Физико-географическое положение Казахстана

Данный урок представляет  ценность для учителей по географии Казахстана, 8 класс. Цель урока - сформировать представление о физико-географическом положении /Республики Казахстан, его государственных границах, государствах, граничащих с Республикой Казахстан, его природных условиях и ресурсах. На уроке рассматриваются два пути изучения природы Казахстана. Далее, при изучении новой темы идёт практическая работа по изучению географического положения Казахстана. Рассматриваются положительные и отриц...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Физико-географическое положение Республики Казахстан.

Цель: Сформировать представление о географическом положении Казахстана, его границах, природных условиях и ресурсах.

Задачи урока:

Образоват.: формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, ее развитии, взаимодействии природы, общества и экономики;

Развив.: развитие навыков использования географической, политической, экономической, иной научной и методической информации, карт, изданий периодической печати, интернета;

Воспитат.: воспитание высоких патриотических чувств, уважения к Конституции Республики Казахстан, выработка активной жизненной позиции.

Ход урока:

I - Орг. момент.

II - Повторение материала:

- Что изучает физическая география Казахстана? (физическая география Казахстана изучает природу и природные ресурсы Казахстана, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

- Назовите 2 пути изучения природы Казахстана?

Первый ПУТЬ - ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ: КЛИМАТА, РЕЛЬЕФА, ПОЧВ, ВОД, РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории Казахстана. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников - гляциология, озер - меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы - почвоведение, климат - климатология и т.д.

Второй путь - изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают физико-географы. Это комплексное изучение природы Казахстана.

- Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии Казахстана? (учебник, карты, справочники, хрестоматии, интернет и т.д.)

- Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? (геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, лётчикам, морякам)

- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (наблюдение со спутников, аэрофотосъёмка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции)

- В чём выражены результаты исследований? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, фильмах)

- Как используется географическая информация? (учащиеся в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе, учёные занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)

III - Изучение нового материала

- Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Учащиеся вспоминают план характеристики географического положения страны:

Положение по отношению к экватору,положение по отношению к 00 меридиану,положение на материке, части света, моря и океаны, омывающие страну (морские границы), соседние государства, координаты крайних точек страны,

оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами атласа: (беседа)

- Казахстан имеет площадь 2724, 9 тыс. км2.

- На каком материке расположено наше государство?

- Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 вд (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме - по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю - по Керченскому проливу.) К какой части света относится Казахстан? (большая часть территории расположена в Азии, западная - в Европе).

- Найдите на карте северный полярный круг (параллель 66,60) Пересекает ли он территорию нашего государства?

- В каком полушарии мы живём? (в северном полушарии)

- Определите крайние точки нашего государства ( северная - 55º26' с.ш. , южная - 40º56' с.ш.)

- Общая протяжённость границ составляет 15 000 км. Из них по суше проходит 12 000 км и 3 000 км по морю.

- С какими странами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан)

- С какими странами самая протяжённая граница? (Россия, Китай)

- Что значит «морская граница»? (морская граница проходит в 12 милях (22,2 км) от берега)

- Определите, с какими странами Казахстан граничит только по морю? (Азербайджан и Иран)

- Как географическое положение влияет на природу Казахстана?

Географическое положение Казахстана имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Положительные черты:

Большая площадь территории - это, как правило, означает богатство природными ресурсами

Расположение внутри материка (отсутствие глобальных катастроф, таких как: вулканы, наводнения, Крупные землетрясения)

Отрицательные черты:

Отсутствие прямого выхода к Мировому океану

Резкая континентальность климата

Большая территория требует больших транспортных расходов

Работа с учебником:

-Читая текст учебника, выпишите важные даты в истории нашей страны. (проговаривание выписанного материала)

IV - Закрепление.

Задания по контурной карте:

Отметить на контурной карте государственную границу Казахстана

Подписать пограничные государства

Отметить крайние точки Казахстана. Подписать их координаты

Подписать природные рубежи Казахстана (горы Тянь-Шань, Каспийское море, Аральское море, Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина, горы Алтай)

V - Подведение итогов, запись д/з: §



© 2010-2022