- Преподавателю
- География
- Рабочая программа профессиональной пробы на тему Удивительный мир геологии
Рабочая программа профессиональной пробы на тему Удивительный мир геологии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Исламова Р.Н. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессиональной пробы
«Удивительный мир геологии»
8 класс
автор-составитель Исламова Римма Николаевна
город Нефтеюганск
Тюменская область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа профессиональной пробы «Удивительный мир геологии» разработана на основе программы курса «Твоя профессиональная карьера» авторов В.П.Бондаревой, М. С. Гуткина и др. Москва, «Просвещение» и является предметно-ориентационным курсом в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типом профессии «Человек - природа».
Цель профессиональной пробы - создание условий для формирования профессионального самоопределения учащихся через знакомство с профессиями геологической направленности.
Данная профессиональная проба позволит учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях геологического профиля, поможет в правильном выборе будущей деятельности.
Задачи:
-
Cформировать у учащихся представления и требования к профессии геолога.
-
Помочь принять правильное решение в выборе дальнейшего образования.
3.Прививать учащимся любовь к геологической науке, навыки классифицировать горные породы и минералы по времени образования и происхождению.
4.Познакомить с практическим применением горных пород и минералов в жизни человека.
Общая характеристика профессиональной пробы
Геология - наука о вещественном составе и истории земной коры. Она раскрывает закономерности формирования земной коры и ее минеральных богатств, знакомит с методами познания прошлого и методикой прогноза минеральных ресурсов. Поэтому возникает необходимость вооружения школьников знаниями, раскрывающими историю развития природы. Этому должен способствовать курс «Удивительный мир геологии», дающий учащимся целостную систему знаний о земной коре и ее развитии.
Актуальность профессиональной пробы «Удивительный мир геологии» заключается в востребованности профессии геолога в нашем округе и городе. На занятиях учащиеся приобретают определенные практические умения и навыки, способствующие пониманию «каменной книги природы», что дает возможность подготовить их к будущему участию в геологических исследованиях.
В процессе изучения курса проводится экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаза», что способствует развитию интереса учащихся к геологическому прошлому своего края.
Знакомство с богатствами родного края, с техникой геологических исследований вызывает у детей интерес. Они как бы приобщаются к тому научному поиску, который ведется геологами во многих местах нашей Родины. Немало ребят выражают желание стать в будущем геологами - исследователями земных недр.
Вопросы минералогии довольно сложные, но раскрыть их нужно доходчиво и интересно. Содержание курса излагается в увлекательной форме, через познавательные рассказы и занимательные задачи, которые имеют оригинальное решение. Некоторые задачи построены на исторических фактах и примерах, взятых из известных художественных произведений.
Содержание данного элективного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
-
анализ тектонических, геологических карт, карт месторождений полезных ископаемых;
-
анализ статистических материалов;
-
подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Важная особенность предложенного курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности.
Место профессиональной пробы в учебном плане
На изучение профессиональной пробы «Удивительный мир геологии» в 8-х классах отводится 7 часов в год. Программа рассчитана на 7 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате обучения учащиеся должны знать:
-
особенности геологического прошлого своего края;
-
историю возникновения и время образования горных пород и минералов;
-
принципы классификации горных пород и минералов;
-
применение горных пород и минералов в хозяйственной деятельности человека.
уметь:
-
определять горные породы и минералы;
-
представлять результаты практических работ в виде таблиц; самостоятельно применять на практике знания о времени образования и происхождении горных пород, минералов;
-
работать в группе; подбирать материалы для докладов, сообщений, лекционных выступлений.
Содержание данного курса позволит познакомить учащихся с особенностями современной геологии как науки, одной из древнейших на свете; дает возможность учащимся дополнить и углубить свои знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых не только известных по школьному курсу географии, но и о таких минералах, которые в народном хозяйстве нашли свое применение недавно.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
-
Тема 1. Что изучает наука геология. Профессия геолог (1 час).
Содержание курса. Краткий экскурс по геологическому прошлому Земли и родного края. Знакомство с профессией геолога. Какими качествами должен обладать геолог?
-
Тема 2. Горные породы и минералы, их происхождение (1 час).
Классификация горных пород по различным признакам.
Практическая работа «Определение минералов и горных пород» (работа с коллекциями).
-
Тема 3. Драгоценные камни. Экскурсия в ювелирный магазин (1 час).
Сведения о драгоценных и поделочных камнях. Свойства драгоценных камней и их обработка, использование в камнерезном производстве.
-
Тема 4. Семейка самоцветов (1 час).
Знакомство с историей развития ювелирного дела. Отличительные свойства самоцветов. Камни-талисманы.
5. Тема 5. Нефть - королева полезных ископаемых (1 час).
Что такое нефть? Немного химии, геологии и истории. Использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра - главная нефтяная база страны.
-
Тема 6. Экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаз» (1 час).
Знакомство с историей развития нефтяной промышленности в городе Нефтеюганске.
-
Итоговое занятие. Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека (1 час).
Тематическое планирование
№ занятия
Раздел /
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты освоения раздела, темы
1
Что изучает наука геология. Профессия геолог.
1
Содержание курса профессиональной пробы.
Краткий экскурс по геологическому прошлому Земли и родного края. Знакомство с профессией геолога. Какими качествами должен обладать геолог?
Обсуждение презентации «Геологическое прошлое Земли и родного края».
Какими качествами должен обладать геолог? (определение)
Знать основные профессиональные качества инженера-геолога.
Иметь представление о геологическом прошлом Земли и родного края.
2
Горные породы и минералы, их происхождение
1
Классификация горных пород по различным признакам.
Практическая работа «Определение минералов и горных пород» (работа с коллекциями).
Составить классификацию горных пород по происхождению и использованию.
Работа с коллекцией по определению горных пород.
Знать основные виды горных пород и минералов.
Уметь определять минералы и горные породы (работа с коллекцией).
3
Драгоценные камни.
1
Сведения о драгоценных и поделочных камнях. Свойства драгоценных камней и их обработка, использование в камнерезном производстве.
Познакомиться с основными свойствами драгоценных камней. Изучить соответствие драгоценных камней со знаками зодиака.
Знать значение драгоценных камней, их свойства, соответствие драгоценных камней со
знаками зодиака.
4
Семейка самоцветов
1
Знакомство с историей развития ювелирного дела. Отличительные свойства самоцветов. Камни-талисманы.
Познакомиться с историей развития ювелирного дела, определить отличительные свойства самоцветов.
Знать свойства самоцветов, их отличительные особенности.
5
Нефть - королева полезных ископаемых.
1
Что такое нефть? Немного химии, геологии и истории.
Использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра - главная нефтяная база страны.
Изучить краткую историю происхождения нефти, использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны. Определить роль Югры в развитии нефтяной промышленности России.
Знать свойства нефти, происхождение, крупные месторождения, использование в народном хозяйстве,
роль Югры в развитии нефтяной промышленности России.
6
Экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаз»
1
Знакомство с историей развития нефтяной промышленности в городе Нефтеюганске. Профессия нефтяник, его качества.
Познакомиться с историей развития нефтяной промышленности в городе Нефтеюганске. Какими качествами должен обладать нефтяник? (определение)
Знать историю развития нефтегазоносных месторождений на территории округа
7
Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека
1
Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека
Выявить практическое применение горных пород и минералов в жизни человека: в строительстве, в ювелирной отрасли, промышленности.
Знать практическое применение полезных ископаемых
Календарно-тематическое планирование
профессиональной пробы «Удивительный мир геологии»
№ п/п
Тема занятия
Дата
Примечания (корректировки)
план
факт
1
Что изучает наука геология. Профессия геолог.
2
Горные породы и минералы, их происхождение
3
Драгоценные камни.
4
Семейка самоцветов
5
Нефть - королева полезных ископаемых.
6
Экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаз»
7
Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
-
Список литературы для учителя:
-
Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 1. Москва, «Дрофа», 2001 год.
-
Байдерин В.А. Рассказы о камне. Алма-Ата. 2002 год.
-
Короновский Н.В. «Геология». 10-11 класс. «Дрофа». 2006 год.
-
Мильничук В.С, Арабаджи М.С. «Общая геология». Москва. «Недра», 1999 год.
-
Музафаров М.Г. «Основы геологии», Москва. «Просвещение», 2002 год.
-
Немков Г.И. Краткий геологический словарь для школьников. Москва,
«Недра», 1989 г.
7. Романович И.Ф. «Полезные ископаемые». Москва, «Недра». 2002 год.
-
Список литературы для обучающихся:
-
Афанасьева О.Н. «Тайны камней». ООО «Тригон», Санкт-Петербург, 2006 год,
-
Герасимова Т. П., Мясникова, С. В. Общая география. Санкт-Петербург. «СпецЛит.», 2001 год.
-
Джаспер Стоун. «Всё о лечебных и магических минералах». ООО «СЗКЭО Кристалл», Санкт-Петербург, 2006 год.
-
Научно-популярное издание «Самые красивые и знаменитые Камни мира». Москва ООО «Астель» 2007 год,
-
Чупров В.И, Юсупов П.И. «Цветные камни и коллекционные минералы в экспозиции музея «Самоцветы», Москва, «Октава», 2007 год.
-
Коллекции горных пород и материалов
-
Таблицы:
1. Классификация горных пород и минералов
2. Образование горных пород и минералов
-
Карты:
-
Физическая карта России
-
Физическая карта ХМАО-Югры
-
Интернет-ресурсы:
-
rabotka.ru/infoworker/ - справочник профессий
-
shkolniky.ru/geologist - «В помощь школьнику. ru»
-
krugosvet.ru/ - энциклопедия «Геология. Кругосвет».