- Преподавателю
- География
- Рабочая программа география 6 класс (надомное обучение)
Рабочая программа география 6 класс (надомное обучение)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шпак Е.П. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО и
РЕКОМЕНДОВАНО
к утверждению на
заседании МО учителей
____________________
Протокол № ____ от
«___» __________ 20___г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.
Мокрое
________/________________/
ФИО
«___»_____________20 ___г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ СОШ
с. Мокрое от
«____» __________20___г.
№ ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села Мокрое
Лебедянского муниципального района Липецкой области
Шпак Екатерины Петровны
Шпак Екатерины Петровны (категория соответствия занимаемой должности)
по географии в 6 классе (надомное обучение)
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31.01.2012г. №69;
- учебный план МБОУ СОШ с. Мокрое на 2014-2015 учебный год;
- календарный учебный график МБОУ СОШ с. Мокрое на 2014-2015 учебный год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Мокрое, реализующего образовательные программы общего образования.
Рабочая программа создана на основе программы Классическая линия для общеобразовательных учреждений изд. « Дрофа»-2011г по учебнику Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова « География. Начальный курс» .
Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографические, картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное - показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационные
Места предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, сокращенна с 68 часов в год, 2 часов в неделю до 17 часов в год 0,5 часов в неделю, согласно учебному плану МБОУ СОШ с.Мокрое надомного обучения в 2014-2015 учебном году по общеобразовательной программе для учащихся дневной школы. Некоторые темы по курсу отведены для самостоятельного изучения.
Данная программа предусматривает наряду с общеобразовательными задачами активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки, а также направлено на оказание помощи детям в поиске своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои возможности, стремление к преодолению трудностей, дальнейшее самоопределение и социализацию.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1.
Введение
1
2.
Раздел 1. Виды изображений земной поверхности
4
3.
Раздел 2.Строение Земли. Земные оболочки
11
4
Раздел 3. Население Земли
1
.
5.
Раздел 4. Влияние природы на жизнь и здоровье человека
1
Итого
17
Список литературы и средств обучения
- Уроки географии «Современная школа», изд. «Глобус» М;2010. Методическое пособие с электронным приложением. С.В. Долгорукова и др.
- Настольная книга учителя географии «Астрель», М; 2002.
- Практические работы по географии, пособие для учителя.
- Поурочные разработки по географии , физическая география 6 класс.- Н.А. Никитина. «ВАКО», М; 2004.
- Современный урок географии Часть 2 методические разработки уроков, 6 класс. М; «Школьная пресса», 2004.
- География «Я познаю мир» АСТ, М; 1997.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях, «Глобус», М; 2007.
- Е.Н. Селищев География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль академия развития,2006.
- Е.В. Экзерцева Кроссворды для школьников. География. Ярославль «Академия развития», 1998.
- Физическая карта полушарий.
- Компас.
- Коллекция горных пород и минералов.
- Планета Земля какой вы её ещё не видели ВВС, DVD коллекция.
Календарно - тематическое планирование
№№
уроков
Тема урока
Тип урока
Вид, формы контроля
Дата
план
Дата
факт
1
Введение
География - наука о природе Земли
Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли
Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Урок изучения нового материала
Эвристическая беседа
03.09
2
Раздел 1. Виды изображений земной поверхности
Понятие о плане местности.
Условные знаки. Масштабы
Стороны горизонта на местности и на плане. Масштабы. Относительная и абсолютная высота точки
Изображение неровностей земной поверхности на плане.
Способы съемки местности.
Урок изучения нового материала
Практическая работа
10.09
3
Географическая карта. Особенности полушарий изображения поверхности Земли на глобусе и карте
Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта. Географическая долгота
Географические координаты.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Значение планов местности и географических карт (самост. изучение)
Урок изучения нового материала
Работа с понятиями и картой
17.09
4
Обобщающий урок по теме « Географическая карта»
Комбинированный
Итоговый
24.09
5
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера. Внутреннее строение Земли.
Горные породы и минералы, слагающие земную кору.
Основные виды движений земной коры. Землетрясения. Вулканы. Горячие источники и гейзеры. (самост. изучение)
Основные формы рельефа земной поверхности. Горы суши.
Равнины суши.
Рельеф дна Мирового океана.
Урок изучения нового материала
Презентация, вопросы
01.10
6
Особенности рельефа своей местности.
Урок-экскурсия
Текущий
08.10
7
Что такое Гидросфера? Мировой круговорот воды. Свойства вод мирового океана.
Движения вод Мирового океана. Мировой океан - основная часть гидросферы. Участки суши. Моря, заливы, проливы.
Мировой океан - основная часть гидросферы. Участки суши. Моря, заливы, проливы.
Урок изучения нового материала
Практическая работа
15.10
8
Воды суши. Подземные воды. Реки суши. Речная система. Реки равнинные и горные
Реки равнинные и горные
Озера. Ледники: горные, покровные. Искусственные водоемы. (самост. изучение)
Урок-поиск
Работа с учебником и картой
22.10
9
Обобщающие повторение по теме « Гидросфера»
Урок-повторение
Итоговый, практическая работа
29.10
10
Атмосфера - воздушная оболочка земли.
Температура воздуха.
Способы определения средних температур.
Атмосферное давление.
Движения воздуха- ветер.
Влажность воздуха.
Типы облаков. Атмосферные осадки.
Погода. (самост. изучение)
Урок изучения нового материала
Работа с учебником
12.11
11
Климат, его характеристика. Климатообразующие факторы. Пояса освещения.
Климат своей местности. (самост. изучение)
Влияния климата на здоровье и хозяйственную деятельность человека. (самост. изучение)
Урок изучения нового материала
Работа с картой
19.11
12
Обобщающение по теме « Атмосфера»
Контрольный урок - тестирования по теме « Атмосфера»
Урок контроля
Тестирование
26.11
13
Биосфера - часть географической оболочки.
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Урок-презентация
Работа с картой
03.12
14
Воздействие организмов на земные оболочки.
Растения, животные, почвы своей местности. Природный комплекс своей местности.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. (смост. изучение)
Урок изучения нового материала
Работа с учебником
10.12
15
Обобщающие повторение по теме « Оболочки земли» Тестирование
Урок закрепления знаний
Тестирование
17.12
16
Раздел 3 Население Земли - 2ч
Численность населения Земли. (самост. изучение) Человечество - единый биологический вид. (самост. изучение)
Своеобразие географических комплексов. Человек как часть природы. (самост. изучение)
Раздел 4. Влияние природы на жизнь и здоровье человека
Стихийные природные явления. (самост. изучение)
Урок изучения нового материала
Работа с учебником
24.12
17
Повторение по теме « Географические комплексы»
Итоговое тестирование
Урок закрепления знаний
Итоговое тестирование
31.12