Урок по географии на тему Методы изучения природы

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы изучения природы

Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы, их использования в практической деятельности.

Задачи:

образовательные:

познакомить детей с методами изучения природы, основными инструментами, приборами, применяемыми для познания природы;

обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие:

развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;

развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;

развивать в детях способность к логическому мышлению;

Воспитательные:

воспитывать умения работать в группах;

прививать практические навыки коммуникативного общения;

воспитывать любовь к природе

Оборудование: измерительная лента, термометр, лупа, весы, мерный цилиндр, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля.

Структура занятия:

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе занятия

Изучение нового материала

Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов

Ход занятия.

1.Актуализация знаний учащихся

-Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. Посмотрите вокруг и послушайте голос окружающего мира.

-Что вы услышали и увидели?

-Что такое природа?

-Назовите тела природы?

-На какие две группы можно их разделить?

-Чем отличаются тела живой природы от неживой?

-Какие правила должен помнить и соблюдать человек по отношению к природе?

-Что означают эти знаки?

2.Переход к новой теме

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

-Чему научился человек у природы, какие технические решения она ему подсказала?

-Как важно и интересно изучать природу! Какими методами это можно сделать? Какие способы изучения природы вам знакомы?


3.Изучение нового материала

-За природой можно наблюдать, получая огромные сведения.

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

В глубокой древности

люди начали наблюдать за повадками зверей, ростом и развитием растений, что позволяло им делать охоту успешней, выращивать растения около жилища.

Знания, полученные при наблюдении за окружающей средой, люди передавали из поколения в поколениев виде преданий, записей, примет.

Сегодня метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

- Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

- А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, сроков сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

-Для изучения природы достаточно ли наблюдений?

Все мы слушаем прогноз погоды. Прогноз - это результат наблюдений за погодой, но с использованием специальных приборов, установленных как на Земле, так и на спутниках, летающих вокруг Земли.

- Какие приборы помогают человеку изучать явления природы?

-Попробуйте определить и пояснить их назначение.

-Какими приборами вы пользовались и с какой целью?

Для изучения природы используют различные приборы: часы, весы, лупу, микроскоп, телескоп, термометр, бинокль, линейку.

На основе данных, полученных при наблюдениях и измерениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях

4.Первичное закрепление

-Какие методы необходимы для изучения природы?

-Что такое наблюдение? Измерение? Эксперимент?

Попробуем ими воспользоваться.

5.Практическая работа по группам.

Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.

Задание 2-й группе. Проведите измерение температуры воды в емкости с помощью термометра.

Задание 3-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента

6. Закрепление темы:

Какие методы применил автор этих строк для изучения природы?

За 1 час муравьи берут в « плен» на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?

Лен цветет голубыми цветочками только до обеда;

Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14м, его диаметр 12 м

Грязный снег быстрее тает, чем чистый.

7.Вывод занятия:

Природа прекрасна, многообразна, величава, богата и нами любима.

Наблюдайте, измеряйте и экспериментируйте.

Но никогда не навредите природе!

8.Дополнительный материал


Какая наука главнее?

Но вы соберете травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринку -

Кусочка от этой Зеленой травинки.

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто все это!

Как сложно все это!

Всюду жизнь

Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,

Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,

И комар завопит из прозрачных тенет,

Паучок упадет, как зеленый горошек.

Меж таинственных, кряжистых ив да осин

Ключевой ручеек моет ноги в смороде.

Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,

Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.

Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?

Как жестоки порой наши вольные руки.

Где, вы, души, готовые петь и рыдать

Над невзрачным цветком в век могучей науки?


© 2010-2022