- Преподавателю
- География
- План урока географии в 9 классе с презентацией по теме Электроэнергетика России
План урока географии в 9 классе с презентацией по теме Электроэнергетика России
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Лебедева Л.П. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по географии в 9 классе
Тема: Электроэнергетика.
Дата проведения урока 28.10.15
Учитель: Лебедева Л.П.
Цели урока:
Образовательные
-
Дать определение понятиям «электроэнергетика», «энергосистема»
-
Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики
-
Познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России
-
Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.
Воспитательные
-
Воспитывать организованность и самостоятельность
-
В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.
Развивающие
-
Развитие логического мышления, умений и навыков по характеристике межотраслевых комплексов
-
Продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.
Адаптационные
-
Формирование собственной позиции на видение географических особенностей межотраслевых комплексов
-
Показать значимость изучения данной темы для дальнейшего изучения географии
Оборудование: презентация, карта «Электроэнергетика России», рабочие листы урока на каждого ученика.
Тип урока: Комбинированный урок-практикум с элементами инновационных технологий.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Оргмомент
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение ТЭК. На прошлых уроках мы рассмотрели топливную промышленность России (угольная, нефтяная и газовая), а сегодня мы рассмотрим вторую составляющую данного комплекса - Электроэнергетику. Слайд № 1.
Итак, сегодня мы рассмотрим структуру электроэнергетики нашей страны, ее роль и значение для повседневной жизни.
Слушают вводное слово учителя, мотивируются, настраиваются на работу.
II. Изучение нового материала
III.Закрепление изученного материала.
IY. Домашнее задание.
Электроэнергетика - отрасль, которая производит э/э на электростанциях и передает ее на расстояния по линиям электропередач. Э/э является значимой отраслью промышленности, т.к. без энергии невозможна работа ни одного предприятия. Слайд № 2.
Э/э производится на электростанциях различных типов, но ведущими являются ТЭС, ГЭС и АЭС. Слайд №3
ТЭС - работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных регионах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС. Самая крупная ТЭС - Сургутская. Слайды №№ 4 - 6.
Разновидностью ТЭС являются ТЭЦ, которые кроме э/э вырабатывают тепло и горячую воду. Обычно ТЭЦ строят в городах, т.к. горячий пар и вода передаются на расстояния не более 20-30 км.
Разновидностью ТЭС являются и ГРЭС, которые сейчас называются КЭС - тепловая электростанция, производящая только электрическую энергию, своим названием этот тип электростанций обязан особенностям принципа работы. Исторически получила наименование «ГРЭС» - государственная районная электростанция. С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями.
Недостатки ТЭС: Слайд № 7.
-
Работают на невозобновимых ресурсах
-
Дают много отходов (самые чистые работают на газе)
-
Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток)
-
Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки требуется много людей (затраты на зарплату)
ГЭС - строят на реках с быстрым течением и с высокими берегами. Слайды №№ 8-12.
Образующиеся водохранилища - огромные запасы воды, использующиеся в промышленности, с/х, в быту населением.
Самые крупные построены на Енисее (Саянская, Красноярская), на Ангаре (Братская, Усть-Илимская), создан каскад ГЭС на Волге (Волжская, Волгоградская, Чебоксарская, Саратовская).
Преимущества ГЭС:
-
Дешевизна э/э
-
Экологически чистые (нет дыма)
Недостатки ГЭС: (Слайд № 12)
-
Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет)
-
Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель
-
Водохранилища изменяют режим рек (регулируют сток)
АЭС - работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве э/э составляет 14%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроресурсов, нет дорог, а энергия нужна.
Слайды № № 13,14.
АЭС: Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская (на Чукотке).
Недостатки АЭС: ( слайд № 15)
-
Риск экологических катастроф от аварий очень велик
-
Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
Перспективы развития э/э РФ:
-
Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую)
-
Увеличить долю газа на ТЭС
-
Применять энергосберегающие технологии в экономике.
Альтернативная энергетика: ПЭС, ВЭС, СЭС, ГеоЭС. Особенности этих
Электростанций.
Слайды №№ 16-21.
Энергосистема - группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряжения и управляемых из одного центра.
Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать её из одного района в другой.
В России - 73 крупные энергосистемы. Карта, слайд № 22
-
Рассчитайте, во сколько обходится потребление электроэнергии за год вашей семье.
-
Слайд № 23.Таблица.
Выводит на экран вопросы
Слайд №24.
Проверь себя. Слайд №25.
Повторить весь материал по ТЭК, приготовиться к тестированию, слайд №26.
Работают в РЛ: подписывают диаграмму
Заполняют таблицу в РЛ
Заполняют таблицу в рабочем листе
Учащиеся записывают определение в рабочий лист
Работают в РЛ.
Делают математические расчеты, записывают их в рабочий лист.
Ученики письменно отвечают на вопросы, занося номер утверждения в нужную ячейку таблицы.
Проверяют себя по слайду № 25 самооценка.
Записывают в дневники.