• Преподавателю
  • География
  • Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конкурс

методических служб

образовательных организаций


номинация

«Лучший опыт педагогической работы»





тема

«Повышение качества образования по географии через проектную деятельность в рамках работы школьного географического общества «Вперед к вершинам!»
















МБОУ СОШ № 15

им.В.И.Костина

х.Средний Челбас

Учитель географии Сосновая И.Н.



Единая методическая тема школы:

Использование современных педагогических технологий в целях обеспечения доступности качественного образования.

Цель представляемого опыта:

Решение проблемы мотивации и повышения качества географического образования через использование современных педагогических технологий проектно-исследовательской деятельности в рамках работы ШГО «Вперед к вершинам!»

Задачи работы ШГО «Вперед к вершинам!»

  • Через проектную деятельность выявлять особенности непредвзятого научного взгляда на исторические и географические события, определившие судьбы мира и нашего Отечества.

  • Дать импульс к позитивному восприятию реалий сегодняшнего дня через четкие жизненные и нравственные ориентиры, способствуя успешной социализации подростков с девиантным поведением;

  • Привлечь подростков в гущу научной, культурно-просветительской и практической деятельности проектно-направленной школы для комплексной подготовки к восприятию окружающего мира, реализации себя в общественно-полезной деятельности на благо общества, освоению необходимых в практической жизни навыков.

Участники: обучающиеся

​ Представление педагогического опыта:

Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

Хутор Средний Челбас находится в отдаленности от районного центра, на окраине Павловского района, причем, на подвозе - около 50 % всех школьников, что затрудняет организацию внеурочной деятельности. Одним из самых труднопреодолеваемых условий работы является сложное социальное неблагополучие.

Выявлены следующие проблемы: низкое качество знаний учащихся, отсутствие желания участвовать в конкурсах, низкий социальный уровень родителей и низкий социальный запрос (практически полное отсутствие мотивации) на качество образования: признание родителями и детьми отсутствия взаимосвязи между качеством жизни и качеством образования, низкий уровень востребованности качественного образования при определении жизненного маршрута детей.

Мой педагогический опыт, которым можно поделиться, возник на основе следующих определенных условий:

- создание на базе школы МИП по теме «Моделирование успешной социализации педагогов и обучающихся через проектную деятельность в условиях сельской малокомплектной школы»;

- острая необходимость решения проблемы мотивации обучающихся, создание условий ориентации на высокое качество образования;

- достаточно большой процент обучающихся с девиантным поведением и низкий уровень успешной социализации обучающихся по окончанию школы.

Одним из основных направлений инновационной деятельности является создание единого образовательного и воспитательного пространства для разностороннего развития личности ребенка. Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая осуществляется в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Так возникла идея организации школьного географического общества «Вперед к вершинам!».

Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

Интеграция базового и дополнительного образования, проектной и исследовательской деятельности, внеурочной работы - основная идея ШГО «Вперед к вершинам». Путешествие и исследование - самые доступные, понятные и, главное, интересные ребятам способы познания мира. Исследовательский метод поможет подросткам выстроить жизненную линию в любой сфере деятельности, не потеряться, не растеряться, быть готовым к любым испытаниям! Именно, такие принципы организации работы ШГО направлены на моделирование ситуации успешности в окружающем социуме. Организация работы ШГО в рамках проектной деятельности способствуют не только успешной социализации подростков, но и помогает раскрыть им свой творческий потенциал, способствует достижению метапредметных результатов.

Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

В рамках работы ШГО действуют следующие проекты: Школа Следопытов-волонтеров, Пресс-центр Следопыта, Следопыты в Интернете.

Проект

Школа Следопытов-волонтеров

Волонтер - человек осуществляющий добровольную деятельность, как обучение, работу, внимание и заботу, помощь и информирование, социальную поддержку разным социальным слоям общества, которая направлена на всеобщее благо.

Волонтеры - это люди, которые имеют благородную идею, несут добро и любовь в наш мир. Быть волонтером очень почетно. Ведь волонтер, прежде всего, - человек, который уверен в себя, в свои силы и знает, как и чем может помочь.

Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

Цель проекта:

Организация добровольной деятельности обучающихся по поиску и решению эколого-географических проблем Краснодарского края.

Основные задачи проекта:


• Популяризировать идеи добровольчества через проектную деятельность, направленную на успешную социализацию обучающихся и географическое познание мира;
• Получить необходимый опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в сфере добровольчества;
• Получение опыта организации и проведения социальных добровольческих акций, направленных на выявление особенностей непредвзятого научного взгляда на исторические и географические события, определившие судьбы края и нашего Отечества

• Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
• Распространение инициативы волонтерского движения и взаимодействие с волонтерскими организациями других образовательных организаций.

Механизм и поэтапный план реализации проекта

Главными объектами исследования в физической географии являются: материки, ландшафт, климат, воды, почвы, флора и фауна; а в социально-экономической - население, хозяйство, ресурсы.

Главной задачей географии уже давно стало не землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. К решению этой задачи география подготовлена как всем ходом своего исторического развития, так и своим особым положением в современной системе наук, где она играет роль своего рода "мостика" между естественными и общественными науками. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.

Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

В связи с этим цель географического образования школьников реализуется через:

- проведение наблюдений, исследований, экспедиций;

- анализ и синтез картографических и статистических данных;

- ознакомление с текстами учебника, Интернет и др. источниками информации.

В Школу Следопытов-волонтеров включаются обучающиеся 5-11 классов на добровольной основе.

В рамках реализации проекта запланировано проведение следующих мероприятий:

форма

тема

дата

результат

1

Исследовательская работа

«Экономико-географические возможности в дальнейшем развитии моего хутора»

Февраль-март

Защита на общешкольном фестивале проектных работ

2

Географический фотопроект

«Подари природе жизнь»

Февраль-март

Выставка лучших работ на школьном сайте и в рекреациях школы

3

Социально-географическая акция

«География среди нас»

июнь

Популяризация географических знаний в социуме

Ожидаемые результаты:

- массовое вовлечение обучающихся в проектно-исследователькую деятельность, направленную на популяризацию географических знаний;

- создание возможностей и условий для развития волонтерского движения, признания детьми ценностей добровольничества как необходимого условия успешной социализации;

- осознание каждым ребенком собственной деятельностной значимости в развитии будущего страны.

Проект

Пресс-центр Следопыта

Управление современным развитием общества становится информационным процессом, потому что:

в эпоху информационного взрыва рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;

развиваются массово-коммуникационные процессы;

общая теория информации требует тщательной разработки;

информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;

информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в развитии современного общества;

прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не мыслится.

Цель проекта:

Организация информационной научной, культурно-просветительской географической деятельности обучающихся для комплексной подготовки к восприятию окружающего мира, реализации себя в общественно-полезной деятельности на благо общества, освоению необходимых в практической жизни навыков.

Основные задачи проекта:

• Получить необходимый опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в сфере информатизации;
• Организовать информационно-научную, культурно-просветительскую деятельность обучающихся в области географического познания мира.

Радио Следопытов проводит подготовку и трансляцию информационных знаний о значимых географических событиях как исторических, так и современных.

В рамках реализации проекта запланировано проведение следующих мероприятий:

форма

тема

дата

результат

1

Радио-трансляция

«География в истории»

март

«Подари природе жизнь»

апрель

«География среди нас»

май

2

Выпуск школьной газеты

«Дружу с географией»

ежемесячно

Включение статей на географические темы в школьную газету

Ожидаемые результаты:

- массовое вовлечение обучающихся в информационную деятельность, направленную на популяризацию географических знаний;

- создание возможностей и условий для развития интересов и социальной активности обучающихся как необходимое условие успешной социализации;

- осознание каждым ребенком собственной деятельностной значимости в развитии современного общества.

Проект

Следопыты в Интернете

Интернет за последний десяток лет уже перестал быть диковинкой, развлечением, или узкоспециальным инструментом. Интернет стал частью культуры и повседневной жизни людей в любой стране нашей планеты.

В повседневной жизни интернет используется как для поиска информации, так и для общения и развлечения. Что же такое интернет для подростков? Это прежде всего свобода.

Свобода выбора, свобода общения, свобода открыто высказать свое мнение, свобода в выборе развлечений, что делает жизнь более комфортной и насыщенной.

Наравне с этим все большее распространение получает мнение, что интернет - это школа жизни, конечно, имея в виду, что это школа жизни в первую очередь для подрастающего поколения. Но, как и у всякой школы, здесь есть положительные и отрицательные стороны. И мы превращаем проблемы в точки роста.

Цель проекта:

Организация деятельности обучающихся по использованию Интернета в целях изучения пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности.

Основные задачи проекта:


• направить деятельность детей в пространстве интернета на успешную социализацию через географическое познание мира;
• получить необходимый опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в поле интернета;
• Получить опыт организации и проведения социальных акций, направленных на выявление особенностей непредвзятого научного взгляда на исторические и географические события, определившие судьбы края и нашего Отечества

В рамках реализации проекта запланировано проведение следующих мероприятий:

форма

тема

дата

результат

1

Исследовательская работа

«Экономико-географические возможности в дальнейшем развитии моего хутора»

Февраль-март

размещение проектных работ на школьном сайте и личных страничках в социальных сообществах

2

Географический фотопроект

«Подари природе жизнь»

Февраль-март

Выставка лучших работ на школьном сайте и на личных страницах социальных сообществ

3

Социально-географическая акция

«География среди нас»

июнь

Популяризация географических знаний в интернет-социуме

Ожидаемые результаты:

- массовое вовлечение обучающихся в проектно-исследователькую деятельность, направленную на популяризацию географических знаний;

- создание возможностей и условий для использования интернет-ресурсов как важного условия успешной социализации;

- осознание каждым ребенком собственной деятельностной значимости в развитии будущего страны.

Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

"Становится мастером педагогического труда лишь тот, кто почувствовал в себе исследователя" В.А.Сухомлинский

Актуальность представляемого опыта необходимо связать с выполнением социального заказа родителей и государства, качеством реализации требований ФГОС, содержание, формы и педагогические технологии, используемые в организации работы ШГО, направлены на решение обозначенных в самом начале задач, интересны для обучающихся, а поэтому результативны. Работа только начата, проекты в действии, но можно отметить повышенный интерес и активность и обучающихся, и родителей к такой форме организации образовательной деятельности обучающихся. Процент охвата дистанционными олимпиадами по географии составляет на сегодняшний день - 19 %, прирост по сравнению с прошлым годом - 18 %, проектной внеурочной деятельностью охвачено - 34 %, что соответствует целевым показателям школы.

На каждый проект мы заполняем в школе технологическую карту.

Примером может служить следующая карта:

Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Сосновая Ирина Николаевна

Регион

Краснодарский край

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

х.Средний Челбас

Номер и/или название школы/ОУ

МБОУ СОШ № 15 им.В.И.Костина

Описание проекта

Название темы учебного проекта

«Экономико-географические возможности в дальнейшем развитии моего хутора»

Краткое содержание проекта

Через исследование влияния экономико-географического положения на развитие любой территории, особенности ЭГП хутора, краткого анализа имеющихся и необходимых ресурсов предложить решение проблем развития хутора как территории.

Предмет(ы)

география

Класс(-ы)

8-11

Приблизительная продолжительность проекта

3 месяца

Основа проекта

Технология проектно-исследовательской деятельности

ИКТ

Интернет-ресурсы

Теоретические и практические предметные ЗУН

Государственные стандарты, на выполнение которых ориентирован проект:

Работа с одаренными учащимися.

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Владение ИКТ-компетенциями.

Умение действовать освоенными способами и средствами в основной школе в различных учебных и практических ситуациях



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • особенности характеристики ГП, ЭГП

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • анализировать ресурсообеспеченность территории, выявлять проблемы экономического развития во взаимосвязи с географическим положением

Дидактические цели / Ожидаемые результаты

Вопросы, направляющие проект:

Экономико-географическое положение

Отрасли сельского хозяйства

Особенности природного и человеческого ресурса

Внешние связи в перспективном развитии территории

Дидактические цели:

овладение учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях на примере географического исследования собственной местности

В связи с этим цель работы реализуется через:

- проведение наблюдений, исследований, экспедиций;

- анализ и синтез картографических и статистических данных;

- ознакомление с текстами учебника, Интернет и др. источниками информации.

Основополагающий вопрос

Как экономико-географическое положение хутора влияет на его развитие?

Проблемные вопросы проекта

  1. Как особенности географического положения влияют на развитие экономики территории?

  2. Какие проблемы вытекают из особенностей ЭГП территории?

  3. Как новые внешние и внутренние связи могут способствовать развитию территории?

Учебные и воспитательные вопросы

  1. Характеристика ГП, ЭГП территории.

  2. Углубление понимания особенностей и проблем ресурсообеспеченности.

  3. Развитие умения ставить стратегические цели развития и предлагать пути решения обозначенных экономических и социальных проблем.

  4. Развитие критического мышления через использование географических методов исследования.

  5. Развитие социально активной личности с четко выраженной позитивной жизненной позицией.

План оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

  1. Тест на выявление знаний учащихся необходимых для изучения новой темы.

  2. Формирование критериев оценивания работы над проектом.

  3. Мозговой штурм: придумываем гипотезу проекта.

  1. Оформление результатов: исследовательская работа, WiKi-статья, презентации.

  2. Оценочные листы.

  3. Журнал проекта с записями наблюдений для корректировки обучения и получения основания для заключительного оценивания.


  1. Защита результатов исследовательской деятельности на школьном фестивале исследовательских работ.

  2. Демонстрация результатов исследований на общешкольном родительском собрании.

  3. Участие в тематических конкурсах.

Описание методов оценивания

  1. Вводная презентация учителя нацелена на развитие у обучающихся критического мышления, выработку умений и навыков самоуправления процессом своей деятельности, представления темы программного учебного материала в интересной для учеников форме, организацию коллективной учебной деятельности.

  2. Таблицы З-И-У. Таблица актуализирует имеющиеся у учащихся знания о теме учебного предмета, что позволяет им устанавливать собственные взаимосвязи до начала подробного освоения учебного материала, постановку целей и фиксацию новых знаний.

  3. Мозговой штурм позволяет участвовать в структурированном взаимодействии педагогу, ученикам, развивает навыки эффективной коммуникации.

  4. Журнал участников проекта. В ходе проекта ведется журнал, в котором фиксируются этапы работы, размышления, наблюдения, там же хранятся все заполненные бланки, схемы, рисунки, диаграммы, литература, Web-ресурсы.

  5. Журнал наблюдений учителя. Индивидуальные неформальные беседы учителя с учеником - способ выявить имеющиеся знания, умения, навыки в рамках необходимых для выполнения проектов компетенций; материал для мониторинга успешности каждого ученика.

  6. Каждый обучающийся по завершению исследований создает текст проектно-исследовательской работы и по желанию презентацию .

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Умения работать с различными источниками информации.

Навыки подготовки и проведения презентаций.

Умения собирать и обрабатывать нужную информацию.


© 2010-2022