Конспект по географии Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Любовь к работе и детям помогает воспитать людей думающих, способных принимать решения»

Автор учитель географии и биологии :

Нуржанова Люция Сабитовна

г.Актау Мангистауской обл

ГУ « ОСШ№1 с гимназическими классами »

Конспект по географии Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Учитель должен обладать

максимальным авторитетом и

минимальной властью.

Томас Сас

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной. Ухудшилось и качество знаний школьников по предмету. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требования современного, постоянного развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию, из каких либо других источников.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу с одной стороны, особую привлекательность, с другой - делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке, а также во внеурочное время. Одним из таких подходов, бесспорно, является применение новых технологий.

При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику своей работы передо мной раскрылся исключительно большой научно-методический потенциал, появилось ещё больше возможностей использования различных форм и методов работы.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится.

На своих уроках я использую следующие новые технологии и их элементы, учитывая возрастные особенности детей

1.Технологии развития критического мышления

2.Технологии исследовательского обучения (обучение учащихся основам исследовательской деятельности).

3. Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует на применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

На современном этапе учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала. Заучивание учащимися учебного материала затруднено тем, что объем его очень большой, сложный по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает вопрос: Как помочь усвоить этот материал? Ценность технологии КМ в том, что она развивает не только критическое мышление, но и логическое

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. И этот прием я часто использую на уроках, и именно этот прием помогает настроить детей, научить думать и сосредоточится во время работы. Например: используемые мною приемы: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; Обмен информацией.

На уроке применяется индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся, при такой форме работе можно выявить талантливых детей.

У учителя географии не бывает сфер, интересных для изучения. Часто на уроке, несмотря на то, что в процессе подготовки изучишь все нюансы темы, отвечая на вопросы, принимая мнения детей, с радостью и искренним удивление делаешь открытия вместе с ними.

Диалог на уроке учитель- ученик, ученик-ученик позволяет сплотить группу, лучше запомнить материал работая с кластером. Дети с удовольствием проводят презентации по темам, с интересом самостоятельно работают с текстом учебника. Я как учитель стараюсь находить в диалоге с учеником на уроке географии, реагировать на изменения происходящее во время работы. Задавая вопросы, приводя примеры. И соглашусь со многими моими коллегами, что с использованием различных методов и приемов можно заинтересовать детей.

На курсах я поняла, как известно, в педагогической деятельности соединены две составляющие - наука и искусство. Искусство как высокая степень умения и мастерства в профессиональной деятельности. Искусство, потому, что учитель соприкасается душой, душой детей. И в то же время наша деятельность все таки наука поскольку без современных знаний добиться успехов в XX в не возможно. Образно говоря, методика, технология, методы, как скрипка у музыканта, как инструмент для мастера.

Интересные уроки помогают воспитывать людей думающих, способных принимать решения, умеющих быстро адаптироваться к условиям жизни, способных к риску, самостоятельному выбору сферы деятельности.

Особенно это уместно на уроках географии. Урок география требует к себе разнообразия, использования дополнительной литературы, и дети не любят эти уроки если они проходят скучно. Использования на уроках различные методы и приемы приводит к тому, что урок становиться на столько интересным, что ни раз на уроках появляются споры, ребята высказывают свою точку зрения, суждения. Например, при составления урока на тему:

« Населения и политическая карта Африки» я включила технологию критического мышления. Научить детей размышлять над тем, каким образом ученик получает знания.

Моя главная задача стояла:

  1. Научить умению работать с текстом- научным, художественным;

  2. Научить создавать собственные творческие письменные работы;

  3. При встречи с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически.

  4. Представлять новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности данной информацией.

На уроках интересно проводить игры на развитие мышления:

  • «Зачем ?», « Зачем сделано?», « Что из этого можно сделать ?».

  • « Что забыл сделать?», « Почему сделано именно так? »

  • « Как можно сделать иначе?», « Обрати вред в пользу».

Основные этапы на уроке: мозговой штурм ( каждая группа получает задания), и осмысления материала, делают пометки в тексте или тетради для творческих работ. Необходимо составлять кластеры, по которому можно проверить правильность выполнения задания и оценить работу группы, распределить обязанности в групп.

Моя работа основывается не только на использование современных методик, но и, на мой взгляд, на более важном- умения любить: дисциплины, которые припадаешь; детей которые обучаешь. Эту любовь можно развивать, когда учишься сам, и в этом помогает усердие и горячее желание познать неизведанное.

Ещё одно правило таково: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими» . Ральф Эмерсон

Конечно, мы, учителя, даём сумму знаний, формируем навыки и умения, но, мне думается, что всё-таки наша миссия, не побоюсь этого слова, намного просторнее и ответственные.

Хочется определить её словами Мария Калласа :

« В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.».













[Введите текст]


© 2010-2022