- Преподавателю
- География
- Методический материал Из опыта работы
Методический материал Из опыта работы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полуенова Н.В. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Из опыта работы учителя « Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Чтобы обеспечить высокие качества организации образовательного процесса необходимо применять различные формы организации работы в учебной деятельности
Содержание материала каждого уровня познавательной деятельности усваивается через различные формы групповой и индивидуальной работы с учетом возрастных особенностей учащихся в соответствии с ФГОС (« Реализация основных положений ФГОС в УМК «География» я прослушала курс издательства «Русское слово») обеспечиваю высокое качества организации через формы:
Вербально - семантический уровень (5-6 классы) предполагает следующие формы организации учебного процесса
- виртуальные путешествия
-
эвристические беседы (умения рисовать словами)
-
путешествие в прошлое, настоящее (развитие воображения, речи)
-
сочинение сказок, мифов, работа с несложным текстом индивидуально, в паре, подгруппе и группе (озаглавливание, составление плана, поиск решения проблемы, конспектирование, сравнение результатов),
-
выполнение опережающего задания,
-
домашнее семейное чтение,
-
организация творческих конкурсов,
-
драматизация поэм, сказок, мифов, басен и т. д.
-
игры в понятийное лото, карты,
-
экскурсии в природу, музее, после которых идёт работа камеральная в группах, где ребята задают вопросы, возникшие в ходе и после экскурсии,
-
работа над топонимикой - историей географических названий, имён (индивидуальная или групповая и др.)
-
наблюдение ( учащиеся самостоятельно составляют план фенологических явлений в природе) По плану ведут наблюдение, анализируют и выступают с сообщениями. Наблюдение развивает умственную, творческую способность, тренирует зрительную память.
Индивидуализация обучения я передаю через подачу дифференцированных заданий, например, задания для детей с низкой степенью распределения внимания отличаются от заданий для детей с невысокими показателями концентрации внимания, а тем более от заданий для детей с устойчивым вниманием. А через перечисленные выше технологии коммуникативно-развивающего обучения 5-6 классики совершенствуют свои общение, поведение и учебные умения и навыки, и, самое главное, преследуются главные воспитательные цели:
-
воспитывается познавательный интерес к изучаемому предмету
-
развивается внимание к собеседнику, участнику группы
-
прививается уважение к чужому мнению, воспитание толерантности
-
воспитание природоохранного поведения, здоровьесберегающего поведения.
Когнитивный уровень (7-8 классы) предполагает формирование ценностных (духовных) ориентиров, формирование умения и навыков сравнительно-сопоставительного анализа и синтеза через использование следующих форм работы:
-
беседы
-
инструктивно-опережающее задание, инструкция, регламентированная дискуссия, «круглый стол»
-
работа в группах, например, «мореплавателей», «капитанов», «учёных», «этнографов», «искусствоведов», «экологов» а затем группы устраивают семинар, а учителю отводится роль научного консультанта и обобщающего лектора
-
работа над пакетами заданий (классных, групповых и индивидуальных)
-
работа с конспектами ребят, где они ставят на полях знаки «?», «??», «?!», разбор казусов, удач, неточностей
-
драматизация
-
словесное и материализованное реконструирование утраченных памятников (экология культуры).
Перечисленные формы работы формируют у ребят:
-
абстрактное и теоретическое мышление,
-
творчески развивают умственные и коммуникативные способности
следующие:
-
дискуссии (диспуты), «круглый стол», семинар, конференции
-
формируют эстетические, этические суждения, определяющих поведение учащихся.
Мотивационно-прагматический уровень (9-11 классы) предполагает создание предпосылок для превращения полученных знаний в мировоззренческую систему, которая позволит выпускнику школы ориентироваться в окружающем его социуме, современной культуре.
Формы организации учебной деятельности в старшем звене работа в группах, задание в которых раздаёт не учитель, а координатор (организатор конкурса или олимпиады, начальник экспедиции или исследовательской группы, «ведущий специалист», «учёный»)
-
исследовательские работы могут быть как индивидуальные, как парные, так и групповые по полугодиям или годовые
-
ведение дневников, впечатлений с самим собой над текстом
-
после экскурсии в музеи работа в группах «гидов» и «экскурсантов» по обмену вопросами
-
работа «экспертов», защищающих разные точки зрения, выливается в суды над историческими деятелями
-старшеклассники - как помощники учителя на уроках в среднем звене
-написание собственного подробного резюме с учётом географических документов и современных точек зрения, социальных проблем.
- Я предложила учащимся рубрику «Мир глазами ученика МАОУ «Гимназия-139» ( в связи с переходам экономики нашей страны к рыночным отношением и открытости в политики, появилась возможность учащихся с родителями путешествовать по странам мира)
Эти вариативные задания учить эффективно, управлять собой, приобретает ориентацию на непрерывное саморазвитие и постоянно стремится к творческой самореализации в любых сферах жизнедеятельности общества.
Индивидуальные и коллективные работы учеников в основе своей предполагают сотворчество учителя и ученика. Совмещение «смыслового поля» учителя и ученика, постоянная смена ролей: учитель (ученик) - субъект (объект) обучения и воспитания позволит достичь поставленной цели.
В основе программы обновления географического образования лежит идея о диалогичности нашего мышления и самой человеческой личности. Усиление диалогичности обучения, воспитания и саморазвития учащегося возможно в нескольких направлениях:
-
усиление и совершенствование диалогичности между всеми участниками учебно-воспитательного процесса
-
развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения самого себя
-
усиление диалогичности, критичности в постижении мира, который окружает нас, который мы изучаем посредством включённости в какую-либо совместную деятельность с другими.
- В современных технологиях есть преимущества использования ИТК, что даёт индивидуализации обучения, итесификации самостоятельной работы учащихся, рост объёма выполненных на уроке заданий, расширение информационных потоков при использование Ihternet. Повышения мотивации и познавательной активности за счёт разнообразных форм работы. Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяет вместе с учеником получить удовлетворения от увлекательного процесса познания. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подьём. Применение на уроках компьютера даёт возможность индивидуальной и групповые работы с географическими картами играми тестами, что позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения знаний умений и применения их на практики есть возможность индивидуального подхода выбора уровня и трудности заданий для конкретного ученика .
Внедряя инновации - это новая цель образования, новое содержания образования, новое целиполагаемое для учащихся и учителя, новые технологии обучения, новые средства обучения.
.