- Преподавателю
- География
- Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии
Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стародворская Т.Н. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект - презентация мастер-класса Стародворской Т.Н.
«Формирование исследовательской компетенции на уроках географии»
в рамках городского методического объединения учителей географии
Вводная беседа:
Цель мастер-класса:
познакомить участников мастер-класса с построением образовательного процесса с учетом использования исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
•Знакомство участников мастер-класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
•Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся.
План мастер-класса:
1.Актуальность проблемы
2.Установочный доклад (из опыта работы)
3.Работа в группах
4.Информация из групп
5.Подведение итогов работы
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы со школьниками.
Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, и конечно же, во внеклассной работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Как учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме? Выход вижу во включении учеников в самостоятельную поисковую деятельность.
Все исследования условно можно объединить в три основные группы:
-фантастические: ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
-эмпирические: тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
-теоретические: ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках информации.
Основные методы, используемые при обучении учебному исследованию:
- метод вживания - ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;
- метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
- метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с культурно-историческими аналогами;
- метод эвристического наблюдения, его цель - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;
- метод эвристического исследования: ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - факты об объекте - опыты - новые факты - возникшие вопросы и проблемы - гипотезы - рефлексивные суждения - результаты;
- метод конструирования понятия: сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, помогаю достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;
- метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все растения, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну.
Организую исследовательскую деятельность школьников с учетом их возраста, времени ,необходимого для работы. На уроках ребята старших классов занимаются теоретическим исследованием. Школьники 6-7 классов в соответствии с их интересами проводят эмпирические исследования, например, в 6 классе при изучении темы «Температура воздуха» обучающиеся сравнивают показатели температуры на данную дату за несколько лет, определяют, чем они отличаются друг от друга и самостоятельно приходят к выводу, что показатели погоды не имеют четкого повторения. Часто исследования, начатые на уроке, продолжаются дальше на кружке. Учащиеся в самостоятельной исследовательской работе используют памятки:
Приемы и методы, деятельность ученика и учителя зависит от стадии вызова.
Система работы по развитию исследовательских способностей школьников, сложившаяся в моей практике:
-организация исследовательской деятельности на уроке;
-проведение наблюдений или эксперимента дома или на пришкольном участке;
-продолжение исследования на занятиях кружка;
-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в том числе и в Интернете и т.д.);
-целенаправленная подготовка к участию в НПК школьников.
Для эффективной работы по формированию исследовательской компетенции важно, чтобы исследование не воспринималось как разовое мероприятие. Оно должно проводиться по отработанной схеме. Так мною создан банк данных учебно-исследовательских работ. При желании ученики могут изучить интересующую их тему, найти точки роста и продолжить исследование. Этот банк постоянно обновляется.
При организации учебного исследования обычно включаю такие основные элементы:
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
выработку гипотезы (предположения);
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
анализ и обобщение полученных данных;
подготовку и защиту итогового продукта.
Вопрос участникам мастер-класса: «От чего зависит успешность человека в жизни?»
(на доске записываются ответы участников: деньги? Здоровье? и.т.д.), идет обсуждение ответов участников из групп).
Вопрос участникам: «Что только сейчас мы проделали?»
Мы выдвинули ряд гипотез, которые могут найти свое подтверждение или опровержение в результате исследования.
Жизнь все время «подбрасывает» целый ряд вопросов, на которые нет однозначного ответа, но мы находим им какое-то решение.
Вопрос участникам мастер-класса: «Посмотрите на яблоко. Скажите какое оно?»
(перечисляются качества и свойства яблока: красное, большое, сладкое и т.д.)
Вопрос: «Можно ли дать конкретный ответ на заданный вопрос?»
Конечно, же - нет. Пока не попробуешь, не поймешь.
Вопросы и задачи с множественным ответом называются открытыми.
В зависимости от интересов, возраста, познавательных компетенций учеников, на основе решения изобретательных открытых задач мне удается вовлечь детей в исследовательскую деятельность.
Мы часто сталкиваемся в своей работе с педагогическими задачами, ответ на которые дать не так-то просто.Например, существует проблема - не все дети выполняют домашнее задание. Опять на помощь приходят памятки.
Предлагаю в группах разработать мини-проект «Как способствовать тому, чтобы домашние задания выполнялись?» (вдвинуть гипотезы, найти возможные варианты решения проблемы).
Гипотеза может быть следующей:
«Если задание будет не индивидуальным, а групповым или в паре, то обучающиеся его выполнят».
Далее идет работа в группах (предлагают свою гипотезу и варианты ее решения).
Выступление из групп.
Подведение итогов работы.
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Особенность организации исследовательской деятельности в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим.
Наша современная жизнь заставляет нас педагогов научить и детей находить выход из разных ситуаций. Не секрет, что молодых специалистов оценивают на производстве не только по профессиональным качествам, но и за умения применить свои знания в нестандартной ситуации, договориться, предложить новую версию чего-то. И если нам удастся привить ученикам вкус к исследовательской деятельности, к решению открытых задач, то они смогут быть успешными, адаптируются в современном мире.
Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, достигнут ли они соответственных высот или их способности останутся нераскрытыми.