2) демографический кризис Б) группа людей, проживающих на определённой
территории
3) естественный прирост В) разность между количеством родившихся и умерших
за определённый период
Г) постоянное возобновление и смена поколений за счёт
процессов рождаемости и смертности
Взаимопроверка
Ключ к тесту:
1 - 2;
2 - 1;
3 - 1Б, 2А, 3В.
IV. Итог урока
Учитель: Какой вывод об изменении численности населения в России можно сделать?
Вывод: численность населения России уменьшается, т.к. среднегодовой прирост населения имеет отрицательный показатель.
Рефлексия урока.
Учитель: мне хотелось, чтобы вы выразили свое отношение к уроку, выбрав один из предложенных смайликов
V.Домашнее задание:
1)§ 38 прочитать, выучить определения.
2)Построить точечную диаграмму по показателям рождаемости и смертности на территории Тюневского сельского поселения(таблица раздается каждому учащемуся) и написать вывод.