Конспект урока по географии Географическая оболочка

Цель урока: Изучить и исследовать географическую оболочку.   Задачи урока: 1.Составить  определение, что такое географическая оболочка. 2. Рассмотреть строение географической оболочки. 3.Определить свойства ГО. 4. Доказать взаимосвязь и взаимодействие географических сфер Земли.   5.Сделать открытие, что географическая оболочка – это оболочка жизни – биосфера. Природа – очень сложный организм. Все ее элементы, живые и неживые – одно целое, сложная система приспособленных друг к другу взаимодейств...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Географическая оболочка»

Урок-открытие


Цель урока:

Изучить и исследовать географическую оболочку.

Задачи урока:

1.Составить определение, что такое географическая оболочка.

2. Рассмотреть строение географической оболочки.

3.Определить свойства ГО.

4. Доказать взаимосвязь и взаимодействие географических сфер Земли.

5.Сделать открытие, что географическая оболочка - это оболочка жизни - биосфера.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день и наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие по просторам земных оболочек нашей планеты. Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах помните? Итак, начнем урок.


  1. Изучение нового материала.

И перед тем, как мы отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дальнейшем. Предлагаю вспомнить понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

1)Разминка «Легкие вопросики»

1. Наука, изучающая животных и растения - биология.

2. Плодородный слой земли - почва.

3. Воздушная оболочка земли - атмосфера.

4. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями - дерево.

5. Одна из групп живых одноклеточных организмов - бактерии.

2) Вопросы для каждой группы.

Продолжите предложение: Биосфера для меня - это...

3. Выберите правильные определения:

а) растения и животные распространены на Земле равномерно;

б) в состав биосферы входят только животные организмы;

в) организмы оказывают большое влияние на земные оболочки;

г) хозяйственная деятельность человека может отрицательно влиять на биосферу.

4) Перепутанные события и понятия.

4.Раздаются карточки - задача учеников сложить цепочку взаимодействия организмов с оболочкой, составить развернутый ответ.

1.Взаимодействие организмов и атмосферы:

Слова на карточке: «тепло», «влажность», «растения», «кислород», «углекислый газ», «животные».

2. Взаимодействие организмов и гидросферы:

Слова на карточке: «моллюски», «кальций, растворенный в океанической воде», «известняк».

3. Воздействие организмов на литосферу:

Слова на карточке: «остатки растений и животных», «почва», «бактерии», «кислород», «углекислый газ», «животные».

4. Слова на карточке: «корни растений», «гранит», «щебень, песок, глина».

Что такое географическая оболочка?

Географическая оболочка - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли.

Какие это оболочки?

Постановка проблемы

  1. Ученику дается горная порода - камень - лито.

Необходимо составить определение понятия «литосфера»

Вывод: Литосфера - это каменная оболочка Земли

Постановка проблемы

  1. Ученику дается в сосуде вода - гидро.

Необходимо составить определение понятия «гидросфера»

Вывод: Гидросфера - это водная оболочка Земли

Постановка проблемы

  1. Ученику дается пустая колба. Что внутри? Воздух - атмо.

Необходимо составить определение понятия «атмосфера»

Вывод: Атмосфера - это воздушная оболочка Земли

Постановка проблемы

  1. Ученику дается растение - живой организм - био.

Необходимо составить определение понятия «биосфера»

Вывод: Биосфера - это оболочка жизни.

Что такое географическая оболочка?

Географическая оболочка - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Анализ схемы ГО

Почему мы говорим, что ГО - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли?

Может быть, оболочки существуют изолированно?

Давайте попробуем доказать, что сферы взаимопроникают и взаимодействуют.

Доказательство №1

Докажите взаимодействие биосферы и атмосферы на следующем примере:

«Зеленые растения выделяют кислород».

Учащиеся приводят свои доказательства.

Доказательство №2

Докажите взаимодействие гидросферы и литосферы на следующем примере:

«Реки изменяют рельеф».

Доказательство №3

Докажите взаимодействие гидросферы и атмосферы на следующем примере:

«Вода, испаряясь с поверхности Мирового океана, превращается в водяной пар».

Вывод:

Географическая оболочка - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Рассмотрим закономерности ГО:

1.Целостность доказывает, что ГО - это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

2. Ритмичность

Как Вы думаете, что такое ритмичность?

Рассуждения обучающихся…

Ритмичность- это характерная черта географической оболочки, свойственная живой и неживой природе. Это ритмы природы:

- смена дня и ночи

- суточный ход температуры воздуха

- одни животные проявляют активность днем, другие ночью

- смена времен года - сезонность

3. Зональность - проявляется в ярко выраженных различиях природных условий в зависимости от широты.

Физкультминутка:

- хлопки в ладоши на внимание

- игра «Как живешь?»

Какими свойствами обладает географическая оболочка?

1.Наличие живых организмов в почве.

2. Усвоение и преобразование солнечной энергии. Зеленые растения усваивают солнечную энергию, которая идет на процессы образования органических веществ из неорганических.


  1. Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состояниях.

4.Возникновение человека и развитие человеческого общества

5.Все процессы в ГО протекают под воздействием солнечной энергии.

Все компоненты ГО связаны в единое целое посредством круговорота вещества и энергии, между всеми сферами Земли: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.

Какие бывают круговороты вещества и энергии?

  1. Круговорот воды в природе.

  2. Биологический круговорот.

  3. Круговорот воздуха в тропосфере.

Анализ рисунков-схем круговоротов обучающимися.

Задание:

Сделать открытие: « Географическая оболочка - это оболочка жизни - биосфера».

В.И. Вернадский считал, что живые организмы - это самая могущественная сила на земной поверхности, преобразующая природу.

Почему?

- зеленые растения - источник кислорода;

-живые организмы создали огромные запасы горных пород: известняки, нефть, газ, уголь;

-организмы непрерывно потребляют и выводят воду;

-под влиянием живых организмов появились почвы;

-жизнь в самых разных формах пронизывает все оболочки Земли.

Следовательно, можно сделать вывод, что географическая оболочка - это оболочка жизни - биосфера - наш дом».

3.Итоги урока.

Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.

Этап рефлексии:

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

Было бы хорошо, если бы…

Какие чувства вы испытываете?

Заслушивается рефлексия. Раздаются смайлики и учащиеся отмечают свое настроение от урока.

Спасибо всем за работу. Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.


© 2010-2022