Урок географии Хождение за три моря, 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта урока географии

Предмет: география.

Класс: 5А класс МАОУ СОШ №36 города Томска

Уровень образования: основное общее образование.

Учитель: Аникина Т.П.

Тема: Хождение за три моря.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: Формирование представлений учащихся о путешествии А.Никитина в Индию о его вкладе в изучение региона.

Задачи:

1.Образовательные: рассмотреть причины и особенности путешествия А. Никитина, познакомить учащихся с жизнью и деятельностью путешественника и раскрыть его роль в формировании представления об Индии на Руси.

2.Развивающие: развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой, развивать умение работать с картой и на контурной карте. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

3. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с текстом для исследования ,

Предметные: называть и показывать географические объекты; знать исторические названия морей;

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, с текстом учебника и с дополнительным материалом, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: Формирование умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные УУД: Формирование способности сопереживания; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Ключевые слова: Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Чёрное море, Смоленск, «Хождение за три моря».

Ресурсы: «География» 5 класс. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский; мультимедийное оборудование, учебник, атлас, контурная карта, маршрутная карта



Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1 этап. Организационный момент

(2 мин).

Приветствие учителя.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. (Личностные УУД)

2 этап.

Подготовка к активной учебной деятельности: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

(8 мин)

Проводится прием «Ассоциативный ряд»: понятию «Индия» нужно выписать в столбик слова-ассоциации и составить текст описания данной страны, используя записанные слова.

В процессе составления ассоциации составляется логическая цепочка: страна-маршрут- путешественники (используется карты атласа).Далее происходит знакомство с фото русского путешественника.

Ученикам предлагается составить вопросы и сформулировать тему, цели и задачи урока. Оставить запись на доске, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.



А теперь вернемся к нашим путешественникам, с какой целью они совершали свои открытия, и кто же они были по профессии? Для этого нам надо заполнить таблицу

Путешественники

Цель путешествий

Сфера деятельности

Финникийцы

Пифей

Эрик Рыжий

Марко Поло



Проводит прием, записывая на доске ассоциации учеников.

Помогает составить логическую цепочку.

Слайд 1

Предлагает составить вопросы, сформулировать тему, цели и задачи урока.

Проводит фронтальный опрос с помощью презентации (слайд 2)

Создает проблемную ситуацию (прил.1 слайд 3)

Составляют ассоциации к понятию «Индия».

Пряности, полуостров, богатство, шелк, индийцы, чай, сари

Индия-это страна,…

Составляют вопросы к понятию, на основе логической цепочки (Индия- сухопутный и морской путь- А. Никитин и Васко Да Гама).

Составляют вопросы, которые записываются на доске учителем. Формулируют тему урока, цели и задачи.

1. Рассмотреть причины и особенности путешествия.

2.Познакомится с жизнью и деятельностью русского путешественника.

3. Какова роль купца в формировании представления об Индии на Руси.



Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решают проблемную ситуацию. Устно заполняют таблицу.

Осознанно строят речевые высказывания (Коммуникативные УУД)

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения (Познавательные УУД)

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

(Регулятивные УУД)

Формирование умений объяснять результаты географических путешествий. (Познавательные УУД)

Формирование речевой деятельности

(Личностные УУД) проговаривать последовательность действий на уроке; определять каких знаний им не хватает; работать по плану, инструкции;

(Регулятивные УУД)

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

- определять причины и следствия географическихпутешествий и открытий.

(Предметные УУД):

3 этап. Открытие новых знаний.

Работа в группах (15 мин)

Погружение в проблему: Как вы думаете, Афанасий Никитин-первый учёный-географ Руси или предприимчивый купец?

Для этого необходимо познакомиться с его биографией и историческими данными из текста.

Сегодня мы поработаем в группах, каждая группа получит свое задания.

Погружает в проблему и направляет деятельность учащихся для решения этой проблемы

Слайд 4. Приложение 2,3



Слайд 5

Работают в группах. Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)





Умение находить способы решения проблемы. Работа в группе. Распределение обязанностей внутри группы. Участвуют в обсуждении содержания материала (Коммуникативные УУД)

Формировать умение способности к саморазвитию. (Личностные УУД)

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Извлечение необходимой информации, выстраивание логической цепочки рассуждения; (Регулятивные УУД)

4 этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Озвучивание результатов работы групп



Направляет деятельность учащихся, оценивает работу в группах. Направляет учащихся на оценивание других групп по критериям

Озвучивают свои записи, слушают, делятся впечатлениями. Осуществляют процедуру проверки учебной деятельности своих товарищей на уроке

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

(Коммуникативные УУД)

Применяют полученные знания. Отработка операций, в которых допущены ошибки. (Познавательные УУД)

Оцениванют работы других групп. Отрабатывают навыки работы с картой в целом. (Регулятивные УУД)

5 этап Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

(5 мин)

Вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме и теперь попытаться снова ответить на вопрос: «Афанасий Никитин-первый учёный-географ Руси или предприимчивый купец?»

Поведение итогов урока с использованием записей на доске, в ходе этого устанавливается связь между целью деятельности учеников и ее результатом.

Проводиться рефлексия

Задает вопросы, написанные на доске.

Слайд 6

Организует самооценку рефлексию. Приложение 4



Отвечают на вопросы и тем самым формулируют четкие выводы.

Слушают, оценивают свою деятельность на уроке, рефлексируют по заданному алгоритму

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- рефлексия способов и условий действий. (Познавательные УУД)

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. (Коммуникативные УУД)

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

(ЛичностныеУУД)

6 этап. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. (3 мин).

§ 11, с. 58 от теории к практике

Подготовить мини-проект (2-3 человека) «Путешествие А.Никитина» (результат- буклет)

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слайд 7

Записывают задания в дневники.

Учебно-познавательный интерес, самоопределение,самосознание (ЛичностныеУУД)

Список использованной литературы


  1. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс.- Москва: ООО «Русское слово-учебник», 2013.

  2. Ананьева Е. Планета Земля. Иллюстрированный атлас школьника. - Москва: Аванта+, 2004.

  3. Верзина А.К. Географические игры в школе. Из опыта работы. - Москва: Просвещение, 1966.

  4. Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. - Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Домогацких Е.Л. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. -Москва: Русское слово, 2008.

  6. Домогацких Е.Л., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс. -Москва: Русское слово, 2009.







© 2010-2022