- Преподавателю
- География
- Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии
Статья по географии на тему Обобщение педагогического опыта по организации внеурочной деятельности по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Сосновая И.Н. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конкурс
методических служб
образовательных организаций
номинация
«Лучший опыт педагогической работы»
тема
«Повышение качества образования по географии через проектную деятельность в рамках работы школьного географического общества «Вперед к вершинам!»
МБОУ СОШ № 15
им.В.И.Костина
х.Средний Челбас
Учитель географии Сосновая И.Н.
Единая методическая тема школы:
Использование современных педагогических технологий в целях обеспечения доступности качественного образования.
Цель представляемого опыта:
Решение проблемы мотивации и повышения качества географического образования через использование современных педагогических технологий проектно-исследовательской деятельности в рамках работы ШГО «Вперед к вершинам!»
Задачи работы ШГО «Вперед к вершинам!»
-
Через проектную деятельность выявлять особенности непредвзятого научного взгляда на исторические и географические события, определившие судьбы мира и нашего Отечества.
-
Дать импульс к позитивному восприятию реалий сегодняшнего дня через четкие жизненные и нравственные ориентиры, способствуя успешной социализации подростков с девиантным поведением;
-
Привлечь подростков в гущу научной, культурно-просветительской и практической деятельности проектно-направленной школы для комплексной подготовки к восприятию окружающего мира, реализации себя в общественно-полезной деятельности на благо общества, освоению необходимых в практической жизни навыков.
Участники: обучающиеся
Представление педагогического опыта:
Хутор Средний Челбас находится в отдаленности от районного центра, на окраине Павловского района, причем, на подвозе - около 50 % всех школьников, что затрудняет организацию внеурочной деятельности. Одним из самых труднопреодолеваемых условий работы является сложное социальное неблагополучие.
Выявлены следующие проблемы: низкое качество знаний учащихся, отсутствие желания участвовать в конкурсах, низкий социальный уровень родителей и низкий социальный запрос (практически полное отсутствие мотивации) на качество образования: признание родителями и детьми отсутствия взаимосвязи между качеством жизни и качеством образования, низкий уровень востребованности качественного образования при определении жизненного маршрута детей.
Мой педагогический опыт, которым можно поделиться, возник на основе следующих определенных условий:
- создание на базе школы МИП по теме «Моделирование успешной социализации педагогов и обучающихся через проектную деятельность в условиях сельской малокомплектной школы»;
- острая необходимость решения проблемы мотивации обучающихся, создание условий ориентации на высокое качество образования;
- достаточно большой процент обучающихся с девиантным поведением и низкий уровень успешной социализации обучающихся по окончанию школы.
Одним из основных направлений инновационной деятельности является создание единого образовательного и воспитательного пространства для разностороннего развития личности ребенка. Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая осуществляется в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Так возникла идея организации школьного географического общества «Вперед к вершинам!».
Интеграция базового и дополнительного образования, проектной и исследовательской деятельности, внеурочной работы - основная идея ШГО «Вперед к вершинам». Путешествие и исследование - самые доступные, понятные и, главное, интересные ребятам способы познания мира. Исследовательский метод поможет подросткам выстроить жизненную линию в любой сфере деятельности, не потеряться, не растеряться, быть готовым к любым испытаниям! Именно, такие принципы организации работы ШГО направлены на моделирование ситуации успешности в окружающем социуме. Организация работы ШГО в рамках проектной деятельности способствуют не только успешной социализации подростков, но и помогает раскрыть им свой творческий потенциал, способствует достижению метапредметных результатов.
В рамках работы ШГО действуют следующие проекты: Школа Следопытов-волонтеров, Пресс-центр Следопыта, Следопыты в Интернете.
Проект
Школа Следопытов-волонтеров
Волонтер - человек осуществляющий добровольную деятельность, как обучение, работу, внимание и заботу, помощь и информирование, социальную поддержку разным социальным слоям общества, которая направлена на всеобщее благо.
Волонтеры - это люди, которые имеют благородную идею, несут добро и любовь в наш мир. Быть волонтером очень почетно. Ведь волонтер, прежде всего, - человек, который уверен в себя, в свои силы и знает, как и чем может помочь.
Цель проекта:
Организация добровольной деятельности обучающихся по поиску и решению эколого-географических проблем Краснодарского края.
Основные задачи проекта:
• Популяризировать идеи добровольчества через проектную деятельность, направленную на успешную социализацию обучающихся и географическое познание мира;
• Получить необходимый опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в сфере добровольчества;
• Получение опыта организации и проведения социальных добровольческих акций, направленных на выявление особенностей непредвзятого научного взгляда на исторические и географические события, определившие судьбы края и нашего Отечества
• Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
• Распространение инициативы волонтерского движения и взаимодействие с волонтерскими организациями других образовательных организаций.
Механизм и поэтапный план реализации проекта
Главными объектами исследования в физической географии являются: материки, ландшафт, климат, воды, почвы, флора и фауна; а в социально-экономической - население, хозяйство, ресурсы.
Главной задачей географии уже давно стало не землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. К решению этой задачи география подготовлена как всем ходом своего исторического развития, так и своим особым положением в современной системе наук, где она играет роль своего рода "мостика" между естественными и общественными науками. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.
Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
В связи с этим цель географического образования школьников реализуется через:
- проведение наблюдений, исследований, экспедиций;
- анализ и синтез картографических и статистических данных;
- ознакомление с текстами учебника, Интернет и др. источниками информации.
В Школу Следопытов-волонтеров включаются обучающиеся 5-11 классов на добровольной основе.
В рамках реализации проекта запланировано проведение следующих мероприятий:
№
форма
тема
дата
результат
1
Исследовательская работа
«Экономико-географические возможности в дальнейшем развитии моего хутора»
Февраль-март
Защита на общешкольном фестивале проектных работ
2
Географический фотопроект
«Подари природе жизнь»
Февраль-март
Выставка лучших работ на школьном сайте и в рекреациях школы
3
Социально-географическая акция
«География среди нас»
июнь
Популяризация географических знаний в социуме
Ожидаемые результаты:
- массовое вовлечение обучающихся в проектно-исследователькую деятельность, направленную на популяризацию географических знаний;
- создание возможностей и условий для развития волонтерского движения, признания детьми ценностей добровольничества как необходимого условия успешной социализации;
- осознание каждым ребенком собственной деятельностной значимости в развитии будущего страны.
Проект
Пресс-центр Следопыта
Управление современным развитием общества становится информационным процессом, потому что:
в эпоху информационного взрыва рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;
развиваются массово-коммуникационные процессы;
общая теория информации требует тщательной разработки;
информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;
информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в развитии современного общества;
прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не мыслится.
Цель проекта:
Организация информационной научной, культурно-просветительской географической деятельности обучающихся для комплексной подготовки к восприятию окружающего мира, реализации себя в общественно-полезной деятельности на благо общества, освоению необходимых в практической жизни навыков.
Основные задачи проекта:
• Получить необходимый опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в сфере информатизации;
• Организовать информационно-научную, культурно-просветительскую деятельность обучающихся в области географического познания мира.
Радио Следопытов проводит подготовку и трансляцию информационных знаний о значимых географических событиях как исторических, так и современных.
В рамках реализации проекта запланировано проведение следующих мероприятий:
№
форма
тема
дата
результат
1
Радио-трансляция
«География в истории»
март
«Подари природе жизнь»
апрель
«География среди нас»
май
2
Выпуск школьной газеты
«Дружу с географией»
ежемесячно
Включение статей на географические темы в школьную газету
Ожидаемые результаты:
- массовое вовлечение обучающихся в информационную деятельность, направленную на популяризацию географических знаний;
- создание возможностей и условий для развития интересов и социальной активности обучающихся как необходимое условие успешной социализации;
- осознание каждым ребенком собственной деятельностной значимости в развитии современного общества.
Проект
Следопыты в Интернете
Интернет за последний десяток лет уже перестал быть диковинкой, развлечением, или узкоспециальным инструментом. Интернет стал частью культуры и повседневной жизни людей в любой стране нашей планеты.
В повседневной жизни интернет используется как для поиска информации, так и для общения и развлечения. Что же такое интернет для подростков? Это прежде всего свобода.
Свобода выбора, свобода общения, свобода открыто высказать свое мнение, свобода в выборе развлечений, что делает жизнь более комфортной и насыщенной.
Наравне с этим все большее распространение получает мнение, что интернет - это школа жизни, конечно, имея в виду, что это школа жизни в первую очередь для подрастающего поколения. Но, как и у всякой школы, здесь есть положительные и отрицательные стороны. И мы превращаем проблемы в точки роста.
Цель проекта:
Организация деятельности обучающихся по использованию Интернета в целях изучения пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности.
Основные задачи проекта:
• направить деятельность детей в пространстве интернета на успешную социализацию через географическое познание мира;
• получить необходимый опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в поле интернета;
• Получить опыт организации и проведения социальных акций, направленных на выявление особенностей непредвзятого научного взгляда на исторические и географические события, определившие судьбы края и нашего Отечества
В рамках реализации проекта запланировано проведение следующих мероприятий:
№
форма
тема
дата
результат
1
Исследовательская работа
«Экономико-географические возможности в дальнейшем развитии моего хутора»
Февраль-март
размещение проектных работ на школьном сайте и личных страничках в социальных сообществах
2
Географический фотопроект
«Подари природе жизнь»
Февраль-март
Выставка лучших работ на школьном сайте и на личных страницах социальных сообществ
3
Социально-географическая акция
«География среди нас»
июнь
Популяризация географических знаний в интернет-социуме
Ожидаемые результаты:
- массовое вовлечение обучающихся в проектно-исследователькую деятельность, направленную на популяризацию географических знаний;
- создание возможностей и условий для использования интернет-ресурсов как важного условия успешной социализации;
- осознание каждым ребенком собственной деятельностной значимости в развитии будущего страны.
"Становится мастером педагогического труда лишь тот, кто почувствовал в себе исследователя" В.А.Сухомлинский
Актуальность представляемого опыта необходимо связать с выполнением социального заказа родителей и государства, качеством реализации требований ФГОС, содержание, формы и педагогические технологии, используемые в организации работы ШГО, направлены на решение обозначенных в самом начале задач, интересны для обучающихся, а поэтому результативны. Работа только начата, проекты в действии, но можно отметить повышенный интерес и активность и обучающихся, и родителей к такой форме организации образовательной деятельности обучающихся. Процент охвата дистанционными олимпиадами по географии составляет на сегодняшний день - 19 %, прирост по сравнению с прошлым годом - 18 %, проектной внеурочной деятельностью охвачено - 34 %, что соответствует целевым показателям школы.
На каждый проект мы заполняем в школе технологическую карту.
Примером может служить следующая карта:
Автор проекта
Фамилия, имя отчество
Сосновая Ирина Николаевна
Регион
Краснодарский край
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
х.Средний Челбас
Номер и/или название школы/ОУ
МБОУ СОШ № 15 им.В.И.Костина
Описание проекта
Название темы учебного проекта
«Экономико-географические возможности в дальнейшем развитии моего хутора»
Краткое содержание проекта
Через исследование влияния экономико-географического положения на развитие любой территории, особенности ЭГП хутора, краткого анализа имеющихся и необходимых ресурсов предложить решение проблем развития хутора как территории.
Предмет(ы)
география
Класс(-ы)
8-11
Приблизительная продолжительность проекта
3 месяца
Основа проекта
Технология проектно-исследовательской деятельности
ИКТ
Интернет-ресурсы
Теоретические и практические предметные ЗУН
Государственные стандарты, на выполнение которых ориентирован проект:
Работа с одаренными учащимися.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Владение ИКТ-компетенциями.
Умение действовать освоенными способами и средствами в основной школе в различных учебных и практических ситуациях
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
знать/понимать
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
назначение и функции операционных систем;
-
особенности характеристики ГП, ЭГП
уметь
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
анализировать ресурсообеспеченность территории, выявлять проблемы экономического развития во взаимосвязи с географическим положением
Дидактические цели / Ожидаемые результаты
Вопросы, направляющие проект:
Экономико-географическое положение
Отрасли сельского хозяйства
Особенности природного и человеческого ресурса
Внешние связи в перспективном развитии территории
Дидактические цели:
овладение учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях на примере географического исследования собственной местности
В связи с этим цель работы реализуется через:
- проведение наблюдений, исследований, экспедиций;
- анализ и синтез картографических и статистических данных;
- ознакомление с текстами учебника, Интернет и др. источниками информации.
Основополагающий вопрос
Как экономико-географическое положение хутора влияет на его развитие?
Проблемные вопросы проекта
-
Как особенности географического положения влияют на развитие экономики территории?
-
Какие проблемы вытекают из особенностей ЭГП территории?
-
Как новые внешние и внутренние связи могут способствовать развитию территории?
Учебные и воспитательные вопросы
-
Характеристика ГП, ЭГП территории.
-
Углубление понимания особенностей и проблем ресурсообеспеченности.
-
Развитие умения ставить стратегические цели развития и предлагать пути решения обозначенных экономических и социальных проблем.
-
Развитие критического мышления через использование географических методов исследования.
-
Развитие социально активной личности с четко выраженной позитивной жизненной позицией.
План оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
-
Тест на выявление знаний учащихся необходимых для изучения новой темы.
-
Формирование критериев оценивания работы над проектом.
-
Мозговой штурм: придумываем гипотезу проекта.
-
Оформление результатов: исследовательская работа, WiKi-статья, презентации.
-
Оценочные листы.
-
Журнал проекта с записями наблюдений для корректировки обучения и получения основания для заключительного оценивания.
-
Защита результатов исследовательской деятельности на школьном фестивале исследовательских работ.
-
Демонстрация результатов исследований на общешкольном родительском собрании.
-
Участие в тематических конкурсах.
Описание методов оценивания
-
Вводная презентация учителя нацелена на развитие у обучающихся критического мышления, выработку умений и навыков самоуправления процессом своей деятельности, представления темы программного учебного материала в интересной для учеников форме, организацию коллективной учебной деятельности.
-
Таблицы З-И-У. Таблица актуализирует имеющиеся у учащихся знания о теме учебного предмета, что позволяет им устанавливать собственные взаимосвязи до начала подробного освоения учебного материала, постановку целей и фиксацию новых знаний.
-
Мозговой штурм позволяет участвовать в структурированном взаимодействии педагогу, ученикам, развивает навыки эффективной коммуникации.
-
Журнал участников проекта. В ходе проекта ведется журнал, в котором фиксируются этапы работы, размышления, наблюдения, там же хранятся все заполненные бланки, схемы, рисунки, диаграммы, литература, Web-ресурсы.
-
Журнал наблюдений учителя. Индивидуальные неформальные беседы учителя с учеником - способ выявить имеющиеся знания, умения, навыки в рамках необходимых для выполнения проектов компетенций; материал для мониторинга успешности каждого ученика.
-
Каждый обучающийся по завершению исследований создает текст проектно-исследовательской работы и по желанию презентацию .
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Умения работать с различными источниками информации.
Навыки подготовки и проведения презентаций.
Умения собирать и обрабатывать нужную информацию.