Рабочая программа Экологическая валеология (факультатив)

Рабочая программа "Экологическая валеология" разработана как факультативный курс 1 час в неделю для 5 классов, 18 часов в год. Можно использовать для 1-4 класов.         Программа предусматривает цели, задачи, календарно-тематическое планирование, содержание программы, ресурсы.          В программу входят исследовательская работа, проектная деятельность, экскурсии.                   Валеология, как наука не стала модной однодневкой, а прочно укрепилась в системе общего образования нашей страны. Хотя не ведется отдельным предметом и не нашла своего места в базе обязательных предметов школы, валеология так или иначе проявляет себя в таких курсах, как ОБЖ, природоведение, биология, экология и даже краеведения.                   В экологически неблагоприятном регионе Крайнего Севера преподавание валеологии должно включать природные особенности проживания, пути сохранения и укрепления здоровья человека. Авторская программа  «Экологическая Валеология» включает: элементарные знания работы основных органов человеческого организма, понятия здоровья и болезни, основные причины заболевания, основные факторы риска, опасности окружающей среды для проживающих в районах Крайнего Севера, принципы сохранения здоровь...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Экологическая валеология»



(факультативные занятия)




Автор учитель географии Чумакова И.Н


г.Новый Уренгой

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

страница

1.Пояснительная записка

3


2.Паспорт рабочей программы

4


3.Содержание

3.1 Тематическое планирование

3.2 Учебно-тематическое планирование

5





4.Условия реализации программы

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

4.2. Рекомендуемая литература.

4.3 Интернет-ресурсы

7
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Валеология, как наука не стала модной однодневкой, а прочно укрепилась в системе общего образования нашей страны. Хотя не ведется отдельным предметом и не нашла своего места в базе обязательных предметов школы, валеология так или иначе проявляет себя в таких курсах, как ОБЖ, природоведение, биология, экология и даже краеведения.

В экологически неблагоприятном регионе Крайнего Севера преподавание валеологии должно включать природные особенности проживания, пути сохранения и укрепления здоровья человека. Авторская программа «Экологическая Валеология» включает: элементарные знания работы основных органов человеческого организма, понятия здоровья и болезни, основные причины заболевания, основные факторы риска, опасности окружающей среды для проживающих в районах Крайнего Севера, принципы сохранения здоровья с использованием традиционной северной медицины.

Рабочая программа курса «Экологическая Валеология» предназначена для изучения валеологии в школе, в рамках факультативных занятий в объеме 18 часов, предусматривает теоретическую и практическую часть.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; факторах формирующих и разрушающих здоровье; о методах и системах сохранения и укрепления здоровья, применяемых местными жителями;

  • овладение умениями обосновывать место и роль валеологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; проводить наблюдения за своим здоровьем и здоровьем окружающих, с целью описания и выявления естественных и антропогенных изменений; воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проектно-исследовательской работы;

  • воспитание убежденности в возможности сохранить и укрепить здоровье, необходимости рационального питания, физических упражнений, н бережного отношения к собственному здоровью;

  • формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам охраны собственного здоровья, профилактического мышления на здоровый образ жизни; знания по основам личной гигиены; умение ребенка жить в гармонии с собой и с окружающим миром; элементарные знания по вопросу строения человеческого организма и его работе;

  • использование приобретенных валеологических знаний и умений в повседневной жизни и для оценки уровня здоровья своего и других людей, выработки рекомендаций по ведению здорового образа жизни.

  • включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы с изучением основ законов экологии;

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено формированию у учащихся знаний о «болезнях цивилизации», ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации валеологического образования, убеждений в необходимости формирования здорового образа жизни, умений и навыков осознанно строить свою жизнь. Большое внимание в программе уделено изучению основных направлений традиционной медицины и ведения образа жизни народов Крайнего Севера.

Освоение учебной дисциплины «Экологическая Валеология» базируется на знаниях учащихся, полученных при изучении ОБЖ, краеведения, природоведения, экологии в начальной школе .

Для успешного усвоения знаний, приобретения учащимися практических навыков в содержание обучения включено выполнение практических работ, рефератов, проектно- исследовательской деятельности.

2.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является факультативным занятием

1.2. Место учебного курса в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа курса «Экологическая валеология» используется, как дисциплина естественнонаучного цикла.

1.3. Цели и задачи курса - требования к результатам освоения дисциплины:

Цели: формирование профилактического мышления на здоровый образ жизни. Приобщение учащихся к мировому уровню культуры здоровья, формирование мотиваций и потребности в здоровом образе жизни, убеждение в необходимости самостоятельного приобретения знаний по сохранению и восстановлению здоровья, в конечном итоге, добиться, чтобы эти знания и убеждения вошли в инфраструктуру повседневной жизни, труда, отдыха.

Задачи:

- развивать способность видеть и понимать, что здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье;

- формировать осознанное отношение к своему организму;

- научить применять полученные знания в практической деятельности;

- показать позитивную роль здорового образа жизни для современного человека, необходимость грамотного отношения к собственному здоровью и окружающих людей.

- показать взаимосвязь валеологии с экологией, биологией, безопасностью жизнедеятельности;

- ориентировать учащихся на сохранение здоровья, используя местные климатические особенности проживания.

В результате изучения дисциплины учащийся должен уметь:

  • объяснять роль валеологии в формировании культуры здоровья;

  • иметь представление о требованиях к среде обитания для сохранения здоровья ребенка;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды;

  • уметь осуществлять контроль за состоянием питания;

  • уметь избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения;

  • уметь подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента здорового образа жизни: рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения, высоконравственного отношения к окружающим людям, творческой активности;

В результате освоения дисциплины учащийся должен знать:


  • фундаментальные закономерности сохранения и укрепления здоровья;

  • знать особенности воздействия на здоровье человека климатических, географических факторов;

  • название и расположение основных органов организма.

  • взаимодействия организма с окружающей средой и влияния на него различных природных процессов, социальных, психологических факторов;

  • системы сохранения и укрепления здоровья, средства и методы, направленные на повышение работоспособности и сохранение здоровья;

  • критерии оценки уровня здоровья, умственной и физической работоспособности лиц разного пола и возраста;

3.Содержание

3.1. Тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во часов

1

Раздел 1. Введение.


1

2

Раздел 2. Знакомство с организмом человека.


15

3

Раздел 3.Как сохранить здоровье в условиях Крайнего севера.

2

3.2.Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

часов

Уровень освоения

1

Раздел 1. Введение.

А мир прекрасен, если…

Наука Экология и предмет валеология, их взаимосвязь.

1

Определение уровня накопленных знаний, ознакомления с новыми понятиями

2

1.1. Предмет, задачи и методы валеологии. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни.

Предпосылки и история учения о здоровье. Валеология - наука о здоровье и здоровых. Объект, предмет, основные задачи валеологии, медицинское и валеологическое определения здоровья. Факторы здоровья. Характеристики здоровья.

1

Накопление знаний

3

Раздел 2. Знакомство с организмом человека.

2.1 Это начало начал - клетка.

Строение клетки и ее функции. Виды клеток, ткани.

1

Практическая работа

4

2.2 Зачем мы дышим? Кислородная зажигалка. Пять машин в одном носу. Поющее дерево.

Строение органов дыхания.

1

Получение знаний

5

2.3 Болезни органов дыхания (профилактика и лечение). Никотин и его последствия.

Причины заболевания органов дыхания, профилактика, лечение. Курение и его влияние на органы дыхания.

1

Трансляция фильма

6

2.4 Адмирал флота, который приписан к порту Сердце.

Какое сердце у меня? Как работает Сердце?

1

Расширение знаний

7

2.5 Ярко-красное и темно-красное…Почему? (топливо и отходы). Почки, которые никогда не расцветают.

Состав и функции крови. Вена и Артерия.

1

Получение знаний.

8

2.6 Болезни органов сердечно-сосудистой системы и почек. Профилактика заболеваний сердца.

Причины заболевания сердца. Первая медицинская помощь при кровотечениях и остановки сердца.

1

Практические занятия

9

2.7 Путешествие по пищеварительному контейнеру.

Пищеварительная система. Органы участвующие в процессе пищеварения.

1

Получение знаний

10

2.8 Здоровое меню. Злые продукты.

Рациональное питание. Белки, жиры и углеводы - меню из трех блюд. Продукты питания коренных народов Севера.

1

Составление полезного меню. Исследовательская работа.

11

2.9 Почему заболел живот?

Источники загрязнения воды и продуктов питания. Кишечные заболевания, меры профилактики и лечение.

1

Ознакомление с новыми терминами

12

2.10 Почему мы чувствуем боль?

Строение кожи, функции кожи. Гигиена кожи.

1

Расширение знаний

13

2.11 Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях, укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях целостности кожного покрова.

1

Расширение знаний, практическое занятие.

14

2.12 Лекарственные растения и их применение.

Знакомство с лекарственными растениями Севера.

1

Исследова-тельская ра-бота: Соста-вление кален-даря лекарственных растений Севера.

15

2.13 «Сон, этот волшебник сон». Зачем человек спит.

Правила хорошего сна. Влияние особенностей Севера на сон человека.

1

Памятка .

16

2.14 «Око». Почему на Севере падает зрение.

Факторы риска. Гигиена органов зрения. Правила охраны зрения.

1

Памятка.

17

Раздел 3.Как сохранить здоровье в условиях Крайнего севера.

Различные климатические условия - как способ сохранения здоровья.

1

Уроки Здоровейки.

18

3.1 Урок-семинар

Закрепление полученных знаний.

1

Выступление учащихся с исследовательскими работами.

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета.

Учебно - наглядные пособия: таблицы, плакаты, учебно-методические пособия, медицинские средства для проведения практических занятий.

Информационное обеспечение обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивное оборудование.


Учебно-программная документация:

  1. Рабочая программа по курсу «Экологическая валеология».

  2. Календарно-тематический план.

  3. Коллекция презентаций к занятиям.

  4. Коллекция видео материалов демонстраций.

4.2.Рекомендуемая литература:

  1. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - м.: Владос 2000 - 192 с.

  2. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: 2002 - 40с.

  3. Попов Л.Е. Научные основы трезвого образа жизни: Новосибирск, 2000, - 45с.

  4. Шумова А. Л. Валеология. Учебно - методическое пособие для преподавателей: Москва, 1991, - 56с.

  5. Деларю В.В. Губительная сигарета. М.: Медицина, 1997, - 80с.

  6. Соковня-Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: AcademA., 1997, - 205с.

  7. В.Н.Няруй, Г.И. Вануйто: Культура народов Ямала., Салехард: ЯНОИПКРО, 2006.

  8. Журнал «Ямал

4.3. Интернет-ресурсы

1. sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России.

2. wwf.ru - Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. forest.ru - интернет-портал Forest.ru - всё о российских лесах.

5. kunzm.ru - кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6. ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России.

7. etno.environment.ru - этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.

8.Электронная книга ЯНАО


© 2010-2022