Социально-культурный проект «География родного села»

Представленный  проект  является  вкладом учащихся в обеспечение сохранности окружающей среды родного села. Был намечен и отработан маршрут по самым интересным  местам села для проведения  экскурсий - река Поша, её долина и родники села.  Здесь основные места отдыха сельчан, и здесь же ярко видны следы небрежного  отношения к воде. Люди словно не понимают, что без  этого бесценного природного дара  жизнь невозможна. Тем более что в  последние годы она из бесплатного и, казалось,  неисчерпаемого ... Вода – нужна, но наши односельчане не берегут её. А  надо бы по - новому  взглянуть на дары природы,  учиться бережно использовать, то, что дано. Поэтому во время освоения проекта была проведена акция «Трудовой десант»  по очистке мест отдыха на берегах  реки, тропинок к родникам. Каждый участник проекта  прочувствовал, как ранима природа, и, очень, нуждается в защите.  Это и есть главная цель  создания проекта.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление общего и профессионального образования

Чайковского муниципального района.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Уральского»

Социально-культурный проект «География родного села»


Социально-культурный проект

География родного села


Автор:

Цыгвинцева Валентина

ученица 9 класса


Руководитель:

Цыгвинцева Валентина Ивановна

МБОУ СОШ с. Уральского учитель географии

2013 год

Оглавление

Справка о деятельности коллектива 3

Введение………………………………………………………………………….............4

1.Описание экскурсии .8

1.1.Отличительные особенности данной экологической тропы .8

1.2.Экологическая характеристика тропы……………………………………...............9

1.3.Стоянки экскурсионно-экологического маршрута ………………………………10

2.Программа действий 17

3.Бюджет.………………………………………………………………………………...19

4.Результаты исследований. Выводы …………………………………………………20

Литература………………………………………………………………………………22

Приложение..……………………………………………………………………………23





Справка о деятельности коллектива

Время создания проекта: 2012-2013 год. Автор - учащаяся МБОУ СОШ села Уральского - Цыгвинцева Валентина 14 лет, 9 класс; участники проекта: Гайнетдинова Мария, 13 лет, 8 класс; Стафеева Мария, 13 лет, 7 класс.

Работа выполнялась следующим образом:

- на первом этапе Цыгвинцева Валентина готовила материал по комплексной характеристике реки Поши. Для этого была использована учебно - исследовательская работа «Река Поша», выполненная ученицей. Работа была представлена на II муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся "Камская волна» в 2010 году [приложение № 2] и XVI краевой конкурс «Чистая вода» в номинации «Первые шаги» в 2011году [приложение № 3]. Совместно с руководителем ученица создала план территории села, подготовила маршрут экскурсии. Ею были оформлены все фотоматериалы по первому и второму этапу работы над проектом и создана презентация «Заветная тропа», использованная при защите проекта на муниципальном конкурсе проектов среди учащихся 8 - 11 классов в номинации «Экологические проекты», где проект был отмечен дипломом I степени [приложение № 4]. На втором этапе работы участники освоения проекта - Стафеева Мария, Гайнетдинова Мария вместе с автором - Цыгвинцевой Валентиной, провели сбор и анализ информации, а также работали над изучением материалов для разработки и проведения экскурсий под руководством консультанта - руководителя проекта Цыгвинцевой Валентины Ивановны, учителя географии МБОУ СОШ с. Уральского [приложение № 1,5].

- на третьем этапе все участники в сотрудничестве с руководителем, а также волонтёры из числа учащихся - старшеклассников проводили экскурсии на тропе и мероприятия по «высадке речного десанта» по очистке берегов на реке и тропинки к роднику в зоне маршрута.

Работа производилась на базе МБОУ СОШ с. Уральского, во время организованного отдыха детей в летнем лагере. О значимости проекта для экологического воспитания учащихся сказано в экспертном заключении школы [приложение № 7]. О том, как проходила работа по освоению проекта есть газетная публикация [приложение № 8].

По окончанию освоения проекта он был представлен на защиту на муниципальном конкурсе проектов среди учащихся 8 - 11 классов в номинации социально-культурные проекты и отмечен дипломом I степени [приложение № 4 «А»].

Введение

Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота родного края станет полной удивительнейших загадок. А когда мы попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней. Учитывая, как привлекательна природа Урала, я решила разработать экскурсионный - экологический маршрут по самым привлекательным и наиболее посещаемым местам села.

Был проведен опрос среди учащихся школы, наших родителей, учителей, об актуальности этой проблемы. В опросе принимали участие учащиеся 8-11-х классов (31 чел.), учителя школы (8 чел.), родители (20 чел.) [приложение № 9].

При анализе результатов и реальных возможностей, вывод таков: для решения выявленной общественной проблемы в наших силах - создать и провести социальный проект на тему: «География родного села», экологической направленности. Конкретно - проложить экскурсионный маршрут. Наши объекты - река Поша, её долина и родники села, а также мероприятия по очистке часто посещаемых мест на реке. Здесь основные места отдыха сельчан, и здесь же ярко видны следы небрежного отношения к воде. Люди словно не понимают, что без этого бесценного природного дара жизнь невозможна. Тем более что в последние годы она из бесплатного и, казалось, неисчерпаемого ресурса стала весьма дорогой и не всегда доступный. Итак, возникло противоречие, а это и есть проблема! Вода - нужна, но наши односельчане не берегут её. А надо бы по - новому взглянуть на дары природы, учиться бережно использовать, то, что дано. И помнить, что понятия «вода» и «здоровье» всегда стоят рядом. Ведь чистая вода - залог здоровья человека!

По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «…каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но и еще и образование. Этот урожай мудрости всегда понижается». Актуальность данной проблемы очевидна, так как проблема экологического воспитания среди детей и взрослых стоит очень остро. В связи с этим нами была поставлена цель проекта - это просвещение и привлечение учащихся к природоохранной деятельности.

Место и объекты исследования: долина реки Поши, территория села Уральского, город Чайковский, Пермский край.

Сроки реализации: июнь 2011года - июнь 2012 года.

Протяжённость маршрута: 1 километр.

Хронологический расчёт маршрута: от 35 до 90 минут (может меняться).

Участники маршрута: воспитанники старшей группы детского сада «Светлячок» и учащиеся школы села, посещающие летние оздоровительные лагеря. Возраст участников: от 6 - 14 лет.

Задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т.е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях природы родного края.

Задача экскурсоводов и проводников (учителей) - научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду.

Главная задача тропы - способствовать воспитанию экологической культуры человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Ожидаемый результат:

- выбор природных объектов для создания экскурсионно-экологического маршрута в селе, составление картосхемы;

- создание презентации «Заветная тропа»;

- составление экскурсионного буклета;

- составление памятки поведения на природе;

- подготовка экскурсоводов - учащихся;

- проведение экскурсий;

- «высадка речного десанта» по очистке мест отдыха на реке и тропинки к роднику «Три брата»;

- проведение фотовыставки.

Методы исследования: теоретический, диагностический, эмпирический, статистический, практический.

Основным источником руководства для планирования деятельности послужила книга Титова В.В. «Туристско-краеведческие кружки в школе» [№ 6, стр.29]. Основываясь на изложенных рекомендациях, был намечен план работы на исследуемый местности. Также подобрана необходимая справочная и научная литература.

Перед тем, как проводить экскурсии, необходимо было выполнить ряд важных практических работ, поэтому данный этап является главным звеном в работе и включает проведение серии практических работ и наблюдений гидрологического характера на реке Поше, создание профиля, таблиц, выполнения необходимых гидрографических измерений на реке. Также выбор маршрута и определение стоянок.

В совместной работе с руководителем были отобраны самые приемлемые для наших условий формы и методы изучения своей местности. Основным источником при этом послужила книга Черниховой Е.Я. «Учебные экскурсии по географии» [№ 7, стр.18]. Глубина реки измерялась мерным шестом. Ширина реки - шнуром, натянутым с одного берега на другой.

Работа, совершаемая рекой, на её различных участках неодинакова. Почему? Одна из главных причин - различная скорость течения. Её измерение - это важная часть изучения деятельности вод. Измерение идёт на участках, ограниченных створами. У верхнего и нижнего створа стоят наблюдатели. Взмахом руки наблюдатели фиксируют время прохождения каждого поплавка через створ. Примерно посредине между створами стоит третий наблюдатель с секундомером и отмечает по этим сигналам время прохождения верхнего и нижнего створов каждым поплавком в таблице. Поплавки забрасывают на середину реки в 3 - 5 метрах выше верхнего створа, с тем, чтобы к моменту пересечения створа поплавок уже приобрёл скорость поверхностных слоёв водного потока.

При работе применено оборудование: планшет с компасом, шнур, шест, флажки. Также секундомер, рулетка, вешки, чертёжные принадлежности, журнал. И, конечно же, фотокамера.

При оформлении результатов материала по реке, и в целом по маршруту автор использовал программы: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word 2007, Xilisoft Video Converter.

Хронологический расчёт маршрута экскурсии по экологической тропе.

Экскурсионные стоянки

Продолжительность (минут) 1гр. 2 гр. 3 гр.

11

Начало экскурсии: «Контакт с природой». Родник.

10 10 15

22

Река Поша. Рассказ: «Обитатели водоёма».

10 10

33

«Болотце»

10 10

44

Долина реки Поши. Рассказ: «Лекарства под ногами».

10 10 15

55

Воздействие человека на природу.

5 10 15

66

Родник «Три брата». Завершение экскурсии. Рефлексия.

15

7

Возврат с экскурсии на базу.

10 10 10

Всего

35 60 90


1.Описание экскурсии

1.1.Отличительные особенности данной экологической тропы

При выборе маршрута учитывались следующие основные условия: доступность, эстетическая привлекательность, многообразие природных объектов, условия для практический реализации проекта.

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп:

1 группа - дошкольники для первичного ознакомления с природой родного края, существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок;

2 группа - младшие школьники (1-4 классы) - для уроков природоведения, экологического воспитания;

3 группа - школьники среднего звена (5-8 классы) - для уроков биологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла, экологического воспитания.

В зависимости от возраста ребят можно менять время проведения экскурсии, методику проведения, форму изложения материала.

Дошкольникам и младшим школьникам доставит удовольствие и окажется полезным рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на маршруте экологической тропы «Лекарства под ногами», рассчитан на 15-20 минут, стоянка №4 «Долина реки Поши» или №6 «Родник три брата». На обеих стоянках есть возможность познакомить ребят с растениями, время ходьбы до той или другой в пределах 10 минут от здания школы, детского сада. Рассказ должен строиться на основе первоначальных сведений по природоведению.

Дошкольники особо любознательны, им все в новинку, поэтому они обычно с интересом слушают рассказ, особенно если сюда включаются элементы игры, викторины, детям приятно показать свои знания.

Здесь же провести рефлексию. Необходимо показать детям красоту родной природы, вред, который может нанести ей человек своими необдуманными действиями, разъяснить, как нужно вести себя на природе [приложение 10]. Для школьников среднего звена также не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, можно отобрать самые интересные, опросив ребят.

1.2. Экологическая характеристика тропы

Экскурсионно-экологический маршрут проходит по окрестностям села Уральского, вдоль реки Поши с заходами на родники. Древесные растения типичны для нашей местности. Здесь произрастают смешанные леса с примесью широколиственно - елово - пихтовых деревьев [№ 3, стр.93]. Вдоль реки пойменные луга с луговой растительностью - это типичные ландшафты географии местных земель. Но в долине реки имеются места с избыточной увлажненностью, как пересыхающие во время летней жары, так и сохраняющиеся в течение всего года. Поэтому растительный мир достаточно богат и разнообразен.

Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя в глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.

Большой интерес представляют родники, которые очень активно используются человеком. Мы включили в маршрут два родника для того чтобы экскурсанты имели возможность оценить степень влияния человека на состояние водных источников села.

Непосредственно на реке Поше можно встретить и понаблюдать за водяными насекомыми, их личинками, моллюсками. То, что река течёт практически по селу, имеет свои положительные и отрицательные особенности: к первым относится доступность тропы для посетителей, ко вторым - сильную антропогенную нагрузку, местами до неузнаваемости, меняющей природу. Но даже этот фактор нужно использовать на благо: на наглядных примерах показывать, что означает бережное отношение к природе.

1.3. Стоянки экскурсионно-экологической тропы

Стоянка - 1. Родники села

На протяжении всего маршрута по экскурсионной тропе мы запланировали 6 стоянок, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу. От школы до стоянки «Родник» 10 минут ходьбы. Это уже начало нашей экскурсии - контакт с природой.

Хотела б я долгие годы

На родине милой прожить

Любить её светлые воды

И тёмные воды любить.

В. Соколова

Контакт с природой начинается с твоего места жительства. Исключительно живописна природа нашего села. Словно на дне огромной чаши расположилось оно в долине реки Поши. Здесь особый мир: удивительный и прекрасный. На пологих склонах невысоких холмов испокон веков бьют ключи, стекающие в реку, наполняя её чистейшей водой. И пусть они безымянны, но в народе так верно, точно и тепло называют их родниками.

Ключик, ключик родничок

Чистая волна,

Чей - то круглый кулачок

Звонко бьёт со дна

В. Берестов

Гидрологическая справка. В некоторых случаях можно наблюдать на поверхности земли, выступающие подземные воды. Иногда вода сочится сплошной скатертью из песчаных слоев, иногда она выходит в виде сформированного ручейка или жилы. Выход подземных вод на поверхность земли носит название родников или источников. У родника различают жерло или грифон, откуда изливается вода [приложение 11]. Родники делятся на две группы: исходящие и восходящие. У нас распространены исходящие родники. Характер использования: питьевой, лечебный, промышленный, поливной. Вода наших родников используется в основном в питьевых целях [приложение 6].

Стоянка 2. Река Поша - обитатели водоёма

Взору открывается река Поша - общей протяжённостью до около 46 километров. Исток реки - подземный ключ (местечко Огуречная гряда) бывшая деревушка Захарята. По селу её длина примерно 4000 метров. Поша является довольно крупным правым притоком реки Пизь и на месте впадения носит название Усть - Поша [приложение 12].

По своему характеру река имеет равнинный характер, тип питания смешанный - снегово-дождевой. Бурно разливается весной, мелководна летом и зимой. Осенью, во время сезонных дождей, зачастую выходит из берегов.

Пресноводные воды реки - особый мир. Грунт на дне в основном песчаный, местами встречаются богатые отложения ила, которые во время разлива реки удобряют пойменные луга. А образуется ил благодаря богатой растительности на речке. Это и ряска - не имеющее корней плавающее растение и прикреплённые - кубышка жёлтая, а также прикреплённые полуводные - стрелолист, частуха подорожниковая. По самой кромке воды, а то и прямо в ней бурно произрастают осоки - исключительно влаголюбивые растения. Непосредственно в воде - водоросли.

Наличие планктона предполагает и наличие рыб. Они довольно разнообразны: плотва, уклейка, пескарь. Щука, язь, елец, линь, голован, сом - более крупные, жуки-плавунцы. А также двустворчатые моллюски - беззубка и перловица. Эти постоянные обитатели водоёма являются санитарами рек. Пропуская через себя воду, они отфильтровывают взвешенные частицы. Мельчайшие животные и растения, органические остатки поступают в пищеварительную систему. Несъедобные вещества оседают на слое слизи, покрывающем поверхность мантии моллюска. Слизь по мере загрязнения перемещается к концу раковины и выбрасывается в воду. Комочки её представляют собой комплексный концентрат для питания микроорганизмов. Они и завершают цепь биологической очистки вод.

К обитателям водного пространства можно отнести также птиц: уток, куликов, поганок. Зверей, обитающих в Поше и около неё: норка, ондатра, выдра, бобр. А также земноводных - лягушки. Пресмыкающихся - обыкновенный уж, гадюка. Живой мир на реке разнообразен и всегда привлекал человек. Здесь часто можно увидеть рыболова любителя, а то и браконьера, поставившего сети во время нереста [приложение 6].

Стоянка 3. «Болотце»

Следуя вдоль реки, мы окажемся у болотца. Его размеры сильно колеблются в зависимости от уровня осадков - в дождливые годы болотце большое, в засушливые оно почти пересыхает. Здесь квакают лягушки, в лужах можно проследить за их размножением: откладкой икры, вылуплением и развитием головастиков, их превращением в лягушат. Очень интересно рассматривать под микроскопом и икру лягушек; если собрать ее сразу после нереста и поместить в банку, вы сможете наблюдать весь процесс дробления яйцеклетки и формирования личинки. Берега поросли влаголюбивыми растениями: осокой, камышом, лютикам [приложение 6].

Стоянка 4. Долина реки Поши

Характерные травы поймы: пырей ползучий, мятлик луговой, щавель, костёр, дикая герань. Они хорошо переносят ежегодное затопление и являются лучшими кормовыми травами. Местами, там, где посуше, встречается земляника, колокольчики, ромашка аптечная, зверобой и другие травы.

Здесь активно работают насекомые - опылители, в том числе и шмель, обитающий там, где воздух чист и свеж. Мы встретим множество насекомых: ос, пчел, муравьев (отряд Перепончатокрылых), Бабочек - крапивниц и лимонниц.

На болотистых местах растут в основном ива, ольха, зачастую обвитые диким хмелем. Много здесь и разнотравья: калужница болотная, встречается купальница европейская, сабельник. Это влаголюбивые растения [№ 3, стр.74] Очень интересны осоки, образующие высокие кочки, они непрерывно выкачивают воду из почвы, так как количество испаряемой ими влаги очень велико. Но осока интересна не только этим. Каждая кочка - это сухой островок среди болота. Так она создаёт себе особые условия жизни в избыточно увлажнённых местах. На этих кочках селяться растения, предпочитающие местообитания с умеренным увлажнением: овсянница луговая, ежа сборная [приложение 6].

Большое разнообразие диких лекарственных растений может служить основой для проведения тематической экскурсии, которую мы назовем «Лекарства под ногами» (рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на экскурсионном маршруте). Примерный текст рассказа:

Все мы знаем, что многие самые обычные растения являются лекарственными и помогают нам от разных болезней. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Вот, например, подорожник - очень интересное и полезное растение: его листья помогают при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все - молодые листочки подорожника просто едят, как салат - они очень полезные и содержат много витаминов. А название свое это растение получило из-за того, что всегда селится вдоль дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей. Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след белого человека».

А вот - ромашка аптечная. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.

У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник - тысячелистник. Он назван так потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и не тысяча. Сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника - вы ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же, как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.

Есть одно растение, похожее на тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые - это пижма. Она даже пахнет похоже, но вот лечиться ей
нужно очень осторожно, потому что ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже глистов - вредителей в организме человека и животных. Поэтому ее и применяют, как глистогонное средство, в больших дозах пижма может причинить вред человеку, если он не посоветовался с врачом и пытается лечиться сам.

А вот перед нами зверобой - одно из самых целебных растений. Само название его происходит от тюркского слова «джерабай», что означает «помогающий при ста болезнях». Но и русское слово «зверобой» имеет под собой основу, т.к. растение может вредить скоту на пастбищах. Зверобой не ядовит для животных с темной шерстью, но если его поест овца, коза или корова с белой шерстью, а потом долго будет находиться на солнце, она может погибнуть.

У нас это растение издавна почитают как целебное, а вот в Австралии он - злейший сорняк, засоряющий пастбища и мешающий пасти овец, которых в Австралии множество и все - белые. Кроме нашего зверобоя, есть и другие виды, некоторые растут высоко в горах, другие пришли к нам из дальних стран, а в Индии есть зверобои - деревья с огромными, как тарелка, цветами.

Еще одно интересное и полезное растение - лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете, особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и заселяет новые земли. На огородах лопух - сорняк, от него очень трудно избавиться, если уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это - очень полезное растение: его листья помогают при ушибах, из семян добывают репейное масло, которое применяют для улучшения роста волоса. Корни же просто можно есть. Во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть, лопух со своими толстыми и сочными корнями спас много жизней.

То же можно сказать и про одуванчик - это растение у нас считают сорняком, а вот во многих странах его молодые листочки едят, как салат - в них много витаминов и появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней - заменитель кофе, который не оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.

А вот горец птичий или спорыш - он так назван потому, что его очень любят разные птицы, воробьи, например, готовы пастись на нем целыми днями. Горец «водяной перец» - у него такое название потому, что, во-первых, он всегда растет у воды, а во-вторых, его свежие листья имеют жгучий вкус, как перец. Спорыш люди используют при болезнях почек, а «перец» - как кровоостанавливающее средство.

Присмотритесь вокруг! Какие еще лекарственные растения вы видите и знаете? Расскажите о них.

Очень хорошо после рассказа провести игру-викторину, кто знает больше лекарственных растений и может их показать [приложение № 13].

Стоянка 5. «Мёртвая» стоянка

Её не надо долго искать. Она везде, где побывал человек. Прекрасен отдых на берегу реки или около родника. Однако, такой «отдых» чрезвычайно тяжело сказывается на жизни водного источника. Посмотришь вокруг: завал у тропинки, ведущей к роднику - мусор, бутылки, здесь же выжженная земля, нет живой травинки, цветочка, обгорелые сучья. И всё это дело рук человеческих. А в реке погибшие деревья, завалы бытовым мусором. Кроме того река Поша загрязняется от канализационных стоков и стоков с животноводческих ферм колхоза, нефтеотходами [приложение 6].

Стоянка 6. Родник «Три брата»

Это конечная остановка нашей экскурсии [приложение 6]. Здесь встречаются те же виды растительности, что и в долине реки Поши. Вблизи родника преобладают влаголюбивые растения, очень много мяты. Вода здесь проточная, более холодная и никогда не пересыхает, даже в засушливые годы. Весной вокруг родника вы обнаружите много подснежников. Эти первоцветы растут и вдоль ручья. Родник это особенный. В этом месте сливаются воды трёх родников, вот и получил он название «Три брата». У этой воды свой особый вкус, особая сила. А возможно она обладает каким-то волшебным действием? Прислушайся к «голосу» родника и услышишь, как она неторопливо, негромко «рассказывает» о своей тайне…

Не случайно одним из самых религиозных представлений человека на земле была вера в силу благодетельных источников и родников. Большое количество людей специально приходят и приезжают на этот родник за водой. Ведь здесь такая светлая и чистая вода. Родник был освящён и благоустроен в прошедшую зиму. Занимался этим Окулов Евгений Иванович, житель нашего села со своими единомышленниками. Теперь здесь удобный подход, есть купальня для «моржей» и небольшая часовенка. И это тоже дело рук человеческих! Доброе дело! [приложение № 14].

При проведении рефлексии наибольший процент экскурсантов принимают решение очистить места загрязнений на реке своими силами, а также обратиться к родителям за помощью и очистить тропинку, ведущую к роднику «Три брата».

2 .Программа действий

Месяц год

Вид деятельности

Соисполнители

Июнь 2011

Поиск, формирование группы единомышленников. Разработать методику социального исследования на предмет выявления степени актуальности экологических проблем на селе.

Цыгвинцева В. И., руководитель проекта-

Июнь 2011

Работа с краеведческой, научной, учебной литературой по теме.

Цыгвинцева В., Гайнетдинова М., Стафеева М., руководитель проекта Цыгвинцева В.И. .

Июнь 2011

Выбор экскурсионных объектов на тропе. Разработка экскурсионного буклета. Оставление бюджета проекта

Цыгвинцева В.,

руководитель проекта -Цыгвинцева В.И.

Сентябрь, 2011

март 2012

Подготовка экскурсоводов, используя теоретический материал данной работы.

Цыгвинцева В.И. руководитель проекта.

Гайнетдинова М., Стафеева М.,

Апрель 2012

Защита проекта.

Цыгвинцева В.

Июнь 2012

Проведение экскурсий. Ведение журнала отзывов экскурсантов. «Высадка речного десанта»

Подведение итогов.

Цыгвинцева В., Гайнетдинова М., Стафеева М., руководитель проекта, волонтёры - старшеклассники.

Июнь 2012

Отчёт по проделанной работе, оформление фотовыставки. Распространение обращения к жителям села.

Цыгвинцева В., руководитель проекта.







3. Бюджет

Вид деятельности

Расчёт

Сумма

1

Разработка буклета по экскурсии

Распечатка материала на цветном принтере г. Чайковский. 10 штук х 5.00 руб.




50 рублей

2

Проведение фотовыставки

Печать фотографий 40 штук х 9 рублей


360 рублей

3

Ведение журнала отзывов экскурсантов.

Журнал 1штука х 50 рублей.


50 рублей

4

Приобретение инвентаря.

Рабочие перчатки

Без затрат

5

Доставка «речного десанта» на объект.

Без затрат

-

6

Вывоз мусора.

Без затрат (силами родителей)

-



ИТОГО:

460 рублей

.

Исполнение бюджета запланировано за счёт спонсорских средств.



4. Результаты реализации проекта. Выводы

Краткосрочные:

- обеспечение доступности овладения элементарными знаниями об объектах, процессах и явлениях окружающей природы учащимися в возрасте от 5 до 14 лет;

- непрерывность и преемственность экологического образования для этих же возрастных групп детей;

- привлечение родителей учеников к решению проблем экологического характера на территории села Уральского.

Долгосрочные:

- привитие у детей и взрослых к бережному отношению к природе, воспитание потребности поддерживать чистоту водоёмов родного села и окружающей природы в целом посредством пропаганды здорового образа жизни, просветительской работы и практической деятельности;

- создание активной команды участников проекта, способной продолжить работу в будущем, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная;

- увеличение количества родителей, принимающих участие в экологических мероприятиях, налаженное взаимодействие между детьми и взрослыми и, как следствие, создание единого коллектива учащихся, родителей и педагогов, работающих на процветание и развитие села;

- привлечение к экологической деятельности Администрации Уральского поселения.

Проект - разработка географо-экологической экскурсии - это модель взаимодействия человека с окружающей средой в миниатюре. В определении и чередовании стоянок использована динамика настроения - от позитива к негативу и наоборот, что позволило экскурсантам проследить взаимосвязи человека и природы через личное общение с ней. Каждый участник прочувствовал, как ранима природа, что вода - живая и, как всё живое на Земле от небрежного отношения к ней может тяжело «заболеть» или даже «умереть». Именно поэтому не было равнодушия и безразличия, как среди детей, так и среди взрослых, а в крайнем своем проявлении - неприятия и негативного отношения, как к самому проекту, так и к отдельным его элементам во время его освоения.

- Одним из важных аспектов работы данного проекта является отсутствие зависимости от финансирования. Все необходимые расходы, связанные с освоением проекта осуществлялись за счёт спонсорских родительских средств.

- Отдельно также следует остановиться на том, что последствия реализации проекта ясны и понятны школьному образовательному сообществу, жителям села в целом. Важнейшим фактором этого послужила своевременная разъяснительная работа [приложение 15], информирование о целях, задачах и ходе реализации проекта.

А также проведение работы по формированию позитивного общественного мнения через обращения к жителям села непосредственно, через СМИ [приложение 8, 16].

Оценка эффективности реализации Проекта проведена через отзывы самих учащихся и будет использована руководителем проекта при планирования дальнейшей эколого-краеведческой работы на базе школы, для распространения опыта и применения его другими коллективами через « Единый банк образовательных ресурсов Чайковского муниципального района».

Прогноз дальнейшего развития проекта - устойчивость проекта - 100 %. После реализации проекта в 2012 году деятельность учащихся будет продолжена в том же экологическом направлении и в последующие годы. Будет расширена сфера деятельности данного проекта. В дальнейшем предполагается основой проекта взять работу по очищению и благоустройству улиц села за счет бюджетных и спонсорских средств при активной поддержке поселковой Администрации и родителей учащихся.



Используемая литература


  1. Вайсман Я., Ежиков И. Живая вода Прикамья. Пермь: издательство «Просвещение» 1983.

  2. Комлев А.М., Черных Е.А. Реки Пермской области. Пермь: издательство «Просвещение»1984.

  3. Малеев К.И., Двинских С.А. Экологическое краеведение.- Пермь: Книжный мир, 2003.

  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Москва: издательство «Просвещение», 1998.

  5. Ступницкая М.А., Что такое учебный проект? Москва, Первое сентября, 2010.

  6. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва: издательство «Просвещение», 1988.

  7. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. Москва: издательство «Просвещение», 1980.

  8. Шкраба Е.М. Деревья и кустарники Прикамья: Определитель - справочник.- Пермь: Книжный мир, 2003.

  9. Шураков А.И., Воронов Г.А., Каменский Ю.Н. Животный мир Прикамья.- Пермь: книжное издательство, 1989.

10. Географическая карта Пермского края, Чайковского района.

11. Фондовые материалы школы.



Приложение 1. Руководитель проекта Цыгвинцева Валентина Ивановна

Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 4«А»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села» Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 5. Экскурсовод Стафеева Мария с руководителем готовится к проведению экскурсий

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 6. Фотоотчёт по освоению проекта: Путешествие по «заветной тропе» родного села. Стоянка - 1. Мария Г. Рассказывает о рождении родника

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Стоянка - 2. Река Поша. Обитатели водоёма и побережья

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

А это самые необычные обитатели, которые встретились во время экскурсии - птенцы дикой утки.

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Стоянка - 3. «Болотце». Стафеева Мария ведёт рассказ на этой стоянке.

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»


Стоянка - 4. Рассказывают старшеклассницы. Долина реки Поши.

Лекарственные травы

. Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Родник «Три брата». Экскурсия для ребят из детского сада. С самыми маленькими работает Валентина Цыгвинцева

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»


Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

На роднике «Три брата» воспитанники детского сада побывали в часовенке и в купели. Валентина Ц. рассказала ребятам о роднике. Познакомила с лекарственными травами.

Мать-и-мачеха - какое, оказывется, удивительное растение. С одной стороны лист - тёплый, а с другой - холодный!

Рассмотрели чертополох и аптечную ромашку, внимательно слушая Валентину.

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

«Мёртвая стоянка»… Она везде, где побывал человек

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Высадка «речного десанта». Работают учащиеся 6-8 классов

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Хорошо поработал - хорошо отдохну!

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 7. Экспертное заключение школы

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 8. Статья в газете «Частный интерес» г. Чайковский

Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 9.

Уважаемые друзья!

Мы, учащиеся средней школы села Уральского, проводим социологический опрос жителей села, с целью выяснения степени актуальности экологических проблем для нашего территории. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы

1.Считаете ли Вы, что проблемы экологии являются актуальными в жизни нашего села?

2. Какие экологические проблемы из ниже перечисленных Вы считаете наиболее важными (расположите их в порядке значимости):

- очистка берегов реки Поши;

- расчистка родников;

- создание экологической тропы для проведения экскурсий;

3. Обоснуйте, почему Вы выбрали именно эту проблему?

4. Опишите (кратко) Ваши варианты решения данной проблемы.

Анализ результатов опроса показал следующее: 18% предложили очистку берегов местной реки Поши; 13% - расчистку дорожек к родникам; 12% - озеленение центра села; 57% - предложили создать экскурсионно-экологическую тропу.

Приложение 10. Правила поведения на экологической тропе


  • Ни в коем случае не сходить с тропы.

  • Не мешайте жить обитателем тропы - проходите без лишнего шума.

  • Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие

  • С тропы необходимо выносить знания, впечатления, фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

  • На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.

  • Не сорите на тропе - вы на ней не последние посетители.

  • Понадобятся в путешествии знания о природе, внимание и наблюдательность, хорошее настроение.

Приложение 11.

Нисходящий источник - родник (профиль). Приложение 12. Река Поша.

алая Поша


Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 13.

Викторина: назови лекарственные травы.

1. Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок -
Остался стебелек. Одуванчик.

2.Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. Календула.
3. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. Шиповник.
4. Спроси телёнка и барашка -
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. Клевер.


5. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. Одуванчик.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти - Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. Подорожник.

Приложение 14.

Родник «Три брата» В часовне на роднике «Три брата»

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 15. Экскурсионные буклеты.

Буклет 1.

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»


Буклет 2.

Социально-культурный проект «География родного села»Социально-культурный проект «География родного села»

Приложение 16.

Обращение к жителям села

Уважаемые жители нашего села!!! Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что делает нашу жизнь чище, лучше, добрее? Это, безусловно, ясная погода и хорошие новости, счастливые глаза близких и гордость за свой край. Но как часто мы закрываем глаза на то, что портит нашу жизнь! Мы считаем обыденным явлением грязь в реке.

Наша цель - изменить отношение людей к этой проблеме, утвердить простые жизненные истины. Мы часто с гордостью называем себя пермяками. И это правильно - ведь наше село - малая часть Пермского края. Мы живем у реки, которая несёт свои воды в красавицу Каму! Каждый раз, когда Вы выбрасываете мусор в месте, которое для этого не предназначено, помните, что весной, вместе с талыми водами он течет все дальше и дальше. В реку Пизь, затем в реку Белую, далее в реку Буй, в Каму. Кама, известно всем, впадает в Волгу, а Волга в Каспийское море. Значит, часть воды этого моря течет от нашего дома!

Пора задуматься о будущем нашей планеты! Если Каждый внесет посильный вклад в процесс охраны своей реки, и мы, и будущие поколения будут любоваться прозрачными до синевы водами, источником жизни и красоты на Земле.

  1. Ученики, обеспокоенные судьбой реки.

15


© 2010-2022