- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии Географическая оболочка
Конспект урока по географии Географическая оболочка
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ольшанская Т.А. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Географическая оболочка»
Урок-открытие
Цель урока:
Изучить и исследовать географическую оболочку.
Задачи урока:
1.Составить определение, что такое географическая оболочка.
2. Рассмотреть строение географической оболочки.
3.Определить свойства ГО.
4. Доказать взаимосвязь и взаимодействие географических сфер Земли.
5.Сделать открытие, что географическая оболочка - это оболочка жизни - биосфера.
Ход урока
-
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день и наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие по просторам земных оболочек нашей планеты. Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах помните? Итак, начнем урок.
-
Изучение нового материала.
И перед тем, как мы отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дальнейшем. Предлагаю вспомнить понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.
1)Разминка «Легкие вопросики»
1. Наука, изучающая животных и растения - биология.
2. Плодородный слой земли - почва.
3. Воздушная оболочка земли - атмосфера.
4. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями - дерево.
5. Одна из групп живых одноклеточных организмов - бактерии.
2) Вопросы для каждой группы.
Продолжите предложение: Биосфера для меня - это...
3. Выберите правильные определения:
а) растения и животные распространены на Земле равномерно;
б) в состав биосферы входят только животные организмы;
в) организмы оказывают большое влияние на земные оболочки;
г) хозяйственная деятельность человека может отрицательно влиять на биосферу.
4) Перепутанные события и понятия.
4.Раздаются карточки - задача учеников сложить цепочку взаимодействия организмов с оболочкой, составить развернутый ответ.
1.Взаимодействие организмов и атмосферы:
Слова на карточке: «тепло», «влажность», «растения», «кислород», «углекислый газ», «животные».
2. Взаимодействие организмов и гидросферы:
Слова на карточке: «моллюски», «кальций, растворенный в океанической воде», «известняк».
3. Воздействие организмов на литосферу:
Слова на карточке: «остатки растений и животных», «почва», «бактерии», «кислород», «углекислый газ», «животные».
4. Слова на карточке: «корни растений», «гранит», «щебень, песок, глина».
Что такое географическая оболочка?
Географическая оболочка - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли.
Какие это оболочки?
Постановка проблемы
-
Ученику дается горная порода - камень - лито.
Необходимо составить определение понятия «литосфера»
Вывод: Литосфера - это каменная оболочка Земли
Постановка проблемы
-
Ученику дается в сосуде вода - гидро.
Необходимо составить определение понятия «гидросфера»
Вывод: Гидросфера - это водная оболочка Земли
Постановка проблемы
-
Ученику дается пустая колба. Что внутри? Воздух - атмо.
Необходимо составить определение понятия «атмосфера»
Вывод: Атмосфера - это воздушная оболочка Земли
Постановка проблемы
-
Ученику дается растение - живой организм - био.
Необходимо составить определение понятия «биосфера»
Вывод: Биосфера - это оболочка жизни.
Что такое географическая оболочка?
Географическая оболочка - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
Анализ схемы ГО
Почему мы говорим, что ГО - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли?
Может быть, оболочки существуют изолированно?
Давайте попробуем доказать, что сферы взаимопроникают и взаимодействуют.
Доказательство №1
Докажите взаимодействие биосферы и атмосферы на следующем примере:
«Зеленые растения выделяют кислород».
Учащиеся приводят свои доказательства.
Доказательство №2
Докажите взаимодействие гидросферы и литосферы на следующем примере:
«Реки изменяют рельеф».
Доказательство №3
Докажите взаимодействие гидросферы и атмосферы на следующем примере:
«Вода, испаряясь с поверхности Мирового океана, превращается в водяной пар».
Вывод:
Географическая оболочка - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
Рассмотрим закономерности ГО:
1.Целостность доказывает, что ГО - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.
2. Ритмичность
Как Вы думаете, что такое ритмичность?
Рассуждения обучающихся…
Ритмичность- это характерная черта географической оболочки, свойственная живой и неживой природе. Это ритмы природы:
- смена дня и ночи
- суточный ход температуры воздуха
- одни животные проявляют активность днем, другие ночью
- смена времен года - сезонность
3. Зональность - проявляется в ярко выраженных различиях природных условий в зависимости от широты.
Физкультминутка:
- хлопки в ладоши на внимание
- игра «Как живешь?»
Какими свойствами обладает географическая оболочка?
1.Наличие живых организмов в почве.
2. Усвоение и преобразование солнечной энергии. Зеленые растения усваивают солнечную энергию, которая идет на процессы образования органических веществ из неорганических.
-
Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состояниях.
4.Возникновение человека и развитие человеческого общества
5.Все процессы в ГО протекают под воздействием солнечной энергии.
Все компоненты ГО связаны в единое целое посредством круговорота вещества и энергии, между всеми сферами Земли: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.
Какие бывают круговороты вещества и энергии?
-
Круговорот воды в природе.
-
Биологический круговорот.
-
Круговорот воздуха в тропосфере.
Анализ рисунков-схем круговоротов обучающимися.
Задание:
Сделать открытие: « Географическая оболочка - это оболочка жизни - биосфера».
В.И. Вернадский считал, что живые организмы - это самая могущественная сила на земной поверхности, преобразующая природу.
Почему?
- зеленые растения - источник кислорода;
-живые организмы создали огромные запасы горных пород: известняки, нефть, газ, уголь;
-организмы непрерывно потребляют и выводят воду;
-под влиянием живых организмов появились почвы;
-жизнь в самых разных формах пронизывает все оболочки Земли.
Следовательно, можно сделать вывод, что географическая оболочка - это оболочка жизни - биосфера - наш дом».
3.Итоги урока.
Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.
Этап рефлексии:
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
Было бы хорошо, если бы…
Какие чувства вы испытываете?
Заслушивается рефлексия. Раздаются смайлики и учащиеся отмечают свое настроение от урока.
Спасибо всем за работу. Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.