• Преподавателю
  • География
  • Технологическая карта урока «Храмовое зодчество Смоленска 12 века» по истории православной культуры земли Смоленской в 8 классе

Технологическая карта урока «Храмовое зодчество Смоленска 12 века» по истории православной культуры земли Смоленской в 8 классе

Данная технологическая карта поможет учителю провести урок по ознакомлению обучающихся с древнейшими храмами г. Смоленска.   Форма проведения урока: урок – виртуальная экскурсия с использованием  компьютерной презентации.   Оборудование: Компьютер, проектор, магнитофон. Инструменты и материалы: магнитная доска, раздаточный материал.   На уроке создается атмосфера «путешествия» по храмам Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила а также формируются представления о крестово-купольном типе православного храма.   Форма проведения урока: урок – виртуальная экскурсия с использованием  компьютерной презентации, опережающее задание отдельным ученикам.    На уроке развивается интерес к изучению прошлого своего края, чувство любви и гордости за свою малую  Родину, обогащаются духовно-нравственные ценности, воспитываются чувства патриотизма, а также совершенствуются навыки  самостоятельной работы, умение выделять из докладов одноклассников необходимую информацию для записи, развиваются навыки оценивания ответов одноклассников, навыки сравнительного анализа.   Обучающиеся закрепляют  умения  убедительно излагать подготовленный материал, фиксировать новую информацию в виде таблицы. У учащихся расширяется  лексика в пределах темы урока: крестово-купольный, базиличный, плинфа, апсида.
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мурыгинская СОШ



Технологическая карта урока

«Храмовое зодчество Смоленска 12 века»

по истории православной культуры

земли Смоленской в 8 классе


Автор разработчик: Токарева Т.В., учитель высшей категории

МБОУ Мурыгинская СОШ

Починковского района

Смоленской области;

Цели урока.

Образовательные:

1. Познакомить обучающихся с древнейшими храмами г. Смоленска.

2. Создать атмосферу «путешествия» по храмам Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила.

3. Формировать представления о крестово-купольном типе православного храма.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изучению прошлого своего края, чувство любви и гордости за свою малую Родину.

2. Обогащать духовно-нравственные ценности, воспитывать чувства патриотизма.

Развивающие:

1. Совершенствовать навыки самостоятельной работы, умение выделять из докладов одноклассников необходимую информацию для записи.

2. Развивать: навыки оценивания ответов одноклассников; навыки сравнительного анализа.

3. Уметь: убедительно излагать подготовленный материал; фиксировать новую информацию в виде таблицы.

4. Расширять лексику учащихся в пределах темы урока: крестово-купольный, базиличный, плинфа, апсида.

5. Давать характеристику памятникам архитектуры.

Оборудование: Компьютер, проектор, магнитофон.

Инструменты и материалы: магнитная доска, раздаточный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения урока: урок - виртуальная экскурсия (опережающее задание отдельным ученикам) с использованием компьютерной презентации.


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Доска (оборудование)

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Включение в деловой ритм.

- На прошлом уроке мы с вами говорили об устройстве христианского храма. Считается, что древние зодчие строили храмы по образу и подобию человека.

И вправду - давайте приглядимся к какой-нибудь церкви или собору. Давайте посмотрим, какое подобие человека и храма мы здесь видим?

- Да, действительно, под самым высоким и потому самым большим крестом высится главный купол - как голова всему храму, барабан - это шея, под ним стены - как широкие плечи, оконца, как глаза, смотрят из-под сводов - строгих бровей. Уверенно и легко словно взлетает к небу колокольня, колокола на ней с голосом, понятным человeкy. Алтарь подобен сердцу человека. У многих от видения такого храма захватывает дух, сердце устремляется к нему. Каждый храм, как весь мир. Вступая в него, верующий ощущает причастность к Вселенной, соразмерность с ней.

- Ответьте, пожалуйста, что же такое храм?

- Назовите первый христианский храм.

- Какие формы храмов вы знаете? Что символизирует храм в форме круга?

- Что символизирует храм в форме Креста?

- Что символизирует храм в форме Корабля?

- Что символизирует храм в форме Восьмиугольника?




Ответы:

Купол - голова.

Барабан - шея.

Стены - плечи.

Окна - глаза.

Колокольня - голос.

Алтарь - сердце.





















- Храм - дом Бога, дом молитвы.

- Сионская горниц

В форме круга, креста, корабля, восьмиугольника).

- Храм в виде круга - символ вечности.

- Символ креста Христова.

- Символ Нойева ковчега.

- Символ Вифлеемской звезды.

На магнитной доске фотографии храмов Смоленщины

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

У вас на партах есть листок опроса, в виде текста с пропущенными словами. Вы должны внимательно прочитать текст и вставить пропущенные слова. (Во время работы звучит духовная музыка)

Текст «Символическое значение различных форм христианских храмов»

- Задание: Вставьте пропущенные слова.





- Обменяйтесь листочками с ответами и проверьте правильность ответов, сверяя их с ответами на экране и оцените работу своего одноклассника.

- Как вы будете оценивать работу ?

Заполняют текст.

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм храма, каждая из этих форм имеет символическое _________, напоминая какой-нибудь невидимой стороне и веры христианской. Так, _____________ продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, Церковь - _________, на котором можно безопасно переплыть это море и достичь спасательной пристани - Царства _______. Крестообразный вид храма указывает на то, что в основание общества христиан положен _____ Христов. _____напоминает нам о небе, куда мы должны устремиться мыслями, особенно во время молитвы в храме, а ______ на храме - о предназначении храма прославлять распятого _______.

Слова для вставки: Церкви, значение, Купол, Небесного, корабль, Крест, Кресты, крестообразная.


Если нет ошибок - мы ставим оценку 5, 1-2 ошибки - оценку 4,

3-4 ошибки -оценку 3.





Во время работы звучит духовная музыка.




Слайд № 1

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм храма, каждая из этих форм имеет символическое значение, напоминая какой-нибудь невидимой стороне Церкви и веры христианской. Так, крестообразная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, Церковь - корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достичь спасательной пристани - Царства Небесного. Крестообразный вид храма указывает на то, что в основание общества христиан положен Крест Христов. Купол напоминает нам о небе, куда мы должны устремиться мыслями, особенно во время молитвы в храме, а Кресты на храме - о предназначении храма прославлять распятого Христа

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем говорить о великом духовном наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и гармонии мира. Давайте ненадолго отрешимся от сиюминутных проблем и окунёмся в мир храмового зодчества Древней Смоленщины. От того времени осталось немало памятников архитектуры, но мы остановимся только на некоторых храмах, которые можно по праву назвать духовными символами России.

История Смоленска уходит своими корнями в седую старину. Воздвигнут город на днепровских холмах, на торговом пути «из варяг в греки» и уже в IX веке был «велик и мног людьми». Он старше Москвы и Пскова, Владимира, Суздаля и Ярославля.

Тогда еще не было Русской Державы,

Дымились леса на заре.

И прежде, чем встали московские главы,

Смоленск возвели на Днепре.

Конец 12 века - начало 13 в Смоленске разворачивается небывалое каменное строительство, формируется самостоятельная архитектурная школа и собственная оригинальная традиция украшения церквей.

К этому времени в Смоленске уже насчитывалось более 30 каменных храмов. А это заметьте, больше, чем в Киеве и Новгороде!

- Церкви так похожи на ракеты,

Упираясь в небосвод,

Буд-то во Вселенной бродят где-то

Вместе с твердью совершая оборот.

Наполняясь на Земле теплом и светом,

Храмы как на страже напряглись,

Чтобы вмиг сорваться к тем планетам,

На которых, все мы родились.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

















































































- Речь сегодня пойдет о храмах Смоленска.

- Об уникальных памятниках храмового зодчества.




































Слайд № 2.




























Слайд № 3


- Тема урока звучит так: «Храмовое зодчество Смоленска 12 века»



Слайд № 4

«Храмовое зодчество Смоленска 12 века»

3. Поиск решения учебной задачи.

На слайде вы видите три храма, с которыми нам предстоит познакомиться. Вглядитесь в них: есть ли какое-то сходство и какие есть различия у этих храмов?

Зная тему урока, какую проблему нам сегодня предстоит решить?

- Подлинными шедеврами XII века являются церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила. Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по этим храмам, а экскурсоводами будут наши ученики. Но прежде чем они начнут свою экскурсию, обратите внимание на рабочие листы с таблицей «Сравнительная характеристика».

- Задание: постарайтесь внимательно слушать экскурсию и, по мере восприятия материала, заполнять графы таблицы, относительно каждого храма.


- Самый древний храм Смоленска - это церковь Петра и Павла.



































- Следующий архитектурный шедевр 12 века - это церковь Иоанна Богослова, от которой до наших дней сохранилась только часть стен, остальное все восстановлено.



























- Третий храм 12 века, который сохранился до наших времен - это церковь Архангела Михаила.
























- Я хочу поблагодарить наших экскурсоводов за интересные экскурсии.

- Давать характеристику архитектурным памятникам.

- Сравнивать эти храмы, находить различия и сходства.




Таблица


Учащиеся по ходу виртуальной экскурсии заполняют таблицу.


Церковь Петра и Павла

Церковь Иоанна Богослова

Церковь Архангела Михаила

Дата возведения храма

Архитектурный тип храма

Заказчик

Строительный материал

Количество глав

Наличие украшений



Ученик 1.

- На правом берегу Днепра находится Церковь Петра и Павла - самая древняя из сохранившихся в Смоленске, но, несмотря на это, сохранилась лучше двух других. Каменный храм в честь апостолов Петра и Павла был построен в 1146 году на средства князя Ростислава Мстиславича, князя Смоленского, который правил с 1125 года по 1160 год. Освящён Симеоном, первым епископом Смоленским. К сожалению, в летописях нет твердой записи, датирующей эту постройку, и ничего не известно о судьбе храма на протяжении пяти столетий (до самого начала XVII века).

Что же собой представляет храм?

- Это крестово-купольная постройка с тремя полукруглыми апсидами, увенчанная шлемовидной главой с 12-гранным барабаном и 12 узкими окнами.

- Сдержанный, почти суровый внешний облик оживляется элементами изящного убранства: это поясок арочек, проходящий по верху стен, узор из треугольных впадин, выпуклые кресты.


- Наиболее наряден барабан, особенно красив на барабане пояс остроконечных шишек.

- На фасадах хорошо видны отверстия от строительных лесов и участки первоначальной древней кладки.

- Внутреннее пространство храма перекрыто цилиндрическими сводами, на пересечении центральных рукавов свода установлен барабан, который опирается на четыре массивных столба, соединенных арками. В западной части здания устроены хоры - своеобразный балкон для князя и его свиты. Таким образом, князь во время богослужения стоял, буквально, над головами своих подданных. На стенах сохранились надписи ХП в.

- В храме в особо устроенном киоте хранилась чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей.

А также древняя икона апостолов Петра и Павла. Кроме того, под полом, а точнее в нижней части его стен были обнаружены ниши (погребальные аркосолии).
- По всей видимости, храм довольно скоро (уже к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться именно в церковь Петра и Павла. Так предполагают исследователи.

В 1611-1654 годах, в период польской оккупации города, храм был обращен в костел. В нем служил католический архиепископ.
С 1654 года церковь Петра и Павла становится приходским православным храмом. Во время Отечественной войны 1812 года храм был разграблен, но затем восстановлен на средства из казны.

- В середине XVIII века храм перестроен. Около западного торца дворцового корпуса была построена красивая шатровая колокольня с двумя эффектными раскидистыми лестницами. В следующем столетии над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью святой Великомученицы Варвары. Так замечательный памятник XII в., храм Петра и Павла, включился в чуждый ему архитектурный комплекс, в котором занял явно подчинённое место - он был ниже и меньше дворцового корпуса.

В 1812 году храм сильно пострадал от пожара. Пламя было таким сильным, что поплавились колокола. Часть имущества храма (деньги и утварь) было вынесена из огня священником Рязанского пехотного полка И. Зубовским, который до выступления части за границу возил ее с собой. Деньги были возвращены в храм в 1813 году, утварь разыскана и возвращена в 1816 г. Но само здание храма постепенно востанавливалось до 1837 г.

После октябрьской революции здание храма было передано в ведение музея и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме св. Варвары. Но в 1936 г. и это храм был закрыт, а здание передано под архив.

В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал.

- Реставрация храма была осуществлена Петром Дмитриевичем Барановским только в 1962-1963 гг. к празднованию 1100-летия основания Смоленска. - - Удалили третий этаж палат, отделили храм великомученицы Варвары и древнему храму Петра и Павла вернули ему первоначальный облик.
- Храм Петра и Павла находится на ул. Кашена, рядом с железнодорожным вокзалом.













2 ученик.

- Церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова построена в 1173 году Романом Ростиславичем, князем Смоленским у переправы через Днепр и была когда-то похожа на стоящую напротив церковь Петра и Павла: крестово-купольная, одноглавая, с галереями и притворами, сложенная из тонкого кирпича-плинфы, с резными украшениями. Храм был богато украшен золотом и финифтью. Здесь же князь Роман открыл училище, где «учителями были греки и латиняне». Археологи предполагают, что это место непростое - раскопки показывают, что здесь в те времена мог находиться княжеский двор смоленского князя Романа Ростиславича.

- Совпадает не только объемная композиция и конструкция, но даже детали и декоративные элементы.

В XVIII веке по распоряжению епископа храм был перестроен: обрушившиеся своды и столбы заменены новыми, стесаны полуколонны, мощный барабан купола заменен барочной главкой, растесаны окна. Пол в храме поднят почти на два метра по отношению к полу XII века, также повышен уровень земли вокруг храма, фасады приобрели формы характерные для XVIII века. В результате здание утратило очарование цельного, гармоничного произведения искусства. От древней постройки сохранились только стены.

После захвата Смоленска, в 1611 году, войсками Сигизмунда, короля Польского, храм обращен в костел. По возвращении Смоленска в 1654 году под власть Москвы, при участии царя Алексея Михайловича храм вновь стал православным. На средства из царской казны в нем был установлен иконостас.

Во время нашествия французов в 1812 году вновь разорен, затем восстановлен.

- В трапезной части был устроен придел во имя благоверного князя Андрея Смоленского, Переславльского. В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941-1943 годах - полностью разрушены колокольня, трапезная и придел.

В советское время церковь была закрыта. В 1980-х годах в ней размещался склад стройматериалов Смоленских реставрационных мастерских.

В мае 1993 года храм передан епархии. Приход зарегистрирован в 1994 году, а с 1995 года возобновились службы. Освящение храма и первое Богослужение совершены 21 мая 1995 года митрополитом Кириллом.

- В 1994-1995 годах проведены реставрационные работы в интерьере храма, установлен иконостас. Учитывая историко-культурное значение храма, основную часть реставрационных работ оплатил областной департамент культуры, также как и храмов Петра и Павла, Архангела Михаила, великомученицы Варвары. Большую помощь в приобретении утвари и облачения оказала компания «Союз-Гермес», а также банки «Смоленский фермер» и «Титан». Планируется восстановить разрушенную колокольню, но пока что работы не окончены, и интерьер храма сверкает нерасписанной белизной всего объема и небольшим новеньким иконостасом.

- Адрес храма Иоанна Богослова: ул. Большая Краснофлотская,15-а.

Ученик 3.

- Церковь Архангела Михаила (Свирская) является одним из уникальных, дошедших до нас во всей своей красе, архитектурных памятников XII века, это единственный сохранившийся до наших дней памятник смоленской архитектурной школы.
Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен Давидом Ростиславичем, князем Смоленским во время его правления в 1180-1197 годы. Она расположена на западной окраине Смоленска, на холме, возвышающимся над поймой Днепра. Исследователи предполагают, что здесь находился княжеский дворец вместе с боярскими теремами и домами дружинников.

До самого закрытия в первой половине XX века в храме находилась белокаменная гробница князя Давида.

- Церковь Архангела Михаила стала первым храмом башнеобразного типа - тело храма представляет собою одноглавую вытянутую четырехгранную башню с тремя притворами - с севера, запада и юга. С восточной стороны храм имеет только одну апсиду, которая, вместе с тремя притворами, создает четкий пространственный крест. Свирская церковь имеет достаточно большие размеры: ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра. Храм, как и многие памятники того времени, построен из плинфы.

Кроме того, использовалась фигурная плинфа для выполнения деталей декоративного убранства на фасадах здания.

Можно предположить, что в те времена, когда собор был расписан, это обилие света, многокрасочность пышного убранства и устремленность вверх производили на верующих неизгладимое впечатление. Впрочем, несмотря на то, что росписи собора почти полностью утрачены, интерьер Свирской церкви и сегодня удивляет своими стройными, и в то же время величественными пропорциями.

Любопытно то, что росписи церкви не ограничивалась только интерьером. Неожиданной находкой при исследованиях 1960-х годов было раскрытие орнаментальной росписи. На стене северного притвора, на откосах заложенных балок, между окнами барабана до сего времени сохранились фрагменты росписи XII века.

Это вносило дополнительный элемент праздничности во внешний облик здания.

Некоторое время при храме существовал монастырь. В 1611 году храм обращен в костел, но затем восстановлен для православного богослужения.
- После реставрации интерьера храма, которому по проекту вернули облик интерьера XII века, сделали его вновь таким, каким радовал он глаз наших далеких предков. И сегодня, смоляне, и гости города видят возрожденную, неувядаемую красоту его неповторимого силуэта.

- Храм Архангела Михаила находится на ул. Парковая, д.2А.




Слайд № 5.

Фото храмов Петра и Павла, Архангела Михаила и Иоанна Богослова.









Слайд № 6.

Фото храма Петра и Павла.








Слайд № 7.

Фасад храма


Слайд № 8.

Украшения на фасаде храма



Слайд № 9

Фасад храма

Слайд 10

Фасад храма

Слайд № 11

Интерьер храма





Слайд № 12

Иконы преподобного Нила Столбенского




Слайд № 13

Иконы апостолов Петра и Павла








Слайд №14.

Храмы Петра и Павла и Варвары Великомученицы.















Слайд № 15.

Интерьер храма

Слайд № 16.

Своды храма

Слайд № 17. Храмы Петра и Павла и Варвары Великомученицы.

Слайд №18.

Храм Петра и Павла.





Слайд № 19.

Церковь Иоанна Богослова.

Икона Иоанна Богослова.








Слайд № 20.

Церкви Петра и Павла и Иоанна Богослова.












Слайд № 21.

Икона благоверного князя Андрея Смоленского Переславльского.








Слайд № 22.

Интерьер храма







Слайд № 23. Иконостас

Слайд № 24. Адрес храма.


Слайд 25.

Церковь Архангела Михаила.

Икона Архангела Михаила.









Слайд № 26.

Церковь и колокольня.




















Слайд № 27.

Интерьер храма.




Слайд № 28

Адрес храма.

5. Применение и закрепление полученных знаний.

- Как называются эти храмы , с которыми мы познакомились?

- Давайте обратимся к сравнительной таблице, которую вы заполняли во время экскурсии.

- Применяя таблицу, дайте характеристику каждому храму.


- Обратите внимание на таблицу и назовите, что общего у всех трех храмов.

Храмы Петра и Павла, Иоанна Богослова, Архангела Михаила.

- Крестово-купольный, одноглавый храм Петра и Павла построен князем Ростиславом в 1146 году из кирпича плинфы

- Крестово-купольный, одноглавый храм Иоанна Богослова построен князем Романом Ростиславичем в 1173 году из кирпича плинфы.

- Крестово-купольный, одноглавый храм Архангела Михаила построен князем Давидом Ростиславичем во времена его правления 1180-1197 годах из кирпича плинфы.

- Крестово-купольные, одноглавые Церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила построены в 12 веке по заказу князей из династии Ростиславичей из кирича-плинфы. Все три храма являются архитектурными памятниками г. Смоленска.
























Слайд № 29.

Таблица

«Сравнительная характеристика храмов»


Рефлексия деятельности

(итог урока)

- Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

- Удалось ли получить результат?


- Насколько полно мы решили учебную проблему?

- Время урока подходит к концу, но к истории древних храмов мы будем возвращаться еще не раз.

Сегодня - время строить храмы, и они строятся на Смоленской земле.

Но, пока еще, это только культовые сооружения - у них нет истории, они не пропитались духом русского народа. Древние смоленские храмы не просто создают особую городскую атмосферу и придают своеобразный колорит архитектурному ансамблю Смоленска, они - одновременно и взгляд в прошлое, и послание из этого прошлого в будущее. Сохранение великого наследия Смоленской земли и всей России, а там, где возможно, восстановление утерянного, должно стать важнейшей заботой современного общества.

Ну, а теперь нам нужно подвести итог урока.

Скажите, пожалуйста, по результатам выполнения домашнего задания кто получил оценку 5? Кто - 4? Кто - 3? Ученики-экскурсоводы получают по две оценки «5». За подготовку материала - одну «5» и одну за проведение экскурсии. Еще раз им спасибо.

- А сейчас я хочу, чтобы вы высказали свое отношение к уроку, с помощью цветных карточек.

- Познакомиться с уникальными памятниками храмового зодчества Смоленска 12 века.

- Выявить характерные особенности храмов.

- Найти сходства и различия этих храмов.

- Мы полностью решили учебную проблему и получили знания о Смоленских храмах 12 века.










Ученики озвучивают полученные результаты и выставляют отметки в дневник.



Ученики прикрепляют на магнитную доску цветные кружочки:

зеленый -считаю урок прошел очень интересно;

синий - считаю, что способы изложения нового материала могли бы быть интереснее;

красный - урок не понравился.














Слайд № 30.

Фото храмов Смоленской области, построенных в наше время.

Домашнее задание

- А теперь, я хочу рассказать вам сказку. Да, да! Самую, что не на есть, сказку.

Вот, слушайте…

Собрались как-то все дороги, дорожки, тропинки да стежки. И захотелось им царицу себе выбрать. Да никак не могут! Каждая себя норовит выбрать.

Обратились они тогда к Самому Господу Богу и просят : «Рассуди нас, Господи!».

(Слайд № 31). «Чем я не царица? - спрашивает широкая автострада, - Столько машин, и легковых, и грузовых по мне туда-сюда ездят! А сколько пассажиров в автобусах по всей России перевозят! А сколько мотоциклов за весь день промчится! Без меня людям никак нельзя!». Не я ли должна быть царицей!?

«Нет, - говорит Господь, - для царицы ты слишком горда».

- «А чем я не царица? - спрашивает железная дорога, - Сколько по мне день и ночь поездов ходит! Скорых, пассажирских, да еще электричек! Без меня люди и почту не получат, и много разных товаров не привезут. И сами они никуда не уедут и ниоткуда не приедут. Меня и холить и почитать надо»

«Нет, - говорит Господь, - для царицы ты слишком самолюбива».

- «Чем я не царица?» - спрашивает проселочная дорога. - Мне труднее всех. И работаю я больше всех. Хоть и не так может быть и красива, как некоторые. По мне легковые и грузовые автомобили ездят, а мотоциклов так и еще больше. А еще лошади, коровы, козы, овцы ходят!»

«Нет», - говорит Господь, - для царицы ты слишком самоуверенна».

(Тогда посмотрел Господь на самую маленькую тропинку. Она в стороне от всех была и молчала. «А ты что скажешь?» - говорит Господь.

«А что сказать-то мне, Боже мой? - отвечает она. - Раньше по мне великое множество людей ходило. А теперь вся бурьяном поросла. Вот только дети бежали, красивых цветов нарвали, и поставили в церкви (что им бездорожье?)

«А вот за это, сказал Господь Бог, - я избираю тебя, самую маленькую тропочку царицей над всеми путями земными!»

А как вы думаете, почему?

Запишите домашнее задание.















Слайд № 31.

Фото автострады.











Слайд № 32.

Фото железной дороги.








Слайд № 33.

Фото проселочной дороги.









Слайд № 34.

Фото тропинки к храму.















Слайд №35.

1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Почему Господь Бог избрал маленькую тропинку в храм царицей дорог?»

2. Читать текст учебника на стр. 46-57.




© 2010-2022