- Преподавателю
- География
- План-конспект по географии на тему: «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли» (6 класс)
План-конспект по географии на тему: «Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли» (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонтьева К.М. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок географии 6 класса
«Форма и размеры Земли.
Глобус-модель Земли»
Цель: -сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли.
-развивать пространственные преставления шарообразности Земли.
Оборудование: глобусы учебные, И.К. «Размеры Земли»
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Опрос пройденной темы.
-
Что такое масштаб? Какие виды масштаба существуют, какие из них надписываются на плане местности?
-
Чем отличаются понятия «относительная» и «абсолютная» высота места?
3. Какие способы изображения рельефа местности используются на топографических планах?
4. Как подробность изображения территории зависит от масштаба?
5. Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 17.5 метра, северный склон более крутой.
-
Изучение нового материала.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны.
Реки, горы, океаны.
Глобус
Изучение материала проводится в ходе фронтальной беседы, в процессе которой учащиеся отвечают на вопросы:
(?) Какую форму имеют планеты и Солнце?
(?) Какие наблюдения подтверждают шарообразность Земли?
(?) Покажите на глобусе экватор, полюсы, Северное и Южное полушария.
Фактические знания о размерах Земли учащиеся записывают в тетради, выполняя рисунок 24 учебника «Размеры Земли»:
-
длина экватора - 40 000 км;
-
экваториальный радиус - 6 373 км;
-
площадь поверхности Земли - 510 млн. км.
Точными измерениями установлено, что форма Земли несколько отличается от шара: расстояние от центра Земли экватора составляет 6378 км, а от центра до полюсов меня на 22 км и равно 6356 км (рис. 21 учебника). Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно пять лет.
Глобус. Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели, которая называется земным глобусом. На его по верхности изображены материки и острова, океаны и мои Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз (Найдите на глобусе его масштаб, прочитайте его и запиши в тетради. Этот масштаб показывает, во сколько раз сам глобус меньше Земли.)
Глобус - это модель Земли. Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб.
IV. Закрепление изученного материала.
Изготовьте масштабную линейку (в масштабе глобуса) из бумаги. Пользуясь ею, выполните следующие задания:
-
Измерьте на глобусе расстояние от Москвы до Ташкента и по масштабу определите действительное расстояние между этими городами.
-
Какой материк имеет большее протяжение по экватору - Южная Америка или Африка? Сколько нужно времени, чтобы пересечь Африку на самолете, летящем со скоростью 300 км/час?
-
Самолет под управлением Героя Советского Союза Громова в 1937 году совершил первый перелет из Москвы через Северный полюс в США, опустившись на Тихоокеанском побережье около г.Сан-Диего. Сколько километров по прямой линии пролетел самолет от Москвы до места посадки?
V. Домашнее задание:§ 9; задание № 4.
VI. Дополнительный материал (если осталось время на уроке).
Земля - шар?
На этот вопрос каждый из вас ответит: конечно, шар. Это раньше Землю считали плоским диском, который держится на трех китах или трех слонах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу Землю.
Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю наконец признали круглой. И школьники всех стран стали изучать свою планету по круглому глобусу.
В действительности Земля - не идеальный шар. Чтобы определить ее точную форму, ученые затратили очень много усилий. Какие только средства не использовали! И все же им пока еще не удалось точно определить форму нашей планеты. А ведь это очень важно для специалистов многих областей знаний.
Впервые удалось заметить, что Земля наша не идеальный шар, около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так.
В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.
По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.
Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не прост неисправность их механизма, а какая-то закономерность.
Часы отстают потому, - заявил Ньютон, - что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.
Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину - меняем ритм. Чем ближе маятник к центру земли одной и той же длине, тем чаще он качается. Так, на вершине га маятник качается медленнее, чем у ее подошвы.