Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)Разработка конспекта урока с элементами проблемных ситуаций (6кл).

Тема: Вулканы. Горячие источники.

Вид урока: Комбинированный урок.

Цель урока: изучить механизм образования вулканов и гейзеров.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров;

2. Познакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

3. Продолжить формирование идеи о постоянном движении развитии земной коры.

Развивающие:

1. Формировать устную речь.

2.Отрабатывать навыки работы с атласом, контурной картой, учебником.

3. Развивать коммуникативные компетенции.

Воспитывающие:

1. Продолжить формирование экологической культуры у учащихся.

2. Способствовать выработке у учащихся гражданственности и патриотизма к Родине.

Оборудование: карта полушарий, карта «Строение земной коры» , карточки с терминами, фрагменты видеозаписей, макеты вулканов, приготовленная презентация «Вулканы. Горячие источники.», конверты с заданиями, контурные карты, оценочные листы.

Литература:

1. Учебник «Начальный курс географии», авторы - Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова,

2. Атлас по физической географии 2004. 96 с. под редакцией И. Б. Щеглова.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: групповая.

Приёмы: синквейн .

Технология урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности, присутствия / отсутствия.


  1. Мотивация (актуализация знаний)

Учащиеся делятся вначале урока на три группы, и каждая группа получает задания в конверте. (слайд 1 - задания каждой группе)

Задания на знание фактов, понятий.

1 группа. Объясните термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

2 группа. Какие разрушения производит землетрясение в 1, 3, 7, 10 баллов?

3 группа. Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются?

Задания на проверку понимания связей. (проблемные вопросы).

1 группа. Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему?

2 группа. Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

3 группа. Как предсказать землетрясение?

Задания на проверку умений.

1группа. По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

2 группа. Каковы ваши действия при землетрясении, если вы на улице?

3 группа. Каковы ваши действия при землетрясении, если вы внутри здания?

Учащиеся подводятся к изучению новой темы урока «Вулканы».

Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы ещё знаете о вулканах.


  1. Систематизация знаний.

Каждая группа получает вопрос, на который должны ответить учащиеся после просмотра видеофрагмента «Вулканы». Давайте посмотрим видеофрагмент.

1.группа. О каком явлении природы мы будем сегодня говорить?

После ответа учащимися 1 группы, все записывают в тетради тему урока « Вулканы. Горячие источники». (2 слайд - тема урока, цели , задачи)

Значит, мы сегодня познакомимся со строением вулкана, их видами и механизмами образования вулканов. А теперь послушаем ответ учащихся второй группы.

2.группа. Какие ассоциации вызывает у вас само слово «вулкан»?

3.группа. Какое строение имеет вулкан?

После ответа 3 группы все учащиеся зарисовывают строение вулкана в тетрадь и на рисунке обозначаются надписи: кратер, жерло, конус. (слайд 3 -строение вулкана).

Учащиеся работают с текстом учебника и находят определения. ( стр. 49 учебника)

1.группа запишет, что такое кратер.

2.группа - запишет, что такое жерло.

3.группа - запишет, что такое конус.

Работа учащихся проверяется. Ученики проговаривают определения.

Учитель продолжает урок и ставит пред учащимися каждой группы проблемные вопросы.

Много описаний извержения вулканов можно встретить в произведениях писателей и поэтов. Вулкан - это огнедышащая гора. Сейчас вы найдёте в конверте проблемные вопросы и через 3-4 минуты приготовите ответ. Вы работаете с учебником на стр. 49 , рис.31.

1 группа. Как вы думаете, как образуется конус?

Ответ учащихся: Конус нарастает постепенно. Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему изливается другой слой. И получается слоистый конус.

2 группа. Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?

Ответ учащихся: У вулкана есть жерло, кратер, конус.

Вернёмся к нашему первому рисунку, а может ли быть у вулкана второе жерло и кратер, если да, то…….

3 группа. Как называется второе жерло и кратер?

Ответ учащихся: Второе жерло и кратер называются боковыми.

Оказывается, есть вулканы, у которых нет конуса или конус имеет другое строение.

Учитель показывает слайды презентации «Типы вулканов» , где показаны особенности различных типов вулканов: ( 4 слайд)

Площадной

Трещинный

Гавайский

Этно-везувианский

Почему же существуют такие разные типы вулканов? Сейчас мы с вами познакомимся с механизмом образования вулканов.

  1. Постановка проблемы.

Вулканы могут располагаться как на дне океанов, так и на суше. Перед каждой группой ставится проблема:

1 группа. В чём причина появления вулканов на материковой земной коре?

Учащиеся выдвигают гипотезы, что материковая кора подвижна, что есть определённые активные точки в земной коре.

Учитель подводит учащихся к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, то есть в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам. (слайд 5 - ответ 1 группы)

2 группа. Разместите в определённой последовательности карточки с надписями, характеризующие образование вулканов на суше.

Материковая кора

На суше

Вулканы

В зоне разломов


3 группа. Разместите в определённой последовательности карточки с надписями, характеризующие образование вулканов на дне океанов.

Лава прожигает земную кору

Вулканы

На дне океанов

Тонкая океаническая кора



  1. Решение проблемы.

Проверка правильности выполнения задания. Схемы должны отражать следующее (6 слайд):

В зоне разломов

Материковая земная кора

В

У

Л

К

А

Н

Ы

На суше


Тонкая океаническая кора

На дне океанов

Лава прожигает земную кору


Какой вывод можно сделать, где встречается больше вулканов, на дне океанов или на суше? Если учащиеся не могут ответить, то учитель проговаривает, что на дне океанов встречается больше вулканов, так как океаническая земная кора тонкая, её легче прожечь. Итак, скажите, что такое вулкан?

Организуется самостоятельная работа с учебником. Учащиеся находят определение «вулкан» и записывают в тетрадь.(стр. 49).

У вас на партах в каждой группе лежат таблички: «магма», «мантия», «лава» - составьте процесс превращения одного вещества в другое.

лава

магма

мантия

Учащиеся составляют характеристику этих веществ по учебнику (стр. 50).

1 группа. Что такое мантия?

2 группа. Что такое магма?

3 группа. Что такое лава?

Ученики проговаривают определения. Посмотрите на следующий слайд 7 Горячие источники.

Как называется это явление? Учащиеся отвечают на вопрос. Гейзеры - это периодически фонтанирующие источники с горячей водой и паром.

Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? Ученики отвечают, что магма раскалённая подходит близко к поверхности и нагревает подземные воды. Вода закипает и начинает фонтанировать.

Далее учащихся знакомлю с видами вулканов по действию: действующие вулканы, потухшие вулканы, заснувшие вулканы. Учащиеся должны найти ответ на вопрос: Чем отличаются эти виды вулканов? (стр. 50 -51). Выпишите в тетрадь названия потухших и действующих вулканов. Оформите задание в виде трёх столбиков (слайд 8)

Заснувшие

Потухшие

Действующие

Гавайские острова Везувий г. Килиманджаро

Мауна-Лоа, Ключевская сопка

Килауэа Фудзияма

Кракатау


  1. Практическая работа

В контурной карте обозначить следующие вулканы:

Потухшие вулканы - чёрной звёздочкой,

Действующие вулканы - красной звёздочкой.

Мауна-Лоа, Килауэа - вулканы Гавайских островов.

г. Киламанджаро - потухший вулкан на материке Африка.

Ключевская Сопка,

Везувий,

Фудзияма

Кракатау

После выполнения работы, ученики записывают домашнее задание

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению Параграф 19 , выучить определения, выполнить макет вулкана.

  2. Рефлексия.

Итак, мы изучили новую тему. Подведём итог.

1 группа.

Беседа по вопросам:

  • О каком явлении природы мы сегодня говорили?

  • Что такое вулкан?

  • Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?

  • Как называется второе жерло и кратер?

  • Какие бывают типы конусов вулканов?

  • Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?

2 группа. Составьте синквейн: Вулканы

(прилагательные) грозные

(глагол) извергаются

(наречие) страшно

(название явления) стихия

3 группа. Найдите соответствие терминов и их определений

мантия


Магма, излившаяся на поверхность

магма


Оболочка, окружающая ядро Земли

лава



Расплавленная масса глубинных зон Земли

кратер


Канал, по которому вытекает лава

жерло


Вулканическая гора, образованная застывшей лавой

конус


Углубление на вершине горы


  1. Оцени себя.( 9 слайд)

Возьмите оценочные карты и оцените себя. Поставьте галочку напротив той оценки, на которую вы , считаете, сегодня поработали на уроке.

Оценочная карта ученика. Каждый ученик оценивает себя по десятибалльной шкале. Учитель переводит оценку ученика в отметку по пятибалльной системе. Спасибо за работу на уроке.

Очень слабо

Слабо

Посредственно

Удовлетворительно

Недостаточно хорошо

Хорошо

Очень хорошо

Отлично

Великолепно

Прекрасно



Дополнительный материал к уроку.


лава




магма




мантия




Строение вулкана


Конспект урока по географии на тему Вулканы. Горячие источники (6 класс)


кратер

конус

жерло



Карточки для 2 группы

материковая кора





в зоне разломов

вулканы

на суше










Карточки для 3 группы

вулканы



на дне океанов


тонкая океаническая кора

лава прожигает земную кору




© 2010-2022