РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Краеведение»



Пояснительная записка.


Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины-города Уфы , как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с пожилыми жителями города и района. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой- необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики родного края.

Важнейшими требованиями к знаниям и умениям школьников по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта являются:

-поиск исторической информации в источниках разного типа;

-анализ исторической информации, представленной в разных знаковых системах(текст, таблица, схема);

-участие в дискуссиях по историческим проблемам.

Цель :создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности.

Обучающие цели:
По усвоению знаний - ознакомление с историей и современной жизнью города Уфы Республики Башкортостан.

По овладению умениями - изучение проблем развития родного города.

  • Знакомство с официальными символами Уфы

  • Знакомство с промышленностью родного города, ее анализ и сопоставление с историей.

По использованию полученных знаний и умений

  • Умение читать тематические карты;

  • Умение привести конкретные примеры по описанию памятников истории и природы родного края.

  • Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием программы не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества обучающихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учиться краеведению через тематические акции, конкурсы, олимпиады и другие специализированные мероприятия;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы:


Время проведения - 1 час в неделю, продолжительность 1 год.

В результате изучения программы «краеведение» обучающиеся должны знать:

  • основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среде, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;

  • основные исторические и памятные места родного города, музеи.

Должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

  • анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.


Критерии и показатели усвоения материала.


  1. Информационные


  • Знание истории своего города, исторических предпосылок его возникновения.


  • Знание исторических и памятных мест в родном городе.


  • Знание основных направлений производств города.


  • Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире.


Представление об исторических и культурных ценностях края.


  • Знание художественных промыслов и народных ремесел района, умение различать виды декоративно-прикладного искусства.


  • Знание профессиональных предпочтений своей семьи, возможно семейных династий.


  • Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.


  • Исследовательские


  • Умение выделять объект исследования.


  • Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.


  • Умение работать с архивными материалами.


  • Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.


  • Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.


  • Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.


  1. Практические


  • Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.


  • Получение практических трудовых навыков.


Формы контроля:


диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего,

промежуточного и итогового контроля;


  • презентации проектов учащихся;


  • выставки рисунков и фотографий учащихся;


  • фотосессия исторических и памятных мест


  • анкетирование.

  • подготовка индивидуальных - зачетных работ.

Формы и методы проведения занятий

  • лекции;

  • экскурсии;

  • интерактивные программы;

  • занятия - консультации;

  • фотосессии;

  • практические работы в библиотеке, краеведческом музее;

  • домашние семейные творческие работы.

Структура программы.

  1. Историческое прошлое Уфы

  2. Современная Уфа

  3. Архив, краеведческий музей, исторические места родного города.

  4. История города в лицах.

  5. Подготовка индивидуальных и семейных творческих работ.

  6. Защита и обсуждение творческих работ.

Методическое обеспечение программы.

- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью,географическими картами города и области,

- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,

- наличие связей с учреждениями образования и культуры,

- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),

- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,

- выход в интернет.

Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных зачетных работ - проектов «Мой родной город»




Содержание образовательной программы

«Краеведение»

«История родного города»


Тема1.Историческое прошлое Уфы( 6 часов)

Знакомство с программой «Краеведение». Беседа на тему истории родного города и края. Экскурсия к раеведческий музей. Работа с литературой, обсуждение собранного материала.

Тема 2. Современный облик родного города ( 4 часа)

Разговор на тему о современном облике родного города. Просмотр презентации «Предприятия родного города». Сбор информации и создание презентации «Наши родители работают на предприятиях города». Знакомство с учреждениями культуры, дополнительного образования , здравоохранения нашего города.

Тема 3. Музеи родного города, исторические и памятные места нашего города. ( 6 часов)

Беседа. Экскурсии . Работа с литературой и другими документами. Экскурсия в архив города, знакомство с его работой.

Тема 4. История города в лицах. (4 часа)

Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города.

Тема 5. Фотосессия ( 4 часа)

Экскурсии по памятных местам города и подготовка фотоматериалов. Консультации.

Тема 6. Подготовка индивидуальных и семейных работ - зачетных работ ( 8 часов).

По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде газеты, или альбома, или презентации. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала. Семейная программа «Мы живем в Уфе».

Тема7. Защита и обсуждение зачетных работ (2 часа)

Проводится просмотр и обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей.




Календарное планирование по образовательной программе «Краеведение»


Тема занятий

Количество

часов

1

Введение. Краеведение - наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

1

2

Обзорная пешеходная экскурсия по городу.

Уфа-мой город.

1

3

Историческое прошлое родного города.

1

4

Легенды и предания родного города.

1

5

История Уфы в названиях улиц.

1

6

Народные промыслы родного края.

1

7

Современный облик родного города. Посещение национального краеведческого музея.

1

8

Предприятия нашего города. Творческая работа- сбор информации о предприятиях, на которых работают родители.

1

9

Древности уфимского полуострова.


10

Экскурсия в музей археологии Уфы.

1

11

Древние памятники на территории Уфы

1

12

Население Уфимского полуострова в эпоху раннего железного века.

1

13

Территория Уфы в эпоху Великого переселения народов.

1

14

Посещение музея геологии города Уфы.

1

15

Изучение древней Уфы по карте.

1

16

Музеи Уфы . Подведение итогов экскурсий, обмен информацией и отзывами о посещении.

1

17

Подготовка информационной презентации «Музеи родного города»

1

18

Я и мой город. Организация фотосессии по памятным местам родного города.

1

19

Мы - уфимцы. Подготовка фотосессии о своих родных и близких.

1

20

Освоение древнебашкирскими племенами междуречья Агидели и Караидели.

1

21

Выбор исторического пути XIV-XV вв.

1

22

Уфа-форпост восточных рубежей России

1

23

Из истории геральдики. Герб города Уфы.

1

24

Центр Уфимской провинции.

1

25

Уфа в период Крестьянской войны 1773-1775 вв.

1

26

Внутренняя территориальная структура города XIX в.

1

27

Местные органы власти и самоуправления в г. Уфе XIX в.

1

28

Сбор информации о героях Великой Отечественной войны - уфимцах.

1

29

Ветераны педагогического труда - учителя нашей школы. Встреча за «круглым столом», сбор информации, оформление материала для музея школы.

1

30

Красота нашего края в картинах и художественных произведениях.

1

31

Уфа в XX столетии.

1

32

Герои Советского Союза г.Уфы.

1

33

Экологическое состояние родного края-основные проблемы и пути решения.

1

34

Практическая работа по изготовлению творческой работы «История родного города»

1


ИТОГО

34







Литература


  1. Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников. // География в школе. 2010. № 5. - 45-47с.

  2. Баттимер, А. Путь в географию/А.Баттимер.-М..Прогресс, 2012.

  3. Баранский Н.Н. Основные положения методологии и методики географии. // География в школе. - М. 1994. Вып. 2.

  4. Беловолова Е.А. Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения. // География в школе. 2011. № 6. - 25-31 с.

  5. Беловолова Е.А. Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения // География в школе. 2005. № 5. - 47-55 с.

  6. Болотникова Н.В. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс. - Волгоград: Учитель. 2007. - 72 с.

  7. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма.

  8. Винокурова Н.Ф. Реализация духовно-нравстаенного воспитания средствами геологического музея / Н.Ф.Винокурова //География и экология в школе XXI века.-2009.-№4.-С.37-40.

  9. Громова Л.А. Научная этика в руководстве исследовательской деятельностью школьников. // География в школе. 2008. № 7. -

51-55 с.

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Москва «Просвещение», 2009.

  1. Демин И.С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Народное образование. 2001. - 144-150 с.

  1. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения [Текст] / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - 110-115 с.

  2. «Гражданин и патриот. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». ФЦПРО РФ на 2006 - 2010

  3. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья": - Москва, РГСУ, 2009 г.- 288 с.

  4. Душина И.В.,Беловолова Е.А.,Таможняя Е.А.,Пятунин В.Б. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения.// География в школе. 2012 . № 3. 29-38 с.

  5. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М.,Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / Педагогика.-2009.-№4.-С.55-64

  6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,2010.

  7. Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. - Волгоград: Учитель. 2011.

  8. Каменская И.В. Реализация системы поисково-исследовательской деятельности обучающихся. // Одарѐнный ребѐнок. 2009. № 5.

  9. Крылова О.В. Интересный урок географии. - М.: Просвещение. 2009.- 96 с

  10. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010. - М.:АПК и ПРО, 2002.

  11. Кутушев Р.Р. К истории государственной символики Башкортостана/Р.Р. Кутушев, И.Ф. байдаков.-Уфа:Китап, 2011.-136с.

  12. Личность и общество: духовно-нравственный потенциал: А. Н. Аринин, Б. И. Коваль, Т. Б. Коваль - Санкт-Петербург, Соверо-Принт, 2003 г.- 368 с.

  13. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. - М.: Просвещение. 2002 г. - 143 с.

  14. Литвинова Л.С. Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. - М. 2007.- 208 с

  15. Лубченков, Ю.Н.Города России.-М.:-Белый город, 2005

  16. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии. // География в школе. 2005. № 2. 38-41 с.

  17. Лютый А.А. Язык карты: сущность, системы, функции. - М.: ГЕОС. 2002. -328 с.

  18. Матвеева Л.Н. Хочешь интересной жизни - займись исследовательской деятельностью. // География и экология в школе 21 века

  19. Магидович, И.П., Магидович В.И. Новые взгляды на географическое образование/И.П. Магидович, В.И. Магидович.- М.:Прогресс, 2011г.

  20. Максаковский, В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. - М.:-2003.

  21. Максаковский В.П. Актуальные проблемы школьного географического образования. //География в школе. 2007. № 3.с36-43

  22. Максаковский В.П. Как нам обустроить школьную географию // География в школе. 2010. № 1. - 21-31 с.

  23. Миронов А.В. Экологическая составляющая географического образования ( в свете требований ФГОС) // География в школе. 2013 №3. -37-39 с.

  24. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях /под. И.В.Душиной. - М.: Дрофа, 2007.

  25. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. -37-52 с.

  26. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. // География в школе. -М.: Школа-пресс. 2004. № 5. - 48 с.

  27. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. 2000. № 7. - 151-157 с.

  28. Обыденнова Г.Т. Уфаведение. История Уфы с древнейших времен до XIX в. Уфа.2011.-3-43с.

  29. Паневина Г.Н. Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения географии.2003 г.-110-115 с.

  30. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. 2000. № 4. 52-55 с.

  31. Петракова Т.И. Святоотеческое наследие в осмыслении проблем духовно-нравственного воспитания/ Т.И. Петракова. - М.:Просвещение, 2008.

  32. Пятунин В.Б., Таможня Е.А. География России: Природа. Население: 8 класс. - М.: Вен-тана-Граф. 2010.- 320 с.

  33. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. pjrtfolio.ucoz.ru/

  34. Погорелая Г.В. Школьное краеведение как компонент иноязычного образования. Иностранные языки в школе. - 2012. -№6.- 63- 65 с.

  35. Рассказы по истории Башкортостана:Учебное пособие/Под ред.Акманова И.Г.-Уфа:Китап,2001

  36. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.

  37. Репринцева Ю.С. Формирование личностных результатов обучения географии в контексте «субъект- субъектных» отношений .// География в школе. - 2014. - № 1.

  38. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября. 2010. 16-18 с.

  39. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  40. Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М. : ТЦ Сфера. 2004.

  41. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 49 с.

  42. Сухоруков В.Д. Приоритеты современного школьного географического образования //География в школе. 2011. № 3 - 23 с.

  43. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: Пособие для учителя. - Уфа: БИРО, 2004.

  44. Теория и методология географической науки: А. Г. Исаченко - Москва, Академия, 2004 г.- 400 с.

  45. Удинцева, С.П. Воспитание на уроках географии/ С.П. Удинцева//География в школе. - 2001. - №4

  46. Учитель-центр школьного географического образования (фрагменты статей).// География в школе №5. 2014. -4-12 с.

  47. Чебанова Л.А., Сухинин С.А. Роль современной географии в поликультурном образовании школьников // Славянский педагогический Собор. Тезисы докладов I Международного конгресса. Тирасполь, 26-29 июня 2002 г. - Бендеры: Полиграфист. 2002. 301-303 с.

  48. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.-34 с.

  49. Чернышев К.А.Использование краеведческого материала при составлении заданий географической олимпиады для школьников. // География в школе. 2013.№ 5. -54-56 с.

  50. Щенев В.А. Элементы исследовательского подхода на уроках географии в VII классе. // География в школе. 2008. № 5. - 29-33 с.

  51. Юревич, А.В. Нравственное состояние современного российского общества/А.В. Юревич//Социс. - 2009. - №10.-73 с.

  52. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2010.

  53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: mon.gov.ru/files/materials/7195/1897.pdf

  54. Хлебосолова О.А. Школьное краеведение и его развитие в 20-е годы XX века. География в школе. 2014.№2. -3-6 с.

  55. Хомутова И.В. Краеведение : подходы к определению понятия. География в школе. 2012.№3. -52-56 с.

  56. Хомутова И.В. К вопросу о реализации краеведческого принципа и краеведческого подхода при изучении географии. География в школе. 2013.№4.-52-57 с.

  57. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации)/А.И.Шемшурина//Этическое воспитание .-2008.-№5.-С 5-40.

  58. Шуванова О. В. Эвристические задания // Материалы Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года" eidos.ru/dist_teacher/; e-mail: [email protected]

  59. geo.metodist.ru

  60. vestnik.edu.ru/proect.html

Приложение1

Песня родному краю

В кольце крутых излучин Агидели,

Как богатырь в серебряном ремне,

Ты часовым Урала с колыбели

Стоишь, Уфа, навек родная мне.

Мне здесь любая улица знакома,

Я знаю каждый дом и поворот,

Мосты, причалы, заводи, паромы

И где какое дерево растет.

При мне твои деревья зеленели,

Нарядные весной, как ты сама,

В асфальт оделись новые панели,

Построены высокие дома.

Вокруг садов чугунные ограды,

Как кружева, искусством тешат взор,

И каждому бутону сердце радо,

И восхищает каждый твой узор.

Люблю, мой город, твой веселый гомон

И паровозов дальние гудки,

Задумчивость неторопливой Демы

И величавость Агидель-реки.

Люблю тенистые аллеи парков

И лип твоих вечерних аромат,

Люблю огни, сверкающие ярко,-

Так даже звезды в небе не горят!

С тобой я связан тысячами нитей,

Тут, что ни шаг, встречаю я друзей.

Как ты сама, мне дорог каждый житель,

Здесь девушки всех девушек милей.

Горжусь твоею славой трудовою,

Люблю в тебе богатыря труда.

Как дни за днями с волжскою водою

Сливается башкирских рек вода,

Так ты, трудом своим крепя отчизну,

Сливаешь с ней дыхание своё,

Живёшь одной неразделимой жизнью,

Горишь одной из светлых звезд её.

Н.Наджми

15

© 2010-2022