Разработка урока по теме Ветер

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме «Ветер»


Цель урока: формировать представление о ветре как элементе погоды.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;

  • ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

  • показать значение ветра в природе и жизни человека

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

Воспитательные:

  • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

  • обучение рефлексии учебной деятельности.

Планируемый результат:

Учащиеся должны: знать /понимать основные виды ветров; при­чины возникновения пассатов, муссонов, местных ветров, их геогра­фию; уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); описывать значение ветров для природы и человека; объяснять об­разование ветров и их разную скорость.

Оборудование:

  • Флипчарт;

  • раздаточный материал;

  • учебник «Физическая география» Бирмагамбетова А., Мамырова К.

I. Организационный момент.

II. Повторение и закрепление изученного материала.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать свои знания по теме Атмосфера.

Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать свои знания по теме Атмосфера.

Для начала мы проверим ваши знания для этого я предлагаю выполнить следующие задания:

У доски работа с опорными понятиями;

Работа у доски с карточками

Один ряд работает с тестами;

Ещё один ряд работает с заданиями на расчёт суточной амплитуды и средне суточной амплитуды;

Индивидуальные карточка (для учащихся на индивидуальном обучении)

С оставшимися учащимися - устный опрос:

Ребята,

- сформулируйте определение - Атмосферное давление.

- Итак, мы знаем, что давление бывает 3 видов, давайте их назовем (нормальное, высокое, низкое).

- С помощью, каких приборов мы фиксируем атмосферное давление? Назовите принцип работы этих приборов.

Сейчас нам предстоит решить задачу по данной теме (опираясь на знания основных законов).

- Летчик поднялся на высоту 2 км 37 м. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.

2037 : 10 = 204

750 - 204 = 546 мм рт ст

Итак, мы с вами еще раз повторили закон, в котором говорится о том, что при подъеме на 10 метров атмосферное давление понижается на 1 градус.

- Атмосферные осадки, выпадающие в жидком виде ….(дождь)

- Скопление на значительной высоте мельчайших капелек воды и кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами ….(облака)

-Зачитывается характеристика облаков, учащиеся определяют их разновидность.

Ход урока

Организационный момент

Методические рекомендации

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

II. Стадия вызова

Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?

Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное явление.

Вопросы классу:

Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

Какого явления не хватает?

Ветер - это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.

Заполнение таблицы.

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

Цель использования приема на стадии вызова - это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.

Несколько учащихся называют что они вписали.

Вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

Выявить причины возникновения ветра.

Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом

III. Стадия осмысления

Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.

Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Выделим ключевое слово и признаки.

Вопросы классу:

Какие причины могут вызвать это движение?

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия.

Как образуется ветер?

Опираясь на жизненный опыт, учащиеся делают вывод:

- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление;

- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).

Рассмотрели образование ветра днем.

Задание классу:

Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?

Формируем понятие бриз (дневной, ночной).

Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?




Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.

Разработка урока по теме Ветер

Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:

Разработка урока по теме Ветер

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером.

Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.

Формулировка вывода.

Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.

Знакомство с флюгером и анемометром.

Нанесение на графическую опору, характеристик ветра, видов ветра.

Графическое изображение режима ветров.

Практическая работа.

IV. Стадия рефлексия

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:

«О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

А.С. Пушкин

Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

С.Я.Маршак

Применение отрывков из литературных произведений - активное средство для развития мышления учащихся. Межпредметная связь с литературой

Выберите верное утверждение

Соберите мозайку

Диалог друзей - кто прав?

1. В таблице заполняется третья колонка (узнал).

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

V. Домашнее задание.

§33, построить розу ветров.

по выбору:

Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

Как ветер влияет на облик Земли?

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.



- сформулируйте определение - Атмосферное давление.

- Итак, мы знаем, что давление бывает 3 видов, давайте их назовем (нормальное, высокое, низкое)

.

- С помощью, каких приборов мы фиксируем атмосферное давление? (Барометр)

Назовите принцип работы этих приборов.

Сейчас нам предстоит решить задачу по данной теме (опираясь на знания основных законов).

- Летчик поднялся на высоту 2 км 37 м. Каково атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.

2037 : 10 = 204

750 - 204 = 546 мм рт ст

Итак, мы с вами еще раз повторили закон, в котором говорится о том, что при подъеме на 10 метров атмосферное давление понижается на 1 градус.

- Атмосферные осадки, выпадающие в жидком виде ….(дождь)

- Скопление на значительной высоте мельчайших капелек воды и кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами ….(облака)

-Зачитывается характеристика облаков, учащиеся определяют их разновидность.



© 2010-2022