Урок «Лесное метро»

23 мая Школьное лесничество и экологическое общество учащихся Нурлата встречали в стенах экологических классов высокопоставленных чиновников. Представители Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Депутаты Госдумы: Кашин Владимир Иванович, Сибгатуллин Фатих Саубанович    и другие высоко поставленные чиновники познакомились с выставкой методических разработок, с документацией школьного лесничества, проектами учащихся.  На стенде достижений обратили внимание на дипломы Российского и Международного ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий конкурсов для школьного лесничества

« Лесное метро», разработала учитель географии МАОУ СОШ №3 г. Нурлат РТ, руководитель школьного лесничества Чибидина Т.И Данный сценарий был показан при проведении выездного заседания « круглого стола» Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ.

Цели проведения конкурсов

1. Воспитание любви к Родине и природе. 2. Пропаганда противопожарной техники безопасности на природе. 3. Развитие коммуникативных качеств и воспитание ответственности. 4. Развитие умения применять знания в нестандартной обстановке 5. Развитие творческих способностей.

Программа движения команд

  1. Станция «Ботаническая»: определи дерево по листьям или хвое. 2. Станция «Географическая»: определить регион России по описанию растительности.

  1. Станция «Математическая»; провести расчёты, какой объём древесины получим с 1 га. (По данным на карте о размерах деревьев).

4. Станция «Театральная»: инсценировка на тему по противопожарной безопасности

5. Станция «Берёзки»: творчество, прославляющее берёзку.

Станция «Ботаническая»: определи дерево по листьям или хвое.

1Урок «Лесное метро» 2Урок «Лесное метро» 3Урок «Лесное метро»

4Урок «Лесное метро» 5Урок «Лесное метро» 6Урок «Лесное метро»

Урок «Лесное метро» 2. Станция «Географическая»: определить регион России по описанию растительности.

Игра «Назови край России по описанию растительности» 1. Расположенный на стыке Евразии и Тихого океана, и благодаря разнообразию ландшафта - от вершин Сихотэ-Алиня до обширных речных долин, край является единственным в России, где так причудливо соседствуют северные и южные типы растительности. Только здесь можно встретить северную лиственницу рядом с дубом или кедром; березу или рябину рядом с амурским бархатом, аралией или маньчжурским орехом. В таежных чащах довольно распространены настоящие субтропические лианы - лимонник и амурский виноград. 2. Отгадайте по описанию растительности второй край. Богата и разнообразна растительность края. Она представлена лесами, занимающими две трети всей территории края, лугами, прибрежно-водной, водной растительностью, а также горными лесами, лугами и тундрами. К северу от столицы расположены елово-пихтовые леса. Здесь царство ели и пихты.

Урок «Лесное метро» Урок «Лесное метро» Под навесами угрюмых великанов - полумрак и влага, через густую хвою с трудом пробиваются лучи солнца. В этих лесах беден подлесок, мало трав, цветов, но распространены мхи. С деревьев свешиваются гирлянды бородатого лишайника.

На северо-востоке края наряду с пихтой и елью растут лиственница и сосна сибирская кедровая Хвоя у кедровой сосны темно-зеленая, мягкая, длинная; в отличие от сосны обыкновенной, в пучке растет не по две, а по пять хвоинок. На ее ветвях созревают крупные шишки с вкусными, питательными орехами. Кедровые орехи собирают не только люди. Их запасают и белка, и куница, и соболь, и птица-кедровка. Сосна кедровая - дерево севера, в центральных и южных районах оно не встречается. Южнее столицы начинается пояс смешанных лесов. Смешанный лес значительно светлее, разнообразнее елово-пихтовой тайги. Здесь кроме ели, пихты, сосны, встречаются лиственные породы деревьев. Это липа, клен, дуб, береза, осина, ольха, рябина, черемуха.

3. Отгадай третий край. Растительный мир края представлен широколиственными (бук, дуб) и темнохвойными горными (пихта, ель) лесами, субальпийскими и альпийскими лугами. Здесь встречается более 3000 видов растений. Из-за рельефа и климатических условий выражена широтная и вертикальная зональность растительности. Основные типы растительности в крае - равнинная и горная.
Обширную часть территории в северной части края занимает степная растительность . Сейчас в местах, где раньше произрастали степные ковыли, пырей, вика, тимофеевка, на распаханных землях растят пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник, ячмень, сорго, клещевину, эфирномасличные и овоще-бахчевые культуры. Травы, обладающие лечебными свойствами, специально выращиваются на полях в качестве сырья для лекарственной промышленности. По берегам рек в прошлом встречались орешник, дикий миндаль, а колючий терн образовывал непроходимые заросли. Постоянные вырубки, лесные пожары уничтожили большое количество древесной растительности. Сейчас на водоразделах равнин можно встретить дуб, бузину, терн, шиповник, ежевику, и т. д.; по долинам рек - вербу, иву, черный и белый тополь, ольху.

Общая площадь лесов края составляет свыше 2,1 млн га (22% площади края). Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы занимают соответственно, 49 и 19 % площади всех лесов края. Большая часть лесов расположена в горной части.
В низкогорье наиболее распространены леса из различных видов дуба. Большую площадь здесь занимают дикие плодовые, особенно груша и яблоня. В горах леса образуют горно-лесной пояс. В пределах его выделяются четыре подпояса. До высоты 500-600 м над уровнем моря простираются широколиственные дубовые леса с древостоем из дуба черешчатого, дуба Гартвиса, дуба скального, граба кавказского, ясеня высокого, кленов красного и полевого, липы кавказской, каштана. Встречаются массивы дикорастущих груш, яблонь, алычи; на вырубках - осина. На границе леса, вдоль горных рек часто растут деревья грецкого ореха. Подлесок образуют кизил, клекачка, держи-дерево. На высотах от 600-700 до 1200-1300 м расположены буковые леса с преобладанием бука восточного, а также граб, дуб скальный, явор. В верхней части подпояса к буку примешивается пихта кавказская. Урок «Лесное метро»На высотах от 1200 до 2000 метров произрастают темнохвойные леса, состоящие из пихты кавказской (Нордмана) и ели восточной. На открытых солнечных участках встречается сосна Коха. Выше 2000 метров располагается субальпийское криволесье с мощным травяным покровом. Здесь крючковатая сосна и кавказская пихта чередуются с участками кривоствольной березы, бука, рябины, ольхи, можжевельника и рододендрона кавказского. Здесь растут растения-реликты. На высоте 2300-2500 м над уровнем моря находится пояс альпийских лугов. В связи с суровостью климата травяная растительность здесь более низкая и менее разнообразная. Максимальная высота трав достигает 15 см. Среди них есть некоторые виды колокольчиков, шлемник, горечавка, мытник Панютина. Многие растения занесены в Красную книгу. 4. Четвёртый край. Растительность края отличается большим разнообразием: встречается св. 1700 видов высших сосудистых растений.

Край расположен в 3 природных зонах: при продвижении с Ю.-В. на С.-З. сменяются степная, лесостепная, таёжная зоны. характерен вост.-забайкальский тип вертикальной поясности, отличающийся отсутствием пояса тёмнохвойной тайги.

Сев. часть края занимает лесная зона, в которой выделяются южная и средняя тайга. Для средней тайги типичны мшистые лиственничные леса с подлеском из кустарниковых берёзок, или ерников, кедрового стланика и ольховника. Основная лесообразующая порода - лиственница даурская.

В лесостепной зоне. выделяют степной, горно-таёжный и горно-лесостепной(основной) высотные пояса. Лесостепь встречается только на востоке, чаще доминирует ландшафт, где степи занимают склоны юж. экспозиции, а сев. склоны заняты лесами.

В степной зоне преобладают равнинные терр. (степной высотный пояс) и низкогорья (горно-степной пояс). В степных ландшафтах доминируют злаковые разнотравные степи, по берегам солёных озёр значительные площади занимают галофитные,ячменевые и осоковые луга. Для горностепного пояса степной зоны характерны типчаковые и низкотравные полукустарничковые степи.

Высокогорная растительность представлена гольцовым и подгольцовым поясами.

Азональная растительность представлена долинными и приречными зарослями кустарников, лугами, болотами с водной и прибрежной растительностью.

Интернет источники: 1 googl. Растительность Приморского края 2.Жизнь леса. Наш Пермский край (gnilomedova.59313s016.edusite.ru/p9aa1.html 3. ecorodinki.ru/krasnodarskiy_kray/rastitelniy_mir/

4. novrosen.ru/Russia/regions/zab.htm

  1. Станция «Математическая»; провести расчёты, какой объём древесины получим с 1 га. (По данным на карте о размерах деревьев).

На карте указана формула __16 5

0,30

Сначала объясните, что означают данные числа. Вспомните формулу по вычислению объёма.

5. Станция «Театральная»: инсценировка на тему по противопожарной безопасности. Данный спектакль показывали младшим классам.

АВТОР:

На лесной сосне высокой

Сидел медведь, смотрел в бинокль.

А коль пожар в лесу случался

Медведь его тушил - не уклонялся.

Был медведь лесным пожарным,

Вел он борьбу с огнем коварным.

МЕДВЕДЬ:

Ну почему у нас опять беда?

От поля не осталось и следа!

Все цветочки сгорели дотла!

Кто их сжег? Зачем? Когда?

АВТОР:

Разозлился наш Медведь,

Да как начал, как начал реветь.

Побрел Медведь через дубравы

На поджигателя искать управы.

Ходил, ходил и вдруг глядит,

Сквозь ельничек костер горит.

МЕДВЕДЬ: (Осторожно подбираясь к волку)

Ах ты, серая карга!

Здесь не место для костра!

Ты что, волчище, одурел?

Вон кедрач уж обгорел,

И трава пожухла от жарищи.

Не мешало б окопать кострище!

(Медведь сердито подает Волку лопату, Волк заискивающе берет лопату и ласково говорит)

ВОЛК:

Я вмиг костер землею завалю. Поверь, я зуб тебе даю!

(Волк быстро засыпает костер, а медведь сердито наблюдает)

МЕДВЕДЬ:

Запомни, Волк! Нельзя в лесу устраивать пирушки,

Огонь - ведь это не игрушки.

(Волк повесил голову и побрел в одну сторону, а Медведь, осматривая лес, пошел в противоположную сторону.

Волк подкрадывается к дому Козы.)

АВТОР:

У леса, на опушке,

Жила Коза в избушке,

А вместе с нею жили семеро ребят,

Семеро забавных сереньких козлят.

КОЗА:

Вы, козлятушки-ребятушки мои,

Ваша мама в город пойдет,

Вам подарков принесет.

Остаетесь вы одни, ребята,

Не играйте вы с огнем, козлята!

С волком серым не водитесь,

Лучше за учебники садитесь.

Если вдруг беда случиться.

В доме что-то загорится,

К телефону подбегайте,

И пожарных вызывайте.

(Коза целует детей и уходит, а Волк все время слушает за деревом)

ВОЛК: (Передразнивая Козу)

Остаетесь вы одни, ребята,

Не играйте вы с огнем, козлята!

С волком серым не водитесь,

Лучше за учебники садитесь. Тьфу!!!

Не люблю таких послушных,

И примерненьких детей.

С ними скучно, очень скучно.

Нужно что-то веселей!

АВТОР:

Позабытый наш "проказник",

Думу думает свою.

ВОЛК: (Задумывается)

Вот устроить бы мне праздник,

Чтоб кричали все: "Горю!"

Пока вы читаете учебник,

Я тихонько подсмотрю-

И что-нибудь зловредное

Сегодня сотворю!

(Волк подходит к козлятам)

АВТОР:

Неожиданно к козлятам, словно вспышка

Подбегает серый коротышка

Говорит им Волк-проказник, хулиган:

ВОЛК:

Давай устроим тарарам!

КОЗЛЯТА:

Мы устроим, мы устроим, мы устроим тарарам!

ВОЛК:

Вот смотрите дети - спички.

С ними весело играть

Ими можно поджигать.

Давайте вместе поиграем

И все вокруг поподжигаем.

(Волк раздает спички козлятам и первым поджигает спичку, за ним повторяют козлята)

ВОЛК И КОЗЛЯТА: (Веселятся, прыгают вокруг огня)

Вот веселье - огонь и дым,

Пламя будет очень большим!

Все сгорит, как летний пух,

Лишь бы этот огонь не потух.

ВОЛК: (В сторону зрителей)

Ого! Как жарко стало!

Надо бежать, пока мне не попало.

МЕДВЕДЬ: (Нюхает)

Гарью пахнет, тянет дымом.

Где-то огонь горит,

Весь лес шумит.

Надо искать что, где горит.

"Спеши на помощь", - сердце говорит.

(Медведь подбегает к дому Козы, видит разбросанные обгоревшие спички)

МЕДВЕДЬ:

Ах, козлята, ах проказники,

Со спичками играли безобразники.

(Медведь тушит пламя, козлята собираются вокруг него. Испуганно обращаются к медведю, утирая мордочки от слез)

ПЕРВЫЙ КОЗЛЕНОК:

Мы не хотели поджигать

ВТОРОЙ КОЗЛЕНОК:

Мы лишь хотели поиграть.

МЕДВЕДЬ: (Поучительно, грозя пальцем)

Спички - это не игра,

Всем об этом знать пора!

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей

Может быть беда большая



© 2010-2022