Разработка урока географии в 7 классе «Природные зоны Северной Америки»

Как сделать урок географии ярким, современным, а знания детей прочными? Как воспитать эмоционально-ценностное отношение к природе? Учителю географии необходимо обладать высоким уровнем профессионализма, IT-компетентности, чтобы вовлечь детей в активную деятельность на уроке, учитывать их индивидуальные особенности, продумать урок от начала до конца.  Разработка урока географии в 7 классе «Природные зоны Северной Америки»  составлена с использованием информационных технологий и технологии учета индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности детей  - «ИСУД». Интерактивная презентация содержит большой иллюстративный материал, проверяемые развивающие задания, карты. Она составлена так, чтобы при желании учитель организовал самостоятельную работу учащихся с электронным ресурсом. Кроме того, в разработке содержатся приложения с печатными материалами на урок для учителя.
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Конспект-сценарий урока

географии в 7 классе по теме

«Природные зоны Северной Америки»


Номинация

«Урок с использованием авторской презентации»










Автор разработки:

Надежда Викторовна

Мерзлякова,

учитель географии





Аннотация

Урок географии в 7 классе по теме «Природные зоны Северной Америки» и интерактивное пособие к нему разработаны для использования в общеобразовательном классе учителями, преподающими географию по учебнику: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. - М.: Дрофа, 2011.

Интерактивное пособие позволяет обучающимся вместе с учителем или самостоятельно изучить теоретический материал по теме с использованием богатого иллюстративного материала. Дополнительная наглядность, информация размещаются в виде гиперактивных зон и разворачиваются по клику, а также сворачиваются до исходного.

Кроме того, презентация содержит вопросы для закрепления, практические задания и тесты для проверки умений и знаний. Использование эффектов анимации, триггеров и гиперссылок позволяет провести быструю проверку выполненных заданий.







Содержание


Введение………………………………………………………………………………...

1. Конспект-сценарий урока географии в 7 классе по теме «Природные зоны Северной Америки»…………………………………………………………………....

1.1. Оборудование урока………………………………………………………………

1.2. Особенности детей 7 класса………………………………………………………

1.3. Целеполагание……………….…………………………………………………….

1.4. Конспект-сценарий урока………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………..

Список использованных источников…………………………………………………

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4. Мини-картотека дидактического потенциала заданий на уроке.

Приложение 5. Пояснительная записка к интерактивному пособию.

Приложение 6. Интерактивное пособие (компьютерная презентация).


4


6

6

6

6

7

10

11











Введение

Конкурсная работа «Конспект-сценарий урока географии в 7 классе по теме «Природные зоны Северной Америки» предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы.

Целью методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению природных зон Северной Америки с использованием программного средства Microsoft Power Point.

Актуальность и новизна данной работы в том, что на уроке используются:

1) компьютерная презентация, которая представляет собой интерактивное пособие;

2) технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика - технология «ИСУД» (автор технологии Н.Л.Галеева)1.

Пояснительная записка к интерактивному пособию содержит руководство по навигации.

Компьютерная презентация используется на этапах изучения новой темы, закрепления, диагностики и коррекции умений и знаний.

Использование компьютерных презентаций в учебном процессе показало несомненные достоинства этого вида обучения:

  • использование гиперссылок и анимационных эффектов и интеграция их в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;

  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала, создает эффект присутствия.

На уроке используется также технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика («ИСУД»), которая позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках.

Таблица «Особенности детей 7 класса» показывает, какие параметры ИСУД учеников учитываются на этом уроке.

В конспекте урока указано, какие приемы технологии «ИСУД», используемые на этом уроке, развивают или учитывают эти особенности. Эти приемы пронумерованы и описаны в таблице «Мини-картотека дидактического потенциала заданий на уроке» в Приложении 4.

Данная разработка способствует развитию географического мышления, познавательного интереса, развитию умения самостоятельно работать с интерактивным пособием, сравнивать, анализировать, обобщать.

Можно применить две формы работы:

  1. Сразу перейти к заданиям и по мере их выполнения знакомиться с теоретическим материалом;

  2. Ознакомить учащихся с теорией, а затем перейти к выполнению заданий.

Продолжительность реализации разработки - 1 урок (45 минут).

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают:

- природные зоны Северной Америки;

- особенности размещения природных зон Северной Америки;

- типичных представителей растительного и животного мира природных зон.

Умеют:

- самостоятельно работать с интерактивным пособием по изучению теоретического материала и выполнять задания;

- объяснять особенности размещения природных зон Северной Америки.

Результаты проверяются в конце урока с помощью вопросов, практических заданий и тестов, представленных в печатном виде и на слайдах презентации. Анимация, гиперссылки и триггеры позволяют быстро проверить уровень усвоения учебного материала и провести необходимую коррекцию знаний.

Представленное методическое пособие может быть использовано учителями географии для изучения природных зон в 7 классе.


________________________________

1Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. - М.: «5 за знания», 2006.




1. Конспект-сценарий урока географии в 7 классе по теме «Северный Кавказ»


1.1. Оборудование.

ПК, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, атласы, дидактические карточки.

Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. - М.: Дрофа, 2011.

1.2. Особенности детей 7 класса


Фамилия имя

Обученность (отметка)

Обучаемость (уровень)

Модальность

Полушарие

Мотивация (уровень)

Визуальная

Аудиальная

Кинестетич

Равнополушарный

Правополушарный

Левополу-шарный

1

К1.

3

II

+

+

+

+



биосоциальный

2

К2.

4

II

+

+




+

социальный

3

Д.

3

II

+



+



социальный

4

У.

4

II

+

+




+

социальный

5

О.

4

III



+

+



социальный

6

С.

4

II



+


+


социальный



1.3. Целеполагание

Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя

1. Знать:

- природные зоны Северной Америки и главные особенности их природы;

- особенности их расположения;

- типичных представителей растительного и животного мира природных зон: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни.

- 2. Уметь:

- самостоятельно добывать знания, используя интерактивное пособие;

- объяснять особенности расположения природных зон;

- определять природную зону по её основным признакам.

1. Организовать деятельность учащихся по изучению темы с использованием интерактивного пособия.

2. Способствовать развитию информационных и коммуникативных УУД, познавательного интереса, умений работать с интерактивным пособием по поиску информации, сравнивать, анализировать, обобщать.

3. Способствовать воспитанию нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе, ответственного отношения к делу.


1.4. Конспект-сценарий урока


Этапы урока

Ход урока

Дифференциация, индивидуальная работа учащихся

1. Орг. момент

Учитель настраивает ребят на работу. Просит всех приготовить географический атлас

2. Актуализация знаний

Географическая разминка с использованием понятий, которые служат опорой для усвоения нового материала.

Проводится устно.

Прием №23 из технологии «ИСУД»:

Учитель:

Назовите одним словом:

  1. Лабрадор, Калифорния, Флорида, Юкатан - …(полуострова Северной Америки)

  2. Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио - …(Великие озера)

  3. Миссисипи, Миссури, Колорадо, Юкон - …(реки С.А.)

  4. Арктические пустыни, тундра, тайга, степь, пустыня - …(природные зоны)

Индивидуализация: создание комфортных условий для визуалов:

использование компьютерной презентации.

Развивающие задания требуют концентрации и устойчивости внимания, что позволяет детям «вработаться».

3. Постановка темы, целеполагание

Учитель: Я думаю, вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока.

Ученики называют тему:

«Природные зоны Северной Америки».

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить на уроке, чтобы подняться на очередную ступеньку вашей лестницы познания?

(на доске - вопросительные слова-подсказки: КАКИЕ? КАК? ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО?).

Дети составляют вопросы, учитель обобщает и фиксирует на доске цели урока:

Знать:

- Какие природные зоны есть на материке?

- Каковы особенности природных зон?

- Как они расположены?

- Почему так расположены?

- Кто там живет?

- Что там растет?

Инструктаж по уроку.

Презентация: слайд №1

Обучающиеся озвучивают вопросы, на которые хотели бы ответить на уроке

4. Изучение нового материала.

Анализ карты

Фронтальная работа с классом по анализу карты «Природные зоны».

Презентация: слайд №2

Учитель:

- Рассмотрите карту природных зон в атласе.

- Назовите природные зоны в той последовательности, в которой они расположены с севера на юг.

- Нарушается ли закон широтной зональности?

- Как расположены природные зоны на материке в его северной части? (ученики отвечают: Полосами с запада на восток).

- Как расположены природные зоны в его центральной и южной части? (ученики отвечают: Вытянуты с севера на юг).

Презентация: слайд №3-4

- Почему? (Это следствие особенностей рельефа и

изменения количества осадков от побережий в глубь материка).

Индивидуализация: формы задания опираются на достаточно сформированные умения и навыки.

5. Практическая работа с информационным ресурсом по поиску информации.

Работа в парах:

Каждой паре раздается пакет с карточками (Приложение 1), на которых находятся названия представителей растительного и животного мира природных зон Северной Америки.

Ученикам предлагается изучить теоретический материал по теме самостоятельно.

Презентация: слайды №3-27

Одновременно обучающиеся выполняют задание:

1. Распределить представителей природных зон (используются карточки) в таблицу на доске

Прием №40 из технологии «ИСУД»:

Сворачивание информации в таблицу:

Природная зона

Растения

Животные

Арктические пустыни

Тундра

Тайга

Смешанные и широ-колиственные леса

Степи (прерии)

Пустыни

Проверка выполнения задания.

Презентация: слайды №29-30.

2) Задание на отработку новых понятий по теме:

Ученикам предлагается дидактическая карточка с заданием (Приложение 2).

Прием №20 из технологии «ИСУД»:

Найти соответствие понятия и определения.

Во время выполнения задания обучающиеся используют теорию в компьютерной презентации.

Проверка выполнения задания.

Презентация: слайд №31.

Работа в парах позволяет учащимся выполнить это задание более успешно, что является условием для успеха в освоении нового материала.


Просить повторять выводы или проговаривать главный материал учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приема и переработки информации

Создание комфортных условий для аудиалов (хоровое проговаривание), кинестетиков (работа с карточками)

6. Этап закрепления

1) Выполнение задания на определение по картинке растений природных зон (фронтальная работа с классом).

Презентация: слайд №32.

2) Отвечают на вопросы, предложенные учителем (Приложение 3).

Презентация: слайд №28.

Просить повторять выводы или проговаривать главный материал учащихся с ярко выраженным аудиальным способом приема и переработки информации

7. Диагностика и коррекция знаний

Выполняют тестовые задания, используя печатные материалы (Приложение 3).

Прием №8 из технологии «ИСУД».

Проводится самооценка с использованием слайда с ответами.

Презентация: слайды №33-34.

8. Домашнее задание

Комментируется и записывается домашнее задание

Домашнее задание дифференцируется:

На «3»-«4» - §55, прочитать, найти на карте атласа национальные парки и заповедники Северной Америки. В каких природных зонах они расположены?

Дополнительное задание на «5»: составить

презентацию (5 слайдов с фотографиями и надписями к ним) по теме «Национальные парки (заповедники) Северной Америки»:

Прием №80А из технологии «ИСУД»:

Создать презентацию, самостоятельно проектируя весь видеоряд.

Индивидуализация в работе с учащимися с различным уровнем мотивации на деятельность.

9. Подведение итогов урока и рефлексия

Подводятся содержательные итоги урока.

Учащиеся оценивают свою работу:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…
















Заключение

Использование программного средства подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point позволяет восполнить дефицит источников учебного материала, визуализировать изучаемые явления, процессы и взаимосвязи между ними.

Благодаря использованию интерактивной презентации у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;

  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;

  • повышение интереса к изучению предмета;

  • возрастание мотивации к учебе.

Интерактивность презентации: применение цвета, графики, анимации, триггеров, гиперссылок позволяет развивать творческие и познавательные способности учащихся, позволяет опираться на их индивидуальные особенности, организовать учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в деятельность.

Одна из целей урока состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Самостоятельной работе обучающихся с интерактивными пособиями необходимо обучить. Приобретя соответствующие навыки, скорость переработки информации и решения учениками образовательных задач урока вырастет.













Список используемых источников

1. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. - М.: Дрофа, 2011

2. Крылова О.В. Дидактические материалы по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя. - М. - Просвещение, 1996

3. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.

4. Контрольно-измерительные материалы. География: 7 класс. - М.: ВАКО, 2011.

5. Власова Т.В. Физическая география частей света. - М.: Прос., 1996

6. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. - М.: «5 за знания», 2006.
































Приложение 1


Мхи

енот

черная ель

опоссум

бальзамическая пихта

рысь

кактус

бизонова трава

песец

карликовые березки

койот

тарантул

ковыль

клюква

моржи

белый медведь

черный медведь

белая ель

дуб

клен

скунс

бизон

олень карибу

вилорог

полынь черная

гремучая змея

полярный мак

колибри

секвойя

овцебык

лишайники

Приложение 2

Установите соответствие:

1. Тундра

2. Тайга

3. Прерии

4. Секвойя

5. Степи

6. Бизон

А. Зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья.

Б. Безлесные пространства умеренного и субтропического поясов, покрытые травянистой растительностью

В. Безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарничковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах.

Г. Переходная полоса между лесом и степью.

Д. Реликтовые гигантские деревья в Кордильерах

Е. Крупное животное с густой шерстью, обитающее в прериях и лесах Северной Америки



Приложение 3

Тестовые задания


1. Укажите природную зону Северной Америки, где почвы каштановые и

черноземные, в растительном покрове преобладают травы:

А) тундра Б) тайга В) прерия Г) пустыня

2. Природная зона, граничащая с зоной арктических пустынь, называется:

А) прерия Б) тундра В) тайга Г) степь.

3. В Северной Америке наиболее плодородные почвы свойственны

природной зоне:

А) прерия Б) пустыня В) тайга Г) тундра

4. В южной части материка природные зоны сменяют друг друга

в направлении:

А) север - юг Б) запад - восток.

5. Распределите природные зоны по мере продвижения с севера на юг:

А) прерия Б) арктические пустыни В) тундра Г) тайга



Приложение 4

Мини-картотека дидактического потенциала заданий на уроке*


Выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме с вопро№ задания

Обученность

Обучаемость

Внимание

Память



Модальность

Полушарие

Коммуникативные ОУУН

Организа-ционные ОУУН

Информа-ционные ОУУН

Мыслительные ОУУН

Уровень мотивации

Объем

Распределение

Концентрац.

Устойчив.

Слов/лог.

Нагл/образ.

Эмоцион.

Монологич.

Акт.слушан.

Диалог

Работа в гр.

Планиров.

Самооценка

Раб.мес.тет

Смысл.чтен

Свор - разв..инфор

ТСО

Анализ

Синтез

Сравнение

Логика

Вывод

8

3

I



В

Рав

Лев

Пра




Б

20

3-5

I-III



А

В

Рав

Пра




БП

23

3-5

1-III





А

В

Рав лев




БП

40

3-5

I-III



В

Рав

Пра




БП

80А

3-5

I-III



АВК





БПС С/Д

Задания:

8 - выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме с вопросами обязательного уровня;

20 - найти соответствие фактов и понятий;

23 - назвать одним словом;

40 - «свернуть» информацию, данную в виде текста, в схему, карту;

80А - создать презентацию по изучаемой теме, самостоятельно проектируя весь видеоряд.

Условные обозначения: А - аудиальная модальность, В - визуальная модальность, К - кинестетическая модальность, Рав - равнополушарное, Лев - левополушарное, Пра - правополушарное. Уровень мотивации: Б - базовый; П - познавательный; С - социальный; С/Д - социально-духовный.


Пояснительная записка к интерактивному пособию «Природные зоны Северной Америки»


Описание работы с пособием

№ слайда

Комментарии

1

Тема урока. Содержание урока. По гиперссылкам можно перейти на соответствующие разделы презентации. Нажатие на крестик оранжевого цвета - закрыть показ. При нажатии на треугольник - перейти на следующий слайд.

2

Карта природных зон Северной Америки.

3

Карта природных зон Северной Америки.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре появляется скрытая информация. При нажатии на стрелки на карте появляются названия природных зон.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре «Почему?» появляется ответ. При нажатии на ответ - он исчезает.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре «Климат» появляется слайд с картой климатических поясов и картой природных зон.

При нажатии на прямоугольники с названиями природных зон на карте - появляется соответствующий раздел презентации.

4

Климат природных зон.

5

Арктические пустыни.

Нажатие на картинку с фотоаппаратом в красном контуре - появляются фотографии до исчезновения картинки. Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляется дополнительная информация.

6

Климат арктических пустынь.

7

Почвы арктических пустынь.

8

Растения арктических пустынь.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

9

Животные арктических пустынь.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляются фотографии.

Нажатие на увеличенную фотографию - фотографии исчезают.

10

Тундра.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляется скрытая информация.

11

Растения тундры.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре со скрытой информацией - информация исчезает.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляются фотографии.

Нажатие на увеличенную фотографию - фотографии исчезают.

12

Животные тундры.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре со скрытой информацией - информация исчезает.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляются фотографии.

Нажатие на увеличенную фотографию - фотографии исчезают.

13

Тайга.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре с информацией - информация исчезает.

Нажатие на прямоугольник в красном контуре с уменьшенной картой - карта увеличивается.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - переход по гиперссылкам на соответствующие слайды.

14

Растения тайги.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре со скрытой информацией - информация исчезает.

15

Животные тайги.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляются фотографии.

Нажатие на увеличенную фотографию - фотографии исчезают.

16

Смешанные леса.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре со скрытой информацией - информация исчезает.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - переход по гиперссылкам на соответствующие слайды.

17

Растения смешанных лесов.

18

Широколиственные леса.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре со скрытой информацией - информация исчезает.

19

Растения широколиственных лесов.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляются фотографии.

Нажатие на увеличенную фотографию - фотографии исчезают.

20

Зона лесов на склонах Кордильер.

Нажатие на картинку с фотоаппаратом в красном контуре - появляются фотографии.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - появляется дополнительная информация.

21

Животные смешанных и широколиственных лесов.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре с информацией - информация исчезает.

22

Степи.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

При нажатии на прямоугольник в красном контуре с информацией - информация исчезает.

Нажатие на прямоугольники в красном контуре - переход по гиперссылкам на соответствующие слайды.

23

Растения степей.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

24

Животные степей.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

25

Пустыни.

Нажатие на картинку с книгой - показ скрытой информации.

26

Растительность пустынь.

Нажатие на картинку в красном контуре с фотоаппаратом - появляются фотографии.

27

Животные пустынь.

28

Вопросы. При нажатии на круг с номером вопроса появляется ответ.

29

Задание 1. При нажатии на треугольник розового цвета переход по гиперссылке на слайд с ответом.

30

Ответ.

31

Задание 2. При нажатии на кнопку «Ответ» появляется ответ.

32

В какой природной зоне растут эти растения. При нажатии на кнопку «Ответ» появляется ответ.

33

Тесты. При нажатии на треугольник розового цвета переход по гиперссылке на слайд с ответами.

34

Тесты. Слайд с ответами.

35-38

Ресурсы

39

Руководство по навигации


* Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. - М.: «5 за знания», 2006.


© 2010-2022