Модульный урок географии в 7-м классе по теме Рельеф Африки

Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения. Ведущая характеристика технологии – гибкость – способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Это – и мобильность структуры модуля, и дифференциация содержания обучения, и вариативность методов обучения, и гибкость системы контроля и оценки, и инди...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульный урок географии в 7-м классе по теме "Рельеф Африки"

Цели и задачи:

образовательная: изучить особенности рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Конкретизировать уже известную закономерность размещения крупных форм рельефа. Обучать составлению краткой характеристики крупных форм рельефа по плану. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения. Называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Африки.

развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развитие внимания, памяти, воображения.

воспитательная: формировать умение слушать своих одноклассников.

Средства обучения: физическая карта мира, диск CD- ROM «География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс».

Основное содержание. Последовательность изучения рельефа (план). Преобладающие формы рельефа, история их формирования и взаимное расположение. Различия в рельефе между Высокой и Низкой Африкой; причины различий. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений на материке.

Основные представления и понятия. Рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые.

Номенклатура для подготовки к ВОУД и ЕНТ: Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун.

Методы и формы учебной деятельности. Эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления карт. Проблемное изложение вопроса о формировании рельефа материка. Модульное обучение (индивидуальная карта - бланк). Работа с номенклатурой с помощью компьютера. Решение кроссвордов и тестовых заданий. Работа учащихся на контурной карте. Сообщения учащихся по опережающему заданию на тему рельеф и полезные ископаемые Африки. Описание отдельных форм рельефа по картам и другим источникам знаний.

Этапы технологии

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по материку Африка.

Её омывают два океана,
На ней много рек и разных стран.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там - горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой.

Целеполагание

Блок 1. Проверка домашнего задания.

Тема урока «Рельеф Африки». Целью урока является изучение особенностей рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения. Но сначала закрепим знания о географическом положении Африки и истории ее исследования.

Учащиеся получают индивидуальную карту - бланк с заданиями и приступают к самостоятельному выполнению заданий.

Индивидуальная карта - бланк ___________________________(Фамилия учащегося)

По очереди выполните практическое задание на закрепление номенклатуры по теме «Географическое положение Африки» на компьютере.

Самостоятельно выполните кроссворд и географический диктант.

Блок 2. Изучение нового материала по теме «Рельеф Африки».

Цель: познакомиться с особенностями рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Доказать, что на рельеф материка оказывают влияние внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) процессы.

1. Повторение изученного о рельефе. Устная работа с учителем.

1 устный ответ - 1 балл.

1)Что такое рельеф?
2) Каково деление форм рельефа суши по высоте?

2. Работа с картами: «Физическая карта Африки», «Карта строения земной коры».

Практические работы.

1. Анализ физической карты и сопоставление ее с картой строения земной коры.

Прием характеристики рельефа материка:

1) преобладающая форма рельефа по высоте и их взаимное размещение.
2) преобладающие виды равнин по высоте
3) преобладающие виды гор по высоте

3. Работа с учебником стр. 115 «Великие Восточно - Африканские разломы».

1. Какая тектоническая структура лежит в основе материка Африка?
2. Какова причина разломов?
3. Как изменится рельеф, а в дальнейшем и площадь Африки?

Вывод: в основе материка лежит древняя Африкано - Аравийская платформа, отсюда и преобладание равнин; меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы занимают меньшую площадь.

4. Описание одной из форм рельефа по плану.

1) В какой части материка находится форма рельефа?
2) В каком направлении тянется?
3) Каковы приблизительно размеры?
4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
5) Каково происхождение формы рельефа?

5. Физ. минутка

Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки - раз, два, три
Легкие прыжки - раз, два, три
Вот и вся зарядка - раз, два, три
Мягкая посадка - раз, два, три.

6. Практическая работа: « Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые».

Вывод: Платформам соответствуют _____________________(формы рельефа) и осадочные полезные ископаемые, а складчатым поясам соответствуют ____________________(формы рельефа) и ____________________ полезный ископаемые.

Подсчитайте баллы: практическая работа - 5 баллов.

Сообщения учащихся по теме урока (опережающее задание). За сообщение - 5 баллов.

Блок 3. Закрепление изученного на уроке материала.

Координирует работу класса

1. Работа с компьютером по теме урока:

Внимание на экран! (Электронное пособие. «Африка» (со звуком)):

  • Рельеф Африки

  • самая протяженная система разломов

  • полезные ископаемые

  • природные богатства

2. Узнай по описанию:

1. Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жёстколистные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выпадает больше на восточных склонах. Омывается течением мыса Игольного. Из культурных растений выращивают цитрусовые, оливки, арахис.

2. Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800 метров вечнозелёные леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила. (Эфиопское нагорье).

Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос - 1 балл.

3. Выводы по теме урока:

1) Почти весь материк представляет собой древнюю Африкано-Аравийскую платформу - часть расколовшейся Гондваны.

2) Северная и южная части материка развивались по-разному поэтому их современный рельеф существенно отличается.

3) На севере больше зон опусканий, неоднократно заливавшихся морями. Поэтому распространены месторождения осадочного происхождения: каменный уголь, соли, марганцевые руды.

4) На юге и востоке на щитах располагаются плоскогорья и нагорья. Зона глыбовых разломов. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных глыб земной коры. Образовались горсты (поднятия) - глыбовые хребты Восточно-Африканского плоскогорья, грабены (опускания) - Драконовы горы. Добывают золото, алмазы, урановые руды.

5) Побережье Гвинейского залива (выход древних кристаллических пород) - значительные запасы нефти и газа.

4. Практическая работа у компьютера. По очереди выполнить практическое задание №3 на закрепление названий географических объектов по теме «Рельеф Африки».

Итог урока. Выставление оценки.

Домашнее задание

задание в контурной карте: обозначьте крупные формы рельефа и полезные ископаемые Африки. Укажите границы Великих Восточно-Африканских разломов.

Задание для любознательных: 1.Средняя высота Африки 650 м над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс. м и более.

2.Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву «К».

Оценка за работу:

40 баллов и больше - «5»; 30-40 баллов - «4»; 15-30 баллов - «3»; 15 баллов и меньше - «2». Не огорчайтесь, на следующем уроке у вас будет возможность большего, надо только захотеть.

Рефлексия

Укажи с помощью стрелки (рефлексия)

Приложение

.

1) Кроссворд «Физико-географическое положение Африки»

Модульный урок географии в 7-м классе по теме Рельеф Африки

По горизонтали: 3. Мыс, самая восточная точка Африки. 5. Самый крупный полуостров Африки. 6. Пролив, отделяющий Африку от крупного материкового острова. 9. Мыс, самая западная точка Африки. 10. Самый крупный залив на западе Африки. 11. Канал, отделяющий Африку от Евразии.

По вертикали: 1. Пролив, отделяющий Африку от Евразии. 2. Море, омывающее север Африки. 4. Мыс, самая южная точка Африки. 7. Самый крупный остров у восточных берегов Африки. 8. Море, омывающее северо-восточные берега Африки.

2) Географический диктант

Задание. Выписать номера правильных ответов в таблицу.

1. Килиманджаро.
4. Бен-Секка.
7. Гвинейский.
10.Суэцкий.
13.Д. Ливигстон.
16. 30,3 млн. км2.

2.Мадагаскар
5. Бенгальский.
8. Альмади.
11.Калимантан.
14. Рока.
17 Экватор.

3. Игольный.
6.Сомали.
9.Гибралтарский.
12. Вавилов.
15. Марьято.
18.Рас-Хафун.
19. 22,6 млн. км2.


Вопросы на повторение по теме «Географическое положение Африки»

Выписать номера правильных ответов

Самый большой остров у берегов Африки.

2

Площадь Африки.

Крайняя северная точка.

Самая максимальная высота Африки 5895 м. Она называется...

Африка почти посередине пересекается ...

От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.

Крайняя южная точка.

На северо-востоке соединяется с Евразией перешейком.

Самый крупный полуостров Африки.

Большой залив Африки - Гвинейский.

Крайняя западная точка.

Пересек Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса.

Крайняя восточная точка.

Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.


3) Практическая работа у компьютера.

По очереди выполнить практическое задание №1 на закрепление географических названий по теме «Географическое положение Африки».

Модульный урок географии в 7-м классе по теме Рельеф Африки

м.Альмади

м.Игольный

Атлантический океан

Гвинейский залив

Средиземное море

м. Бен-Секка

Красное море

м.Рас-Хафун

Индийский океан

Мозамбикский пролив

о.Мадагаскар

Подведите итог (подсчитайте баллы) - 1 правильный ответ - 1 балл.

Кроссворд

Географический диктант

Работа у компьютера

Всего баллов

Практическая работа: « Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые».

Карта «Строение земной коры»

«Физическая карта Африки»

Платформа или складчатый пояс, возраст

Форма рельефа

Высота средняя и наибольшая

Полезные ископаемые

Новый (возраст от 30 млн.лет и до нашего времени).

Эфиопское нагорье

Наибольшая высота-5895 м.

алмазы

Горы Атлас

4. Практическая работа у компьютера. По очереди выполнить практическое задание №3 на закрепление названий географических объектов по теме «Рельеф Африки».

Модульный урок географии в 7-м классе по теме Рельеф Африки

Нагорье Ахаггар

Эфиопское нагорье

Пустыня Сахара

Нагорье Тибести

Восточно-Африканское плоскогорье

Вулкан Камерун

Пустыня калахари

Драконовы горы

Капские горы

Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос - 1 балл.

Модульный урок географии в 7-м классе по теме Рельеф Африки

Эссе:

Модульная технология - сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.

Ведущая характеристика технологии - гибкость - способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Это - и мобильность структуры модуля, и дифференциация содержания обучения, и вариативность методов обучения, и гибкость системы контроля и оценки, и индивидуализация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков (элементов). Эти блоки взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Эта гибкость основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения, я использую следующую последовательность по составлению модульной программы:

Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").

Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

  • формулировка темы урока;

  • определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

  • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

  • подбор необходимого фактического материала;

  • определение способов учебной деятельности учащихся;

  • отбор методов и форм преподавания и контроля;

  • составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.

© 2010-2022