Урок-игра на тему Вода

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Титова Олеся Федоровна, учитель географии
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №3
г. Салехард, Тюменская область, ЯНАО

Урок-игра по географии в 6-м классе на тему "День воды"

Цели урока:

Образовательные - повторить, углубить, обобщить приобретённые знания и вызвать интерес к урокам географии.

Развивающие - развивать логическое мышление, расширяя кругозор у учащихся; развивать способность к исследовательской деятельности в 4-х мини группах.

Воспитательные - закрепить навыки, используя игровые моменты.

Тип урока: урок с элементами практической работы, игры

Оборудование: Доска, опорные конспекты, компьютер с разработкой урока, экран, мультимедийный проектор, книга, оборудование для опытов.

План урока:

  1. вводная часть - 5 мин.

  2. основная часть, выступления команд - 15 минут.

  3. закрепление материала, игра-кроссворд - 15 минут.

  4. подведение итогов - 5 минуты.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о самом распространенном веществе на Земле - о воде. На уроке мы совершим необычное путешествие в город Салехард. Путь к городу будет нелёгким. Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы.

Была проведена следующая подготовительная работа:

  1. Учащиеся класса заранее распределились и объединились в мини-группах примерно по шесть человек. Группы получили названия: "ПАР", "ЛЁД", "ВОДА", "КРУГОВОРОТ".

  2. Каждая группа получила ряд вопросов по географии, а также задание представить свое исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями.
    Заранее под руководством учителя были созданы слайды, иллюстрирующие доклад каждой группы.

Учитель просит детей обратить внимание на тему урока:

"Вода и её свойства"

Среди учащихся выбирается жюри, которое ставит оценки командам.

Оценочный лист

Команда "_____________________" оценивается по 5-бальной системе

Этап

Разминка

I станция

II станция

III станция

Нарисуй эмблему

Игра-кроссворд

Оценка

Перед началом игры мы проведём разминку. Даётся задание - загадки:

Задание: Отгадайте, о чём идёт речь?

1. Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лёд)

2. На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)

3. Без рук, без ног не мал клочок, кверху ползёт. (ОТВЕТ: пар)

Что объединяет эти загадки, и в чём их отличия?

(ОТВЕТ: речь идёт о воде, которая находится в трёх агрегатных состояниях - твёрдом, жидком, газообразном. Вода может переходить из одного агрегатного состояния в другое)

Жюри оценивает ответы

II. Учитель: А теперь в путь!

I станция. Визитная карточка команд.

Учитель: Я предлагаю каждой команде получить карточку, в которой указано агрегатное состояние вещества. Определите, о каком агрегатном состоянии идет речь. (см. Приложение №1)

Приложение

№1

Карточки с описанием агрегатного состояния вещества.

I. Какие из приведенных свойств принадлежат жидкостям?

  1. Имеют кристаллическое строение

  2. Имеют определенный объем

  3. Не имеют своего объема

  4. Трудно сжимаются

  5. Легко меняют форму

II. Какие из приведенных свойств принадлежат твердым телам?

  1. Имеют определенный объем

  2. Занимают форму сосуда

  3. Занимают объем всего сосуда

  4. Мало сжимаются

  5. Легко сжимаются

III.Какие из приведенных свойств принадлежат газам?

  1. Занимают весь предоставленный объем

  2. Трудно сжимаются

  3. Легко сжимаются

  4. Имеют кристаллическое строение

  5. Не имеют собственной формы

IV. Какие из приведенных свойств принадлежат твердым телам?

  1. Трудно изменить форму

  2. Занимают весь предоставленный им объем

  3. Сохраняют постоянную форму

  4. Легко изменяют форму

  5. Трудно сжимаются

Учитель: А, теперь команды расскажут нам о своем агрегатном состоянии вещества. Начинает выступление команда "ПАР".

Команда "ПАР" - Карточка №1

  1. Что такое парообразование?
    (ОТВЕТ: процесс превращения жидкости в пар)

  2. При какой t° =?° C вода превращается в пар при нормальном атмосферном давлении?
    (ОТВЕТ: вода превращается в пар при t° =100° C)

  3. Почему на вершине Эльбруса вода кипит при t° =82° C
    (ОТВЕТ: на вершине Эльбруса давление равно 415мм. рт.ст., этому давлению соответствует температура кипения воды t° =82° C )

Команда "ВОДА" - Карточка №2

  1. Благодаря какому свойству вода остывает медленно?
    (ОТВЕТ: высокая теплоёмкость воды)

  2. Чем отличается пресная вода от морской?
    (ОТВЕТ: плотностьюсоленостью)

  3. При какой t° C =? вода имеет самую большую плотность?
    (ОТВЕТ: самая большая плотность воды при t° =+4° C)

Команда "ЛЁД" - Карточка №3

  1. Что будет происходить с водой, если ее охладить?
    (ОТВЕТ: она будет кристаллизироваться)

  2. При каких условиях вода превращается в лёд?
    (ОТВЕТ: температура кристаллизации воды 0° C.)

  3. В какую погоду образуются сосульки?
    (ОТВЕТ: в солнечную, морозную погоду нагревается снег на крыше и тает, а вода стекая на теневую сторону замерзает)

Команда "КРУГОВОРОТ" - Карточка №4

  1. Как называется процесс, противоположный испарению?
    (ОТВЕТ: при соприкосновении водяного пара с холодной поверхностью он превращается в капельки воды)

  2. Куда исчезает вода при испарении?
    (ОТВЕТ: она превращается в невидимый пар)

  3. Почему вода не пропадает?
    (ОТВЕТ: вода совершает постоянный круговорот. Круговорот начинается с испарения)

II станция. Реки, озера, моря и океаны.

Учитель. (демонстрируя глобус)

Океаны, моря и реки регулируют кругооборот воды на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решительную роль в функционировании ее системы: регулирование климата и сохранение животного и растительного мира.

Вопросы конкурса.

Сколько на нашей плане океанов? (4)

Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким?

(Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

Белое, Красное, Черное, Желтое - что это?

(Название морей)

Какое море является самым саленным на нашей планете?

(Мертвое море)

Как называют начало и конец реки?

(Исток, устье)

У какого водоема бывают рукава?

(Река)

Какая река является самой длинной на Земле?

(Нил)

В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

(Байкал)

По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира?

(Амазонка)

Сколько процентов земной поверхности покрыто водой?

(Примерно 70%)

(Жюри подводит итоги конкурса)

III станция. Где мы используем воду? (конкурс капитанов)

Итак, мы уже знаем, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много.

Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды.

Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

1 задание. Капитанам предлагаются таблицы "Где мы используем воду?"

(Ответы показываются и сравниваются с таблицей "Расход воды")

Таблица "Расход воды"

Для чего нужна вода?

Расход воды в день(л)

Умывание

10

туалет

45

Купание

40(ванна) + 95-100 (душ)

Приготовление пищи

5

Мытье посуды

10

Стирка

15

Мытье полов, окон

50

Учитель. А сейчас, мы с вами поговорим о том, что самое главное умение в жизни - это умение правильно действовать в случаи любой опасности.


  1. Что такое наводнение?

(Это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в период снеготаяния, ливней)

2. Ваши действия во время наводнения?

  • Вместе со взрослыми немедленно выходить из опасной зоны.

  • Если находитесь вне помещения, необходимо выйти на возвышенное место;

  • Забраться на дерево.


  1. Какие правила безопасного поведения нарушили на воде?

У большой и глубокой реки

Жили-были одни чудаки.

Был у них непослушный характер:

Выплывали они на фарватер,

В незнакомых катались плотах,

И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали.

А однажды, во вторник как раз,

Разноцветный надули матрас

И поплыли на нем за буйки…

Больше нет чудаков у реки!

  1. Назовите правила безопасного поведения на льду.

(Лед прочный, если его толщина 7 см, если идет группа 12 см. Лед опасен около стоков воды с заводов, деревьев, камышей.)

(Жюри подводит итоги конкурса)

Пока проходит конкурс капитанов, основные группы нарисуют эмблему своей команды и герб города "Салехард».

Жюри оценивает рисунки

IV. В качестве повторения учитель предлагает отгадать кроссворд.

Урок-игра на тему Вода

1. Плавающие горы.

2. Самый большой по площади океан.

3. Скопление пресного льда на суши.

4. Или источник.

5. Воды, располагающиеся в верхней части земной коры.

6. Твёрдое состояние воды.

7. Одно из крупнейших морей планеты.

8. Самый маленький по площади океан.

9. Часть океана вдающаяся.

10. Газообразное состояние воды.

11. Водная оболочка Земли.

Учитель. Вот и подходит к концу наша игра-конкурс. Какой вывод можно сделать из всего сказанного сегодня?

(Ответы учащихся)

Молодцы ребята! Не расходуйте напрасно воду, берегите её!

Наша страна, пожалуй, самая водообеспеченная: В среднем обеспечение населения водой составляет 400 л - на человека (из них 250 л - питьевой). К воде должно быть бережное отношение. Вода - это жизнь. Не станем держать без надобности открытый кран, будем беречь, экономить каждую каплю воды. Благодарю команды за участие в сегодняшней игре-викторине. (Идёт подведение итогов).


Список использованной литературы:

  1. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 240 с.

  2. Иванова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по географии, 6 класс. - М.: "Экзамен", 2006. - 222 с.

  3. Касаткина Н.А. География: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. - Волгоград: "Учитель", 2004. - 156 с.

  4. Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии. - М.: ТЦ "Сфера", 2003. - 96 с.

  5. Тарасов А.К. География. Весёлый урок. - Смоленск.: "Русич", 1999. - 256 с.


© 2010-2022