Реализация личностно-ориентированного обучения в географии

  В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Начав использовать в своей работе элементы личностно – ориентированного обучения на уроках географии,  в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, встает вопрос, как выявить индивидуальность и субъек...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация личностно-ориентированного обучения в географии.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики - личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя к нему, уважение.
Поиск наиболее точного смыслового значения понятия "личностный подход в образовании" в исследовательских работах различных авторов, работающих в области этой проблематики, привел меня к выводу, что он не имеет в педагогической теории и практике однозначной трактовки. Наиболее часто встречаются следующие варианты его использования:

  • как приоритет индивидуальности в образовании в отличие от коллективного воспитания;

  • как этико-гуманистический принцип общения учителя и ученика;

  • как принцип концентрации педагогической деятельности на главной цели - личности;

  • как принцип свободы личности в образовательном процессе;

  • как принцип воспитания личности "с заданными свойствами";

  • как построение особого рода педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида.

Этот многомерный подход объясняется тем, что "личностный подход", как и само понятие "личность", - сложный предмет исследования многих наук, который не может быть сведен к одному единственному способу его понимания. А это допускает создание конкретных концепций, разрабатывающих те или иные аспекты данной проблемы.
Личностно-ориентированный подход предполагает:

  • учет личностного опыта каждого учащегося;

  • постановку специальных целей, корректировку содержания образования;

  • специальные технологии, направленные на конструирование ситуации по личностному развитию ребенка.

Создавая в ходе учебно-воспитательного процесса социально-педагогическую ситуацию, я стремлюсь формировать у ребенка творческое, нравственное отношение к собственной жизни, ее согласованность с жизнью других людей. Собственно личностное развитие ребенка в моем понимании включает выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Это поиск ребенком ответов на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Чему учиться? Какие цели поставить перед собой?
В результате я четко осознаю следующие специфические особенности предмета географии, которые учитываю в своей работе: география - замечательный школьный предмет, который изучает окружающий мир и каким покажем мы этот мир детям, в таком мире они будут жить.
В настоящее время географическая наука всё более приобретает геоэкологическую направленность и существенное практическое значение.
Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:

  • востребованность результатов обучения в жизни,

  • личностную ориентацию и деятельностный характер обучения,

  • формирование ключевых компетенций - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач,

  • разгрузку содержания образования и т.д.

Таким образом, осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельной и личностно ориентированным моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, что позволяет формировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии.
Я поняла, что одной из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только давать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни.
Особенно значимым развивающий потенциал предмета географии делает сочетание социальных и естественных компонентов в географическом познании.
Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Важной особенностью личностно-ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. При традиционном обучении большую часть урока учитель "берет на себя", оставляя для учеников лишь незначительную возможность для ответа во время фронтальной работы. При личностно-ориентированном обучении ученику предоставляется свобода выбора, т. е. он сам выбирает наиболее интересующие его задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявляет себя на уроке. Свои уроки я строю, опираясь на следующие принципы личностно- ориентированного обучения:
• принцип выбора;
• принцип индивидуальности;
• принцип творчества и успеха;
• принцип веры, доверия и поддержки.

Каждый ребенок использует свой подход к обработке учебной информации при изучении материала для того, чтобы он легче усвоился. Одни учащиеся, рисуют задание (используют для обработки информации художественный образ), кто-то группирует информацию (выражает в виде таблицы), другие отображают в виде схемы и т.д. По этим данным можно отнести каждого ребенка (подростка) к уже имеющимся психологическим типам людей: "человек - художественный образ", "человек - техник", "человек - символ" и т.д. Это очень помогает при составлении заданий (дидактического материала), основой которых служат разные способности детей к обработке информации, одновременно предоставляется возможность выбора и самостоятельного решения самим детям. Учителю необходимо сделать так, чтобы выявленные детские предпочтения не были статичны, он должен стимулировать ребёнка к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, учитывая всё же при этом, что наиболее ярко учащийся может выразить себя именно в личностно значимых способах.
Главный итог своей работы я вижу в том, что дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы. Ученики дают оценку экологического, экономического состояния отдельных территорий, стран, регионов. Они понимают сущность и причины экологических проблем человечества, предлагают свои способы их решения.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить образовательный процесс.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

В науке термин «личностно ориентированное» обучение ввела психолог Якиманская И.С.
Его суть:
1)признание самоценности ученика как носителя субъективного опыта;
2)понимание взаимодействия между S и О с точки зрения их ориентации на освоение общечеловеческих ценностей;
3)обязательное обращение к эмоционально-ценностной сфере ребенка;
4)ориентация учителя на выбор определенных форм, методов обучения.
Результат - развитие познавательных способностей и качеств личности ученика.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает развитие индивидуальности ребенка. Данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его:
а)самореализации;
б)самораскрытию;
в)самовоспитанию,
так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого.

При таком подходе развивается целостная личность, способная быстро принимать нестандартные решения, искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, разбираться в многогранных проблемах взаимодействия общества и природы, справляться с решением глобальных проблем современности.
Основной вклад школьной географии в развитии личности связан с развитием у учащихся географической культуры; рассмотрение географических объектов во взаимозависимости, изменении.

Вклад географии в развитие личности ребенка определяется:
а)научным восприятием окружающего мира;
б)умением мыслить комплексно, пространственно, во временном аспекте;
в)умением решать географические проблемы, действовать в природе с точки зрения экономической целесообразности;
г)умением пользоваться географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

Школьный учитель - очень необычная профессия. Объектом его работы является общество будущего. Не будущее общество, а именно общество будущего, о котором написано так много и противоречиво. Сейчас изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельном подходе. А качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Долгие годы в системе среднего образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы особое внимание было обращено на концепцию личностно - ориентированного обучения, относящегося к модели инновационного типа.

В основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как "коллективного субъекта", а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Хотелось бы обратить внимание на то, что, начав использовать в своей работе элементы личностно - ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Ведь личность ребёнка - главная ценность и основной объект заботы учителя. Эта педагогическая идея является основной в системе моей работы.

Рассматривая основные требования к личностно - ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечает, что его цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эти цель и средства организации личностно - ориентированного урока мною конкретизируются в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:

  • не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

  • максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

  • создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал "комплекс двоечника";

  • организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;

  • заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.













приложение

Основные отличия личностно - ориентированного обучения от традиционной дидактической системы:

Традиционное обучение

Личностно - ориентированное обучение

«Образование - это вызванный внешним воздействием процесс усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта…. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности» (Клиберг Л. Проблемы теории обучения. - М.: Педагогика, 1984. - с. 25)

«Личностно - ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования. М.: РФФИ-ИПИ, 1995. - с. 55.

Образное понимание обучаемого: «человек - глина» - не имеет изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек - семя» - имеет генетическую программу развития. Образование как развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель.

В центре процесса обучения - ученик.




Обучение: преподавание + учение: учитель передает знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».




Ведущая деятельность процесса обучения - преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единая «планка» - стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности школьников.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признается высшая самоценность личности ребенка.

Учитель, вместе с учебником, являются основными источниками знания, а учитель еще и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

приложение

Ведущими идеями личностно - ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

  • цели личностно - ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;

  • обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;

  • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально - значимых образцов усвоения, заданных в обучении;

  • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

  • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);

  • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально - значимые ценности.







6

© 2010-2022