Рабочая программа по географии 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Петропавловск-Камчатского городского округа





Рассмотрено и согласовано

Руководитель МО учителей истории и географии

Протокол №1 от «__»_______2015г.

____________ Т.В. Владимирова

«___» _____________ 2015г



Утверждаю

Зам. директора по УВР

____________ О.В. Расторопова

«___» ____________ 2015г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для 5 класса

2015/16 учебный год



Учитель: Е.А. Титова

Категория: нет

Стаж: 13 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «География» для 5 класса основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.

Учебно-методический комплект по географии для 5 класса.

  1. География. Начальный курс. 5кл.: учебник / И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-4-е изд., М.: Дрофа, 2014.-140.

  2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /И. И. Баринова, Т. А. Карташева. -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.-119.

  3. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /Н. И. Сонин, С. В. Кучина.- 3-3 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.-76.

  4. География. Начальный курс. 5 кл.: диагностические работы к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» /И. И. Баринова, М. С. Соловьев -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-112.

  5. Электронное приложение к учебнику на drofa.ru

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Программа предполагает работу с учащимися ОВР и одаренными детьми, для этого используются специальные разноуровневые задания, КИМы с различным уровнем сложности и дифференцированные домашние задания. С учетом возрастных особенностей, в условиях перехода из начальной школы в основную выстроена система занятий в форме учебных игр, эвристических бесед, практических работ, проектной деятельности. Принципиально важная роль в программе отведена проектно-исследовательской деятельности (ведение дневника исследователя, мини-проекты, решение задач творческого и поискового характера).

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Учебники географии классической линии в соответствии с требованиями ФГОС ориентированы на достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования и позволяют начать обучение географии с 5 класса. Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Материалы учебника обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Цели и задачи изучения географии в основной школе.

Основными целями курса «География. Начальный курс» являются: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук «География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально - регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в тоже время формирует бережное отношение к природным богатства, истории и культуре своего Отечества

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познаний. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется практическая работа.

Используемые технологии, методы и формы работы:

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы с различным уровнем сложности, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)

Курс состоит из пяти разделов: что изучает география; как люди открывали Землю; земля во Вселенной; виды изображений поверхности Земли; природа Земли. География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 классах. Количество практических работ увеличено, в связи с практической направленностью предмета и большей накопляемостью оценок.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учебе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

Учащийся должен уметь:

по теме «Что изучает география?»:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию;

по теме «Как люди открывали Землю»:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

по теме «Земля во Вселенной»

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

по теме «Виды изображений поверхности Земли»:

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта», «условные знаки», «градусная сетка», «экватор», «полюс», «параллели», «меридианы»;

- находить и называть сходства и различия в изображении объектов на плане и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

- составлять простейший план местности (класса, комнаты);

по теме «Природа Земли»

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «биосфера», «почва»;

- описывать внутреннее строение Земли;

-называть основные методы изучения её недр;

- объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма;

- определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты;

- показывать по карте основные формы рельефа (океанические впадины и материковые выступы), крупнейшие горные системы и равнины;

- называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;

- виды полезных ископаемых, изображённых на карте, расшифровывая их условные знаки;

- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки, озера, области оледенения;

- называть основные свойства вод Мирового океана;

- определять по физической карте глубину морей и океанов;

- приводить примеры использования человеком вод Земли и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние вод;

-называть пути сохранения вод планеты;

-называть газовый состав воздуха;

-называть причину возникновения ветра;

- называть и определять виды облаков;

-называть явления, возникающие в атмосфере;

- приводить примеры изменения природы под влиянием деятельности человека.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Что изучает география (4 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Практическая работа: Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа: Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником, диском.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы: Самостоятельное построение простейшего плана. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практические работы: Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов. Составление карты стихийных природных явлений.

Итоговый тест (1).

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ.

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Основная форма контроля - тестирование.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

  4. Ответ самостоятельный.

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

  9. Понимание основных географических взаимосвязей.

  10. Знание карты и умение ей пользоваться.

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов, время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

  1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

  2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

  3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

  4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

  5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

  6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Тема 1. Что изучает география

4

2.

Тема 2. Как люди открывали Землю

4

3.

Тема 3. Земля во Вселенной

9

4.

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли

6

5

Тема 5. Природа Земли

11

6.

Итоговый тест

1

итого

35















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Раздел

Характеристика деятельности ученика

Что изучает география

Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач;

уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе;

организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.

Как люди открывали Землю

Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач;

сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле;

развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.

Земля во Вселенной

Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;

сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе;

формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;

оценивать вклад отечественных ученых.

Виды изображений поверхности Земли

Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;

развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;

формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Природа Земли

Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся;

формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



урока

Дата

Название темы (раздела), тема урока (занятия)

Виды учебной деятельности


Примечание

По плану

По факту

Тема 1. Что изучает география. (4 ч)

1



Мир, в котором мы живем.

Приводить примеры географических описаний объектов и явлений.

Вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды.

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией).

Объяснять цели изучения географии.


2



Науки о природе.


3



География - наука о Земле. Методы географических исследований.

Осуществление поиска, отбора и систематизации информации в соответствии учебной задачей

4



Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

Тестовая проверочная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида


Тема 2. «Как люди открывали Землю » (4 ч)

5



Географические открытия древности и Средневековья.

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время.

Называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий.

Показывать по карте маршруты.

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Мини-проект. Презентации.

6



Важнейшие географические открытия.

Мини-проект «ВГО»

7



Открытия русских путешественников.

Нахождение дополнительной информации при использовании дополнительных источников. Письменный отчет о проделанной работе.

8



Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

Тестовая проверочная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Тема 3. «Земля во Вселенной » (9 ч)

9



Как древние люди представляли себе Вселенную.


Описывать представления древних людей о Вселенной.

Называть и показывать планеты Солнечной системы.

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие космические объекты.

Называть планеты планеты-гиганты.

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

Описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач.



10



Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.


11



Соседи Солнца.


Работа по разноуровневым карточкам с заданиями

12



Планеты - гиганты и маленький Плутон.

Проект

13



Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.


14



Мир звезд.

Презентация

15



Уникальная планета - Земля.


16



Современные исследования космоса.


17



Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Тестовая проверочная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Тема 4. «Виды изображений поверхности Земли» (6 ч)

18



Стороны горизонта.

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «плана местности», «географическая карта».

Называть отличия плана местности, карты и глобуса.

Называть и объяснять особенности элементов градусной сетки.

Определять на плане, карте, глобусе расстояния, высоты точек.

Определять направления сторон горизонта по компасу.

Ориентироваться на местности.

Составлять простейший план местности (класса, комнаты).


19



Ориентирование на местности.


20



План местности. Условные знаки. Горизонтали.


21



Глазомерная съемка. Ориентирование на местности.


22



Географическая карта. Изображение неровностей земной поверхности.


23



Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

Тестовая проверочная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.



Тема 5. «Природа Земли» (12 ч)

24



Как возникла Земля

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф».

Показывать по карте программные географические объекты.

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты. Объяснять особенности строения рельефа суши.

Составлять описания географических объектов.

Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море».

Показывать по карте основные объекты гидросферы.

Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода».

Описывать погоду своей местности. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра.

Объяснять значение понятия «биосфера».

Различать изученные географические объекты, процессы и явления.

Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


25



Внутреннее строение Земли


26



Землетрясения и вулканы


27



Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины.


28



Обобщение знаний по теме: «Литосфера».


29



Вода на Земле.


30



Мировой океан.


31



Воздушная одежда Земли


32



Живая оболочка Земли


33



Почва - особое природное тело


34



Человек и природа


35



Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

Итоговая контрольная работа в нескольких вариантах заданиями разного вида.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Технические средства обучения (средства ИКТ):

  • Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся.

  • Мультимедиапроектор.

  • Интерактивная доска.

  • Устройства вывода звуковой информации (колонки).

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации (клавиатура и мышь).

Оборудование

  • Портреты набор «Путешественники», набор «Ученые-географы»;

  • Географические карты

Карты мира и России:

  • Великие географические открытия

  • Зоогеографическая

  • Карта океанов

  • Климатические пояса и области

  • Почвенная

  • Природные зоны

  • Растительности

  • Физическая полушарий

  • Физическая карта России

Рельефные физические карты

  • Полушария

  • Россия

  • Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

. Видеофильмы и видеофрагменты:

  • Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, Высотная поясность

  • Памятники природы

  • Видеофильм об известных путешественниках

  • Вулканы и гейзеры

  • Географическая оболочка

  • Опасные природные явления

  • Горы и горообразование

  • Загадки Мирового океана

  • Общие физико-географические закономерности

  • Ступени в подземное царство

  • Великие Географические открытия

  • Современные географические исследования

  • Земля и Солнечная система

Транспаранты:

  • Абсолютная и относительная высота

  • Горизонтали

  • Горы и равнины

  • Градусная сеть, определение широты и долготы

  • Образование вулканов

  • Образование осадков

  • Образование подземных вод

  • Понятие о природном комплексе

  • Пороги и водопады

  • Почва и ее образование

  • Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

  • Речная система и речной бассейн

  • Земля во Вселенной

  • План и карта

  • Литосфера

  • Гидросфера

  • Атмосфера

  • Биосфера

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности):

  • Теллурий

  • Компас ученический

  • Теодолит (В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль)

  • Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

  • Линейка визирная

  • Мензула с планшетом

  • Нивелир школьный

  • Угломер школьный

  • Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

  • Рулетка

  • Молоток геологический

  • Набор условных знаков для учебных топографических карт

  • Магнитная доска для статичных пособий

Модели:

  • Модель Солнечной системы

  • Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

  • Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

  • Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

  • Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Коллекции:

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

УМК «География. Начальный курс. 5 класс»

  1. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.

  2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/ И.И. Баринова, Т.А. Карташева-М.: Дрофа 2014.

  3. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина-М.: Дрофа, 2012

  4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.

  5. География Атлас 5 класс. М. Дрофа 2013.

  6. География Контурные карты 5 класс

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Аржанов С. П. - Занимательная география - М.: Просвещение, 2008.

  2. Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей, 2001.

  3. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2008.

  4. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 - 10 класс. - М.: Дрофа, 1997.

  5. Томилин А.М. - Как люди открывали мир - М.: Просвещение, 2008

  6. Энциклопедия для детей: География. - М.: Аванта+, 2000.

  7. Яворовская И. - Занимательная география - Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http: //gao.spb.ru/russian

  2. http: //fmm.ru

  3. http: //mchs.gov.ru

  4. http: //national-geographic.ru

  5. http: //nature.com

  6. http: //ocean.ru

  7. http: //pogoda.ru

  8. http: //sgm.ru/rus

  9. http: //unknowplanet.ru

  10. ru.wikipedia.org/wiki

  11. nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

  12. rgo.ru/ - Планета Земля

  13. sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

  14. rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

  15. geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

© 2010-2022