- Преподавателю
- География
- Обобщающий урок в 6 классе по теме Гидросфера
Обобщающий урок в 6 классе по теме Гидросфера
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыкова Т.П. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок географии в 6 классе.
Тема: Гидросфера
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме « Гидросфера» с
элементами эстетического воздействия на человека.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Задачи:
1. Обобщить знания о гидросфере и углубить знания о природе своей местности.
2. Продолжить формирование элементарных понятий об экологии, выделив взаимные связи « Природа - человек»; показать воздействие человека на природу; закрепить знания о путях улучшения природы своей местности, в частности гидросферы, её охраны от истощения и загрязнения.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: физические карты полушарий и России, атласы, карточки для словарной работы, ПК, проектор, видеомагнитофон.
План урока:
-
Организационный момент
-
Повторение пройденного материала
-
Работа по карточкам
-
Работа с художественно-изобразительным материалом (стихотворениями, картинами)
-
Итог урока
-
Домашнее задание
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Сегодня мы заканчиваем изучение темы « Гидросфера». И наша с вами задача обобщить знания по этой теме и раскрыть эстетическое воздействие гидросферы на человека.
Внимательно прочтите эпиграф к нашему уроку: « Вода - краса всей природы» -эти слова Сергея Тимофеевича Аксакова наиболее точно отражают значение воды в природе и жизни человека. Значение воды в природе огромно, заменить её ничем невозможно. « Вода - дороже золота» - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала:
«Цивилизация - это диалог между человеком и водой». Однако до 18 в. ученые не знали свойства воды, считая её простым веществом. В конце 18 столетия французским Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать её химическим путём из водорода и кислорода. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
В географии пользуются термином «гидросфера».
А). Что же такое Гидросфера? Об этом нам расскажет
Вода - чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трёх важных эпостасях:
То ручейком, то речкой вьётся,
То из стакана наземь льётся.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает лёгкость пара:
Была - и вдруг её не стало.
Великий труженик - водица.
Ну как же ей не восхитится!
Она плывёт к нам облаками,
Поит снегами и дождями.
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
Б). Выводы: из чего состоит гидросфера?
3. Работа по карточкам.
Расскажите всё что вы знаете о данных географических объектах.
а. Океан е. Залив
б. Материк ж. Пролив
в. Остров з. Река
г. Полуостров и. Озеро
д. Море к. Ледник
Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Поэтому все организмы более чем на 60 % состоят из воды: растения на 75 -90% , рыбы на 70%,организм человека на 65%, а человеческий мозг на 84%.
У воды много удивительных свойств, которые делают её непохожей на все другие вещества. И среди них есть одно самое необычное - её бессмертие.
Сколько бы человечество воды не потребляло, от этого её общее количество на планете не уменьшится.
4. Работа с художественно-изобразительным материалом (стихотворениями, картинами, сказкой):
А). Работа над стихотворением:
Спросил на днях Иван сосед
У струйки, льющейся из крана.
« Откуда ты? - Вода в ответ:
« Из Мирового океана».
Потом Иван гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
« Откуда ты? - спросил росу -
« Из Мирового океана».
На поле лёг туман седой.
Сосед спросил и у тумана:
« Откуда ты? Кто ты такой? -
« И я дружок из океана».
« Ты, газировка, что шипишь?»
И из бурлящего стакана
Донёсся шепот: « Знай, Иван,
И я пришла из океана».
Удивительно, не так ли?
в супе, в чае в каждой капле,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Б). Работа по вопросам учителя:
О каком явлении природы говорится в этом стихотворении?
Всем известно, что Мировой океан - главная часть гидросферы.
Наша планета богата водой. 3/4 поверхности Земли покрыта океаном, из космоса она видится голубой.
-
В каких состояниях находится вода на Земле?
-
Какой воды в природе больше пресной или солёной?
-
Что называют солёностью?
-
В каких единицах она выражается?
-
Какое море Мирового океана считают самым солёным?
Воды Мирового океана никогда не находятся в состоянии покоя,
они постоянно движутся.
В). Работа по наблюдениям:
Путешествуя по карте,
Изучив премного книг,
Мы с соседкою по парте
Узнаём теченья вмиг.
Что за наваждения?
Узнаём течения:
Холодные видим синими,
Тёплые - красной линией.
Течения есть глубинные,
А есть и очень длинные,
Пассатные, муссонные,
Такие вот природные,
Теченья знаменитые и очень именитые:
Холодное - Канарское,
Но есть и Перуанское.
К Евразии красиво
Подходит Куросио,
А к Америке Гольфстрим!
По океану плавая,
Мы знанья закрепим.
1.Какова основная причина образования течений?
2.Какие ещё движения воды известны в Мировом океане? (Ветровые волны,цунами)
3.Что такое цунами?
4.Что такое приливы и отливы?
5.Где наблюдаются самые высокие приливы и отливы?
(Залив Фанди у берегов С. Америки, прилив до 18 метров)
Вода необходима человеку не только для самой жизни, в ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека.
Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, музыкантов и художников.
Работа по картине Айвазовского «Черное море»:
В). У великого русского художника Айвазовского вся жизнь была связана с морем. И в своих картинах он передаёт эту любовь к морским стихиям. Одна из известных его картин « Чёрное море» и, если посмотреть на цвет, то он соответствует названию картины.
Г). Особенно гидросферой восхищались поэты и писатели, много стихов поэты посвящали рекам и озёрам, на берегах которых они побывали.
М. Ю. Лермонтов писал:
Терек воет, дик и злобен
Меж увесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
или Н. А. Некрасов
О Волга! . . .колыбель моя!
Любил ли кто тебя как я?
Один по утренним зорям,
Когда ещё всё в мире спит.
И алый свет едва скользит
По тёмно - голубым волнам.
Так восхищались красотой рек поэты 19 века.
Наших современников сейчас больше волнует проблема загрязнения рек,
а так же то, что потомки будут восхищаться красотой рек только по
написанным ранее стихам, картинам, музыкальным произведениям. Мы с
вами попытаемся рассмотреть эту проблему на примере рек Мордовии.
Все вы знаете небольшую речушку Лашма, которая течёт рядом со
школой.
Несколько лет назад в ней была идеально чистая родниковая вода.
Там купались дети, хозяйки полоскали бельё, поливали огороды. Но
Построили поблизости маслосырзавод. И во что превратилась наша
речка?
Об этом расскажет….
Речушка вдоль околицы текла,
Не громкая, но мы любили, дети,
Её - она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь зелёная,
и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить её.
И своего добились.
Многие из вас скажут: « Это маленькая речка и большой беды нет, что
Она стала грязной.» Давайте проследим, как такая маленькая речка как
Лашма, может повлиять на загрязнение моря или океана. ( Показать по
карте. Работа с атласом.) Лашма впадает в Мокшу, Мокша в Оку, Ока
в Волгу, Волга в Каспийское море. Таким образом, вся грязь собирается
в море. Значит погибает не только река, но и море.
Давайте послушаем…
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной,
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку, светлую мою.
Д). Я хочу продолжить тему о загрязнении морей и океанов. Здесь было бы уместно вспомнить известную сказку А. С. Пушкина « О золотой рыбке».
Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Забросил как - то раз дед в море невод и вытащил… Впрочем, все вы знаете эту сказку.
В стародавние времена поймал старик золотую рыбку.
А если бы он закинул невод сегодня?
«Пришел бы невод обратно не с одной тиной морскою», а ещё с
ржавыми банками, разбитыми бутылками, рваными пластиковыми
пакетами и другим мусором. Закинул бы он невод во второй раз -
выловил бы рваный башмак и изношенную шину. В третий раз, как и
полагается, попалась бы старику рыбка, да не простая, а, как известно,
золотая. И заговорила бы она голосом человечьим.
Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить, мол, отпусти меня,
старче, в море. А наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня,
старче, в море, лучше кинь в аквариум с чистою водою - отслужу тебе
за это любую службу.
Не хочу - говорит - сделаться рыбкой нефтяною, а хочу остаться
золотою.
Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостнее.
Раньше, возвращаясь из дальних странствий, моряки, бывало,
рассказывали о дальних странах да заморских диковинах. Теперь же,
как сговорились, твердят одно: « Пропадают, братцы, моря и океаны,
кораблей на водных путях, как автомобилей на шоссе.» И с каждого
даже маленького судёнышка в волны бросают мусор. Вот и
превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. А когда
море, становится грязным от ядовитой для всего живого нефти -
совсем плохо. К несчастью встречается и такое. Помыл танкер -
нефтевоз свои огромные баки, грязную воду в море слил. Потерпел
танкер аварию, опять нефть вылилась в море. Вот беда, так беда. Гибнет
рыба (как тут не вспомнить нашу нефтяную рыбку), дельфины болеют,
гибнут птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной
плёнкой, которая словно крыша не даёт в глубь моря света и кислорода. От этого задыхаются водоросли, животный планктон, значит и
не отравленной рыбе погибать - только от голода. До того дело дошло
- завели что - то вроде «морских дворников», специальные суда чистоту
в море наводят. Есть теперь корабли - мусорщики, есть корабли -
нефтесборщики.
Океан очень обижается на людей и об этом нам расскажет…
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине.
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, человек?
Люди испытывают разнообразные, в основном приятные чувства,
соприкасаясь c водой. Находясь у водоёма, мы всегда ощущаем, чем
пахнет вода: свежестью, затхлостью, морскими водорослями или чем - то
ещё. Воды гидросферы действуют и на подсознание человека. Вспоминая
особоживописный водоём, люди невольно испытывают сладкую тоску
по чистым и холодным его просторам, желание вернуться и увидеть
ещё раз.
В водах есть какая - то притягательная сила: тысячи людей едут к ним, чтобы полюбоваться истинной самобытной красотой. ( показать репродукцию из альбома «Сочи»).
Воды гидросферы имеют и воспитательное значение. Оставаясь один на один с водной стихией, человек учится мужеству, стойкости, готовности оказать помощь ближнему.
Воду не зря называют матерью урожая, народная поговорка гласит: «Была бы водица, а зелень родится». Водные берега это любимые места отдыха и туризма. Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно относится к ней,
не загрязнять, не расходовать попусту. Помнить, что вода самый ценный минерал нашей планеты.
Завершить наш урок мне хочется словами французского лётчика - испытателя Антуана - де - Сента - Экзюпери. Эти слова он написал после авиакатастрофы над пустыней Сахара.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами.
Ты самое большое богатство на свете.
Но и самое неприхотливое.
5.Итог урока
-
Выставление оценок
6.Домашнее задание
1. Составьте рисунок с изображением гидросферы.