Урок географии на тему: Температура воздуха. Тепловые пояса

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Температура воздуха. Тепловые пояса.

Цель: Сформировать понятие о температуре воздуха, факторах ее изменения, познакомить с тепловыми поясами, научить наблюдать за изменениями температуры воздуха, прогнозировать ее изменение.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока:

Мотивация познавательной деятельности.

Сказка об одиноком гноме.

Одинокий гном жил в норке и страдал от холода много лет. Наконец он решил построить дом ближе к Солнцу, надеясь, что в таком доме ему будет тепло даже зимой. Гном принялся за работу: стал собирать камни и складывать их друг на друга. Он работал так усердно, что вскоре гора из камней поднялась, чуть ли не до облаков. Трудолюбивый гном построил дом на самой вершине в надежде, что у самого солнца под боком, ему будет тепло даже зимой. Но когда дом был готов, выяснилось что в нем холодно и у бедного гнома зуб на зуб не попадает от холода. Что бы помочь бедному гному мы познакомимся с темой «Температура воздуха».

Актуализация опорных знаний:

Что такое температура воздуха?

В каких единицах измеряется?

Что взяли за основу этой шкалы?

С помощью каких приборов?

Изучение нового материала:

От чего зависит температура воздуха?

Воздух почти прозрачен для солнечных лучей и как стекло пропускает их к земной поверхности. От чего же он нагревается? Цепочка: 6 учащихся получают листы с надписями «солнце», «земная поверхность», «воздух» и стрелками и должны выстроить наглядную схему прогрева воздуха и сформулировать, как зависит температура от высоты. Вводим понятие термической ступени и предлагаем вычислить температуру воздуха на вершине горы, созданной гномом, если у подножия +20, а высота горы 900 м, 600 м, 1200м.

Слушая прогноз погоды, вы, наверное, замечали, что в населенных пунктах с одинаковой высотой температура разная от чего еще она зависит? Почему Африка названа «безморозной», а Исландия «ледяной». Изучаем карту распределения температуры воздуха. Учащиеся формулируют зависимость температуры от широты местности. С помощью иллюстрации учебника знакомятся с тепловыми поясами и определяют их границы. Для закрепления проводим игру: на столах у ребят цветные карточки, обозначающие тепловые пояса (оранжевые - жаркий, зеленые - умеренные, синие - холодные). Называю персонажей фильмов, мультфильмов, героев книг, а дети «расселяют» их по климатическим поясам, поднимая карточки.

Вспомните лето, пляж, вроде и высота одна и широта, а вода холоднее песка и воздух над ней прохладнее, в чем тут дело? Почему в лесу днем прохладнее, чем на открытых пространствах, а в городе невыносимо жарко и хочется в лес, к морю или к гномику в норку или на горку? Дети указывают, что разные поверхности прогреваются по-разному и воздух, соответственно тоже. Вводим понятие отражательная способность поверхности - альбедо и проводим разминку «льдинки-лучики». Последняя парта каждого ряда - льдина остальные - лучики должны передать с первой парты, оборачиваясь через левое плечо, символическое изображение лучика на последнюю по одной стороне ряда и вернуть по второй. Какая льдина ярче блеснет.

От чего еще зависит температура воздуха? Что может стоять на пути солнечных лучей и задерживать их? Что не дает остывать поверхности ночью, играя роль одеяла? Вводим понятие облачности и предлагаем сформулировать зависимость температуры от облачности днем, ночью, летом, зимой.

Какие еще факторы могут повлиять на температуру воздуха? Принимаем и просим объяснить самые немыслимые предположения. Просим подумать, как повлияет на температуру воздуха извержение вулкана, распахивание поля, сведение леса…

По карте просим найти территории с самой высокой и самой низкой температурой воздуха, когда-либо зафиксированной над земной поверхностью, вводим понятие экстремумов, и просим объяснить, почему именно здесь они были зафиксированы, совокупность каких факторов на это повлияла.

Итог урока

Разрабатываем рекомендации для гнома относительно выбора места для постройки дома с целью создания комфортных условий проживания, учитывая, что он не хочет покидать умеренный тепловой пояс, так как привык к разнообразию природных условий.

Домашнее задание

Выбрать и описать местность с оптимальным для вас температурным режимом, где бы вы хотели жить. Помочь друзьям или родственникам собраться в путешествие, чтобы они не замерзли и не страдали от жары.

© 2010-2022