• Преподавателю
  • География
  • Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии Выступление на районной конференции работников образовательных организаций по теме «Формирование и оценка профессиональных качеств современного педагога в условиях введения ФГОС О

Эффективные методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии Выступление на районной конференции работников образовательных организаций по теме «Формирование и оценка профессиональных качеств современного педагога в условиях введения ФГОС О

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» села Саблинского Александровского района Ставропольского края



















Эффективные методические приемы подготовки

обучающихся к ЕГЭ по географии

Выступление на районной конференции работников образовательных организаций

по теме «Формирование и оценка профессиональных качеств современного

педагога в условиях введения ФГОС ООО»









Учитель географии МОУ СОШ №6

Шестакина Елена Александровна













2015 год

ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.

Поэтому содержание контрольно - измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально - культурные и экономические.

Выпускники средней школы должны обладать сформированными общеучебными умениями и навыками: наблюдением, отбором и генерализацией, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей, синтезом. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ЕГЭ.

Максимально подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по географии возможно на уроках и во внеурочной деятельности по географии.

Подготовка к ЕГЭ - дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Сокращение часов на изучение предмета не способствует улучшению географического образования, поэтому надо использовать такие методы обучения, которые позволят развить интерес и познавательную активность, помогут подготовиться к сдаче экзамена. Проанализировав ошибки, допущенные выпускниками при сдаче экзамена, я сделала вывод, что хуже всего ребята отвечают на те вопросы, которые проверяют их знания и умения по физической географии (6-8 класс). Учащиеся допускают ошибки по разделам «Основные источники географической информации», «Природа Земли», «География России».

Весь процесс подготовки к ЕГЭ я разбила на четыре этапа:

1. Тематическое повторение материала.

2. Выполнение тестовых тренировочных заданий.

3. Работа с бланками ЕГЭ.

4. Психологические рекомендации при сдаче ЕГЭ.

1. При подготовке к экзамену учащимся придется вспомнить весь материал, начиная с 6 класса.

  • Особое внимание рекомендую обратить на тему «Географические исследования и открытия», т.к. в школьном курсе мы не уделяем ее изучению достаточно внимания.

  • Необходимо обратить внимание на практические работы по теме «Климат».

  • В теме «Хозяйство России» особый упор следует сделать на изучение действия факторов, влияющих на размещение производства.

  • Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности.

  • Как можно больше внимания следует уделять работе с географическими картами. Учащиеся должны знать географическую номенклатуру.

  • Не стоит забывать также об анализе схем, диаграмм, изображающих рельеф, климат, природные зоны, структуру хозяйства.

  • Особое внимание уделить построению профиля рельефа местности.

  • Нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.

2. Я всегда говорю своим детям, что хорошо сдать ЕГЭ можно проделав «миллион» тестовых тренировочных заданий. Поэтому на отработку тестов отвожу при подготовке всегда самый большой временной период. Работу с тестами делю на два вида:

1) самостоятельная работа учащихся

2) работа совместно с учителем

При работе с тестами использую все виды тестовых заданий (КИМы) за все годы издания. Начинаем работу с тематических тестов, затем переходим к последовательному выполнению тестов (Демо-версий ЕГЭ).

В процессе работы с тестами использую компьютерные программы для подготовки к ЕГЭ, а также тесты онлайн geo.reshuege.ru/ , gotovkege.ru/ .

3. В марте-апреле начинаю работать с бланками ЕГЭ. Совместно с учащимися изучаем инструкцию по заполнению бланков и тренируемся в заполнении.

Правильность заполнения бланков ведет к успешности на экзамене.

4. Готовя детей к экзаменам, даю советы, как нужно работать с тестами.

1. Сначала необходимо выбрать все «легкие» вопросы. Нужно начинать читать все задания теста, начиная с первого и выполнять те, ответы на которые точно знаете.

2. Затем следует возвратиться к тем вопросам, которые вызвали затруднение.

3. Вопросы нужно перечитать несколько раз и в вопросе поискать подсказку.

4. В вопросах без выбора ответа нужно обязательно писать несколько позиций, доказывающих или подтверждающих ответ. Одна или две могут быть правильными.

5. Детей нужно успокоить и настроить на хороший результат.

Современные технологии позволяют использовать широкий спектр методических приемов для формирования крепких знаний и умений по географии. Так, например, развитие познавательного интереса может происходить через систему творческих заданий, участие ребят в различных интеллектуальных конкурсах. Ежегодно мои ученики принимают участие в заочных конкурсах, олимпиадах по естествознанию на сайте Инфоурок. Немалую роль играют олимпиады. В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии у меня принимают участие все желающие. Они не боятся проиграть, а хотят попробовать свои силы в новой ситуации, проверить свои способности. Со всеми участниками ответы обязательно разбираются, анализируются, выявляются допущенные ошибки, поясняются правильные ответы. Из каждой ситуации ребенок должен найти выход, учиться не повторять свои ошибки.

Для того, чтобы информация лучше запоминалась, необходимо развивать память, мышление, логику, внимание. Многие ребята лучше запоминают материал, если они не только услышали информацию, но и увидели ее. Методический кабинет школы располагает большой фильмотекой учебных дисков по географии. А в 5-6 классах я широко использую проведение экспериментов на уроках. Некоторые эксперименты ребята могут повторить и дома. Такая информация лучше запоминается, она развивает интерес к географии, а в дальнейшем помогает ребятам в изучении других естественных дисциплин.

Большая часть вопросов в ЕГЭ связана с топографической картой, умениями читать ее и выполнять различные вычисления и измерения. Поскольку данная тема изучается только в 6 классе и больше нигде не повторяется, я делаю так, чтобы информация осталась в памяти детей надолго. В этом может помочь игры «Юный топограф», «Найди клад», которые провожу как в рамках урока, так и как внеклассное мероприятие.

В течение всего времени изучения географии обязательно нужно выделять время на изучение географической номенклатуры, использование контурной карты. Это могут быть устные зачеты, которые ребята сдают у стенной карты или проверочные работы на контурной карте без использования атласа. Надо добиться того, чтобы ученик хорошо представлял карту, знал расположение географических объектов на ней. Это надо начинать делать уже с 5 класса. Для того, чтобы не превратить изучение номенклатуры в зазубривание объектов, надо сделать так, чтобы ребенку этого возраста было интересно учить карту. Я, например, продумываю такие задания, которые побуждают учащихся заниматься географией. Так, при изучении политической карты мира предлагаю шестиклассникам найти и выписать страны, название которых начинается на букву И, или страны, столицы которых начинаются на букву Б и т.п. Творческим заданием по этой теме являются такие работа, где ребята определяют, на что похожа та или иная страна. Они выбирают любые страны, перерисовывают их контур и дорисовывают, чтобы было похоже на то, что они увидели. Такие работы ребята делают с удовольствием, а когда они обмениваются своими мнениями на уроке и показывают рисунки, то и другие ученики получают дополнительную информацию о странах мира.

Подобную работу я продолжаю и в 11 классе при изучении экономической и социальной географии мира. Здесь мои ученики выполняют коллаж, на котором показывают самые яркие, интересные черты страны. Здесь есть возможность опереться на межпредметные связи, личные восприятия одиннадцатиклассников, сформировать географический образ региона. С этой же целью можно применять обучающие задачи, задания которых используются и в ЕГЭ для определения страны по описанию. Причем, я использую не только готовые задачи, но и подобные описания стран зашифровывают сами учащиеся, а потом они обмениваются текстами заданий и выполняют их.

Для изучения районов России использую задания рубрики «Знаете ли вы свою страну» из рабочей тетради к учебнику Алексеева.

В старших классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 11 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. После проведения тренинга, проверочных работ и пробных экзаменов результаты заносятся в карту. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам географии, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по географии помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»













© 2010-2022