Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект - презентация мастер-класса Стародворской Т.Н.

«Формирование исследовательской компетенции на уроках географии»

в рамках городского методического объединения учителей географии

Вводная беседа:

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Цель мастер-класса:

познакомить участников мастер-класса с построением образовательного процесса с учетом использования исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

•Знакомство участников мастер-класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;

•Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся.

План мастер-класса:

1.Актуальность проблемы

2.Установочный доклад (из опыта работы)

3.Работа в группах

4.Информация из групп

5.Подведение итогов работы

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы со школьниками.

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, и конечно же, во внеклассной работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Как учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме? Выход вижу во включении учеников в самостоятельную поисковую деятельность.

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Все исследования условно можно объединить в три основные группы:

-фантастические: ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

-эмпирические: тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

-теоретические: ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках информации.

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Основные методы, используемые при обучении учебному исследованию:

- метод вживания - ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;

- метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

- метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с культурно-историческими аналогами;

- метод эвристического наблюдения, его цель - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;

- метод эвристического исследования: ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - факты об объекте - опыты - новые факты - возникшие вопросы и проблемы - гипотезы - рефлексивные суждения - результаты;

- метод конструирования понятия: сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, помогаю достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;

- метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все растения, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну.

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Организую исследовательскую деятельность школьников с учетом их возраста, времени ,необходимого для работы. На уроках ребята старших классов занимаются теоретическим исследованием. Школьники 6-7 классов в соответствии с их интересами проводят эмпирические исследования, например, в 6 классе при изучении темы «Температура воздуха» обучающиеся сравнивают показатели температуры на данную дату за несколько лет, определяют, чем они отличаются друг от друга и самостоятельно приходят к выводу, что показатели погоды не имеют четкого повторения. Часто исследования, начатые на уроке, продолжаются дальше на кружке. Учащиеся в самостоятельной исследовательской работе используют памятки:

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Приемы и методы, деятельность ученика и учителя зависит от стадии вызова.

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Система работы по развитию исследовательских способностей школьников, сложившаяся в моей практике:

-организация исследовательской деятельности на уроке;

-проведение наблюдений или эксперимента дома или на пришкольном участке;

-продолжение исследования на занятиях кружка;

-самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в том числе и в Интернете и т.д.);

-целенаправленная подготовка к участию в НПК школьников.

Для эффективной работы по формированию исследовательской компетенции важно, чтобы исследование не воспринималось как разовое мероприятие. Оно должно проводиться по отработанной схеме. Так мною создан банк данных учебно-исследовательских работ. При желании ученики могут изучить интересующую их тему, найти точки роста и продолжить исследование. Этот банк постоянно обновляется.

При организации учебного исследования обычно включаю такие основные элементы:

выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

выработку гипотезы (предположения);

поиск и предложение возможных вариантов решения;

сбор материала;

анализ и обобщение полученных данных;

подготовку и защиту итогового продукта.

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Вопрос участникам мастер-класса: «От чего зависит успешность человека в жизни?»

(на доске записываются ответы участников: деньги? Здоровье? и.т.д.), идет обсуждение ответов участников из групп).

Вопрос участникам: «Что только сейчас мы проделали?»

Мы выдвинули ряд гипотез, которые могут найти свое подтверждение или опровержение в результате исследования.

Жизнь все время «подбрасывает» целый ряд вопросов, на которые нет однозначного ответа, но мы находим им какое-то решение.

Вопрос участникам мастер-класса: «Посмотрите на яблоко. Скажите какое оно?»

(перечисляются качества и свойства яблока: красное, большое, сладкое и т.д.)

Вопрос: «Можно ли дать конкретный ответ на заданный вопрос?»

Конечно, же - нет. Пока не попробуешь, не поймешь.

Вопросы и задачи с множественным ответом называются открытыми.

В зависимости от интересов, возраста, познавательных компетенций учеников, на основе решения изобретательных открытых задач мне удается вовлечь детей в исследовательскую деятельность.

Мы часто сталкиваемся в своей работе с педагогическими задачами, ответ на которые дать не так-то просто.Например, существует проблема - не все дети выполняют домашнее задание. Опять на помощь приходят памятки.

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Мастер-класс Приемы и методы формирования компетенций на уроках географии

Предлагаю в группах разработать мини-проект «Как способствовать тому, чтобы домашние задания выполнялись?» (вдвинуть гипотезы, найти возможные варианты решения проблемы).

Гипотеза может быть следующей:

«Если задание будет не индивидуальным, а групповым или в паре, то обучающиеся его выполнят».

Далее идет работа в группах (предлагают свою гипотезу и варианты ее решения).

Выступление из групп.

Подведение итогов работы.

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Особенность организации исследовательской деятельности в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим.

Наша современная жизнь заставляет нас педагогов научить и детей находить выход из разных ситуаций. Не секрет, что молодых специалистов оценивают на производстве не только по профессиональным качествам, но и за умения применить свои знания в нестандартной ситуации, договориться, предложить новую версию чего-то. И если нам удастся привить ученикам вкус к исследовательской деятельности, к решению открытых задач, то они смогут быть успешными, адаптируются в современном мире.

Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, достигнут ли они соответственных высот или их способности останутся нераскрытыми.


© 2010-2022