Проект урока Внутренние воды Африки

      Курс географии материков для 7 класса, мне кажется наиболее интересным. Дети в этом возрасте восприимчивы ко всему новому и интересному. Именно поэтому в моей копилке много материалов для 7 класса.           Проект урока "Внутренние воды Африки"  был выполнен мной несколько лет назад. Данная разработка помогала мне проводить интересные уроки по теме, конечно с учетом особенностей класса. Проект содержит классические разделы: психолого-педагогическую характеристику класса (без персональных ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ООШ д. Лаптево





Проект урока по географии

в 7 классе

по теме «Внутренние воды Африки»


Выполнила

учитель географии

Багдасарова М.Н.




Содержание


  1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

  2. Общие сведения об уроке.

  3. Описание исходного уровня знаний, умений и навыков для данной темы.

  4. Хронометраж урока.

  5. Содержание и структура урока.

  6. Самоанализ урока.

  7. Литература.




Психолого-педагогическая характеристика класса

В 7 классе МОУ ООШ д. Лаптево обучается 12 человек, из них 4 девочки и 8 мальчиков. В классе есть дети с хроническими заболеваниями, один ребенок - инвалид. Три человека проживают в неполных семьях, один мальчик - опекаемый. Отношения между детьми в классе в целом доброжелательные, однако, иногда случаются ссоры, что объясняется как возрастными особенностями подростков, так и индивидуальными характеристиками некоторых учеников. В классе можно выделить несколько микрогрупп смешанного характера, которые включают в себя как девочек, так и мальчиков. В классе нет явного лидера.

Интеллектуальные способности обучающихся в 7 классе различны. Два человека, четыре человека - хорошисты, остальные ученики имеют оценки «3» по тем или иным предметам, причем двое из них являются слабыми учениками и требуют особого внимания учителя.

Дети легко идут на контакт с педагогами, внимательны на уроке, проблем с дисциплиной на уроках географии не возникает. Качество знаний по географии по итогам 1 четверти 2008-2009 учебного года составляет 66%, успеваемость - 100%. Большинство ребят активны на уроке, стараются отвечать на вопросы по мере своих возможностей. Задача учителя в данном случае - подбирать вопросы и задания разного уровня сложности, чтобы создавать ситуацию успеха для всех учеников.



Общие сведения об уроке

Тема урока: Внутренние воды Африки

Цели урока

Образовательная: Сформировать представление о внутренних водах Африки, выявить зависимость режима, питания рек и озер от климата и рельефа. Определить влияние внутренних вод на природу материка и деятельность населения.

Развивающая: отрабатывать навыки установления причинно-следственных связей между компонентами природы материка.

Воспитательная: доказать необходимость бережного отношения к воде.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы

- по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

- по подходу: частично-поисковый

Форма обучения: эвристическая беседа.

Формы организации работы: фронтальная, парная.

Средства обучения:

  1. Учебник.

  2. Атлас по географии материков и океанов. 7 класс.

  3. Настенная карта Африки.

  4. Наглядно-иллюстративный материал.

  5. Контурные карты.

  6. Научно-популярная литература.

Программы для общеобразовательных учреждений. География 6 - 11 классы./ под редакцией И.В. Душиной. - Москва: Дрофа, 2005.

УМК: География материков и океанов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. /В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М.: Дрофа, 2007.


Описание исходного уровня знаний, умений и навыков для данной темы.

Данный урок - четвертый по счету в изучении материка Африка (раздел «Материки и океаны»). В курсе 7 класса это первый урок, на котором рассматриваются воды суши или внутренние воды материка, в этом состоит сложность ситуации. Материал по рельефу и климатам Земли изучался в 1й четверти и конкретизировался на уроках «Рельеф Африки» и «Климат Африки». Воды суши ученики знают из курса географии 6 класса, значит основные понятия, применяемые на уроке нужно повторять. Для этого ученикам за две недели дается опережающее задание на воспроизведение определений. Другая сложность состоит в том, сто Африка - это первый материк, который изучается в 7 классе, поэтому дети только знакомятся с алгоритмом характеристики континента и не смогут проявить самостоятельность в полной мере. Однако подготовленность класса к уроку и доступность материала по внутренним водам позволяют спрогнозировать успешное решение учебных задач.

Опорные знания

  1. Тема «Гидросфера» 6 класс: подземные воды, река, речная долина, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, пороги, водопады, питание, режим реки, озерные котловины, ледники.

  2. «Литосфера и рельеф Земли» - 7 класс, «Рельеф Африки» - 7 класс: тектоническое строение, разлом, грабен, формы рельефа Африки - горные системы и котловины.

  3. «Атмосфера и климаты Земли», «Климат Африки»: климатические пояса, характеристика экваториального, субэкваториального, тропического и субтропического поясов, количество и время выпадения осадков.

  4. Истории Древнего мира. Древний Египет. Нил. 5 класс

Опорные умения и навыки

  1. Работа с контурной картой. Навык формируется с 6 класса

  2. Прием сопоставления карт. Вводится в 7 классе.

  3. Прием составления определения. Вводится в 7 классе.

  4. Прием описания ГП реки. Введен в 6 классе.

Хронометраж урока

1. Организационно-мотивационная часть: 7-8 минут

1.1 Организационный момент 1 -2 мин

1.2 Мотивация и целеполагание 2 мин.

1.3 Актуализация опорных знаний 4 мин

2. Операционно-исполнительная часть

Усвоение новых знаний и способов действий - 22 минуты

Общее знакомств с реками Африки;

Влияние рельефа на реки;

Влияние климата на реки;

Озера Африки;

Подземные воды;

Использование внутренних вод.

3. Рефлексивно-оценочная часть. 15 минут

Закрепление. Устное описание реки 5 мин

Обобщение и систематизация познаний 2 мин

Контроль и самопроверка знаний 4 мин

Подведение итогов 2 мин

Информация о домашнем задании 2 мин



Содержание и структура урока

Этап урока

Составные

элементы этапа

Дидактические

цели и задачи

Деятельность учителя

Прогнозируемая

деятельность

ученика

Планируемый результат

1.Организационно-мотива-ционная

часть.

1.1 Организа-ционный

момент

Создание психоло-гического настроя на деятельность в спокойной, деловой обстановке

Учитель проверяет готовность к уроку (наличие учебных принадлежностей), приветствует учеников

Проверяют наличие принадлежностей, успокаиваются, приветствуют

учителя

Готовность к восприятию материала, к учебной деятельности, к сотрудничеству

1.2 Мотивация и целеполагание

Активизация мыслительной деятельности ученика, создание внутренней заинтересованности к освоению знаний

Данная часть урока проходит в форме небольшой беседы. Учитель сообщает тему урока и спрашивает учеников, почему данная тема изучается после тем «Рельеф» и «Климат». Затем ученикам в доступной форме сообщаются цели урока.

Ученики слушают учителя, отвечают на вопрос, участвуют в формулировании целей урока.

Пробуждение интереса к работе, к изучению темы путем совместного формулирования целей.

1.3 Актуализа-

ция опорных знаний

Установить уровень опорных знаний.

Учитель предлагает ученикам выполнить задание на установление соответствия между понятиями (река, режим питание, бассейн реки, водопад, пороги, озеро) и их определениями с последующей взаимопроверкой.

Ученики выполняют задание, участвуют во взаимопроверке, сообщают результаты учителю.

Определение исходного для изучения новой темы уровня знаний.

2. Операционно-исполни-тельная часть

Усвоение новых знаний и способов действий


























Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала.

Общее знакомство с реками Африки





Влияние рельефа на реки.






Влияние климата на реки






Озера Африки



Подземные воды





Использование внутренних вод

Данная часть урока проходит в форме эвристической беседы, которая сопровождается составлением логической опорной схемы на развернутом тетрадном листе.

Вопросы: - Что мы считаем внутренними водами? (Далее - работа со схемой)

Назовите крупные реки Африки, пользуясь атласом (с. 14).Учитель демонстрирует реки на карте, ученикам предлагается подписать их на контурной карте.

Для дальнейшей работы ученикам необходимо вспомнить, что такое бассейн реки, затем самостоятельно составить определение понятия «бассейн океана». Далее следует работа с картой по которой дети выясняют следующее:

- К бассейнам каких океанов относятся реки Африки?

- Какие реки относятся к бассейну Атлантического, а какие - Индийского океанов?

Учитель предлагает ученикам выяснить, как реки материка зависят от рельефа при помощи вопросов и заданий:

- При помощи карты определите, у какого океана площадь бассейна больше?

- В чем причина такого неравномерного распределения бассейнов? Далее запись ответа в схему.

- Вспомните, какие реки бывают по характеру течения? От чего это зависит?

- Какие реки представлены в Африке, горные или равнинные? Приведите примеры. Чем осложняется течение многих рек?

- Давайте найдем водопады на реках Конго и Замбези и запишем их названия в схему.

Учитель объявляет микротему и предлагает вспомнить, что такое режим реки и виды питания рек. Затем эвристическая беседа строится по следующим вопросам:

- В каких климатических поясах находится материк?

- Будет ли одинаков режим рек, протекающих в разных поясах?

Далее ученикам предлагается сопоставить физическую и климатическую карты Африки и установить взаимосвязь между климатом и реками, результаты исследования занести в схему.

Для успешного и быстрого выпол-нения задания, класс можно разде-лить на 3 группы, которые будут рассматривать соответственно реки экваториального и субэкваториаль-ного, тропического, субтропичес-кого поясов.

Учитель предлагает ребятам вспомнить определение озера, а затем - типы озер по происхожде-нию озерных котловин. Термины записываются в схему, к каждому типу озер подбираются примеры, определяются особенности озер по карте (конфигурация, глубина).

Учитель подводит учеников к изучению подземных вод проблем-ным вопросом:

- Какая территория Африки испы-тывает недостаток в воде? Как население разрешает данную ситуацию?

После работы в тетради следует беседа по иллюстрации, где изображена пустыня. Детям предлагается подумать о том как данная картина связана с темой урока. Учитель при помощи наводящих вопросов (если это потребуется) подводит учащихся к мысли об огромной ценности воды в пустыне, о необходимости бережного отношения к воде в любой точке земного шара.

Беседа продолжается вопросами:

- Для чего нужна вода в пустыне?

- Как используются другие виды внутренних вод материка?

После вопросов запись дополня-ется.

Ученики отвечают на вопросы, работают со схемой и атласом, контурными картами.



Определение понятия «бассейн реки» учащиеся уже вспомнили в начале урока, поэтому без труда составят определение «бассейна океана». Затем следует работа с картой атласа и схемой.


Учащиеся отвечают на вопросы, работают со схемой в тетради.

Ученики при помощи карты выясняют, что S

Бассейна Атлантического океана больше, так как восточная часть материка приподнята, а центральная и западная имеют уклон на север и запад, записывают вывод в тетрадь.

Ученики отвечают что реки бывают горные и равнинные, что зависит от рельефа.

Ученики вспоминают про пороги и водопады, находят их на карте, названия записывают в схему.

Учащиеся отвечают на вопросы, сопоставляют карты, проводит мини-исследование, результаты заносят в схему.





Учащиеся отвечают на вопросы, работают с картой атласа и схемой в тетради.


Ученики стараются ответить на поставленные вопросы, работают с картой атласа, пытаются разрешить проб-лему нехватки воды в пустыне, затем заносят в схему информацию о подземных водах и оазисах.

Учащиеся дают разные варианты ответов, после корректировки сильные ученики могут сделать вы-вод о бережном отношении к воде самостоятельно.


Учащиеся отвечают на вопросы, называя при этом реки и озера в качестве конкретных примеров, работают со схемой.

На данном этапе урока учащиеся при помощи атласа узнают о реках Африки, отрабатыва-ется также навык работы с контурными картами. Задание позволяет лучше запомнить где протекают реки, что облегчит дальнейшую работу на уроке.

Материал учебника сводится к характеристикам рек и озер. При изучении нового материала упор делается на определении причинно -следственных связей между рельефом и внутренними водами, климатом и внутренними водами. Отработка данного материала важна еще и потому, что Африка рассматривается первой из материков. При изучении других материков дети смогут сами устанавливать связь между компонентами природы.

.




При рассмотрении данного вопроса закрепляется прием сопоставления двух карт, что представляет сложность для некоторых учеников и требует внимания со стороны учителя.






Знания о подземных водах Африки минимальны, но эта часть урока очень хорошо позволяет достигнуть воспитательной цели урока. Важно, чтобы дети сами сформулировали вывод о бережном отношении к воде.

Рефлексивно-оценочная часть

Закрепле-ние знаний и способов действий


Обобщение и системати-зация познаний

Контроль и самопроверка знаний


Подведе-ние итогов

Информа-ция о домашнем задании

Обеспечение усвоения нового материала и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Обеспечение формирования целостной системы знаний по теме

Выявление качества и уровня овладения знаниями

Сделать вывод о занятии

Обеспечить понимание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания

Учитель предлагает ученикам составить устное описание реки Нил по плану на стр.312.


Учитель обращает внимание учени-ков на схему и просит сделать выводы о полученных знаниях.

Учитель дает задание придумать вопросы разного уровня сложности по данной теме.


Учитель анализирует работу учеников, отмечает сильные и слабые стороны урока.

Учитель формулирует цель задания и способы его выполнения. Проверяет запись домашнего задания.

Ученики дают устное описание реки Нил по плану.

Данное задание позволяет не просто повторить знания, полученные на уроке, но и применить их в незнакомой ситуации.

Ученики формулируют выводы.


Ученики формулируют вопросы, записывают их в тетрадь. 3 - 4 человека зачитывают вопросы, определяя их уровень, остальные дают ответы.

Оценивают успешность усвоения знаний

Запись домашнего задания.

(параграф 27, на контурной карте отметить озера, работать со схемой)

Задание позволяет выяснить насколько хорошо ученики усвоили материал


На данном этапе ученики учатся обобщать информацию, формулировать выводы.

Достоверная информация об усвоении знаний на более высоком уровне.

Совпадение самооценки ученика и оценки учителя.


© 2010-2022