Разработка инновационной технологии Дебаты в преподавании географии

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Инновационная деятельность, применение технологии

« Дебаты на уроках географии».

Идею о предназначении современного образования: развивает мотивацию ребёнка к творчеству и познанию, вовлекает его в деятельность. В новых образовательных условиях ребёнок сможет свободно передвигаться в соответствии со своими интересами и склонностями. Такое обучение становится инновационным , поскольку открыто для новых технологий, методов, творчества.

Инновационное обучение строится на гуманистической, антиавторитарной парадигме. Такое образование ориентирует учителя на бережное отношение к личности школьника, на развитие его познавательной деятельности и интеллектуальной активности. Основными целями такого учения является не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие в нём на основе самостоятельной учебной деятельности умения слушать себя , быть самим собой, понимать другого человека.

В инновационном обучении большое значение имеет компетентностный подход. Традиционная сумма знаний , умений и навыков выступают как средство при разрешении проблем, возникающих в познании окружающего мира, объяснении процессов и явлений действительности при освоении техники и технологий, при разрешении собственных проблем и реализации социально значимой продуктивной деятельности. Научит поведению в проблемных ситуациях даже при достаточном объеме знаний практически невозможно , следует строить ситуации с проектированием действий , выбором наиболее оптимального варианта действий, с предвидением ожидаемого положительного результата. Специфика компетентностного обучения заключается не в усвоении готовых знаний, а в выявлении их происхождения, в умении самостоятельно формулировать понятие.

Применение технологии «Дебаты» в курсе изучения географии.

Выполнение требований к изучению географии предполагает активную жизненную позицию учеников. Вместе с тем ведущей деятельностью подростков является общение, а главным мотивами- самоутверждение и самореализация.

Включение в практику работы целенаправленного и упорядоченного обмена идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебатов способствует решению данных задач. Технология « Дебаты» «представляет собой не просто увлекательную игру , но и эффективное средство развития учащихся, формирования в них качеств, способствующих продуктивной деятельности в условиях современного общества».

Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа , формированию собственной позиции, искусства аргументации , иными словами тех качеств, которые так не обходимы каждому человеку в современных условиях.

Задачи дебатов:

  • Дидактические

  • Развивающие

  1. Развитие аналитических мыслительных действий: сравнение, анализ и синтез полученных данных, выявление проблем исследования и пути её решения.

  2. Развитие коммуникативных умений: развитие устной аргументированной речи при выступлении, умение доказывать и опровергать различные теории и тезисы при выступлении, умение слушать оппонента, выдвигать аргументы, развивать умение дискутировать.

  3. Развитие коммуникативной культуры: культуры жеста, мимики, позы при работе с целевой аудиторией, придерживаясь ровного эмоционального тона.

  • Воспитательные:

  1. Воспитание эмоционально-ценностной сферы подростка: развитие умения создавать положительный эмоциональный настрой при выступлении перед аудиторией, уважительного отношения к мнению окружающих, толерантность.

  2. Воспитание волевой сферы личности: усидчивости, пунктуальности, организованности, умений коллегиальной работы, совместной ответственности за полученный результат деятельности.

Подготовительный этап:

  1. Определение ролей участников.

  2. Формирование микрогрупп (предварительно участники накапливают кейс - систему доказательств команды, в которую входит совокупность всех аспектов, аргументов и умозаключений , представленных в организованной форме и используемых для обоснования своей позиции . Участники готовят стенд, размещают факты , берут интервью).

  3. Опережающее индивидуальное задание.

  4. Опережающее индивидуальное задание: составление тезауруса.

  5. Разработка критериев учётного листа работы спикеров.

  6. Изготовление схемы проведения дебатов.

  7. Разработка процедуры итогового голосования.

  8. Изготовление табличек с порядковыми номерами для определения шагов дебатов.

Этап реализации:

  1. Мотивационный этап.

Учителю предлагается зачитать классу два подготовленных заранее отрывка из литературных произведений.

Вопросы ученикам по прочитанным текстам.

  1. Актуализация знаний.

Учащийся представляет тезаурус, отвечает на уточняющий вопрос.

Эксперт-ученик оценивает его работу согласно критериям:

Свободное владение материалом( 3 балла)

Использование в речи научных терминов и понятий (3 балла)

Использование наглядности во время изложения (2 балла)

Умение четко, грамотно отвечать на вопросы (2 балла)

Соблюдение регламента (1 балл)

Использование не менее 3 источников информации с указанием библиографических данных источника информации (1балл)

Обратиться к тезису, записанному на доске.

Необходимо соблюдать схему ведения дебатов.

Помощник помогает фиксировать номера шагов для оперативности ведения дебатов.

  1. Проведение экспресс - дебатов (нет/да).

  2. Учет действий участников производится командой судей. Заполняется учётный лист, результаты представляются общественности.

  3. Осуществление обратной связи организуется путём закрытого голосования.

  4. Закрепление.

  • Учащиеся знакомятся с выводами.

  • Парная работа с текстом учебника.

Выводы.

Урок, проведённый по технологии дебатов, имеет и дидактическое, и социализирующее значение. Учащиеся активизируются в такой форме деятельности, охотно примеряют на себя различные роли, становятся перед позицией выбора, учатся уважительно относиться друг к другу, принимать и адекватно оценивать позицию другой стороны. Приобретенные в таком виде знания являются личностно значимыми, усвоенными на основе анализа нескольких источников информации. Проведённое позже тестирование по остаточным знаниям показывает достаточную устойчивость. Это свидетельствует о том, что сочетание современных технологий преподавания географии и целенаправленное использование методического аппарата учебника является обоснованным

© 2010-2022