- Преподавателю
- География
- Методическая разработка открытого занятия по программе «Юный геолог-эколог» тема: «Магматизм — как вулканизм и интрузии»
Методическая разработка открытого занятия по программе «Юный геолог-эколог» тема: «Магматизм — как вулканизм и интрузии»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева Е.А. |
Дата | 19.01.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных техников г. Туапсе
МО Туапсинский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ ГЕОЛОГ-ЭКОЛОГ»
ТЕМА: «МАГМАТИЗМ - КАК ВУЛКАНИЗМ И ИНТРУЗИИ».
Педагог дополнительного образования
ШАТИЛОВА ГАЛИНА БОРИСОВНА
Возраст детей 14-18 лет
Гр. 1 третьего года обучения
Место проведения: объединение «Геолог-эколог», ул. Ленинградская, 11
Дата и время проведения: 03.12.2009
с 16-00 до 19-00 час.
г. Туапсе
2009 г.
Цели занятия: Развитие познавательных интересов учащихся, формирование знаний о строении земной коры.
Задачи:
-
дать углубленные знания о магматизме;
-
приобрести навыки по определению магматических горных пород и минералов при работе с коллекцией.
Оборудование, наглядные и дидактические материалы:
-
коллекция горных пород и минералов;
-
геологическая карта Туапсинского района;
-
схема строения земной коры;
-
схема форм интрузивных тел;
-
схема строения стратовулканов и щитовых вулканов;
-
видеофильм «Вулканы»;
-
тест на повторение пройденного материала;
-
план открытого урока.
Литература: Короновский Н.В. И А.Ф. Якушева: Основы геологии. - Учебное пособие, - Изд-во «Недра», 1984, с. 403.
План занятия
-
Организационная часть:
-
приветствие учащихся;
-
сообщение темы, цели и задач занятия.
-
Ход занятия:
- повторение пройденного материала (тестирование);
- изучение новой темы;
- работа с коллекцией;
- просмотр видеофильма.
-
Заключительная часть:
- проверка полученных знаний;
- проверка усвоенных навыков учащимися по определению магматических пород и минералов;
- подведение итогов занятия.
Ход занятия
-
Тест на повторение пройденного материала о строении Земли.
-
Лекция по теме «Магматизм как вулканизм и интрузии».
2.1. Роль магматизма в строении земной коры.
Магматичяеские горные породы, образовавшиеся из жидкого расплава магмы играют огромную роль в строении земнной коры. Эти породы сформировались разными путями. Крупные их объемы застывали на глубине, не дойдя до поверхности и оказывали сильное воздействие температурой, газами и растворами. Так образовались интрузивные тела (лат, интрузио - проникаю, внедряю). Если магматические расплавы вырывались на поверхность, происходили извержения вулканов - эффузимный магматизм (лат эффузио - излияние).
Как интрузивные, так и эффузивные магматические горные породы содержат крупные залежи полезных ископаемых, позволяют реконструировать прошлое.
2.2. Магма - это расплавленное вещество, которое образуется при высоких давлениях и температуре на глубине порядка 50 - 350 км. С химической точки зрения представляет собой флюидно-силикатный расплав (содержит SiO2 и летучие вещества в виде газа либо растворенные в расплаве).
Магма - это трехкомпонентная система, состоящая из жидкости, газа и твердых кристалов.
При приближении магмы к поврехности из неё выделяется растворенные газы и она превращается в лаву.
Дегазация магмы является причиной вулканических взрывов, выбрасывающих пары и газы, пепел и сгустки лавы - бомбы.
Вязкость лавы зависит, главным образом, от состава - содержания кремнезема. При SiO2 больше 65% лавы кислые, при 60 - 52% - средние, менее 52% - основные.
Кислые и средние лавы более вязкие (температура 8000 - 9000С , основные нагреты до 10000 - 12000 С.
2.3. Интрузивный магматизм.
При определенных геологических и тиктанических условиях магма застывает и кристализуется на различной глубине, образуя тела неодинаковой формы и размера - интрузивы: дайки, штоки, батолиты, лакколиты, диапиры и т. д.
Наиболее крупные гранитные интрузивы площадью в сотни и тысячи кв. км. называются батолитами. Любые интрузивные тела будучи окруженными вмещающими породами обладают контактными зонами. Влияние высокотемпературной магмы на вмещающие породы приводит к уплотнению и перекристализации горных пород. Контактная зона шириной от нескольких см. до десятков км. называется экзоконтактом. В свою очередь сама магма, взаимодействуя с вмещающими породами быстро охлаждаясь меняет свою структуру и состав - это зона эндоконтакта.
2.4. Вулканизм, причины его образования и распространения.
В сущности вулкан - это отверстие в земной коре сквозь которое из горячих недр земли на поверхность изливается магма.
На Земле известно 1998 действующих вулканов и около 2-х тыс. вулканов, которые не так давно были действующими. Всего на Земле вместе с потухшими насчитывается около 10 тыс. вулканов. Продуктами деятельности вулканов в конечном итоге являются образования атмосферы, литосферы, гидросферы и жизни на Земле.
Современные геологические представления о природе вулканизма связывают с глубинными разломами, приуроченным:
а) к центральным, наиболее приподнятым (5 - 15 км.) гребням срединно-океанических хребтов (Сев. Атлантический хребет - о. Иссландия с её 200 действующими вулканами);
б) протяженные, но более глубокие разрывы - до 700 км. Приуроченные к наиболее глубоким желобам и остравным дугам (периферия Тихого океана).
Состав магмы, её температура предопределяют её вязкость и связаны с ней вид вулканов: щитовой и стратовулканы.
Наиболее сильные извержения.
79 год нашей эры - извержение вулкана Везувий. Пепел, горячие камни уничтожили три города: Помпеи, Геркулан, Стабию.
20 мая - 26 августа 1883 года - извержение вулкана Кракатау. Цунами разрушены прибрежные города на островах Ява и Суматра. Погибло 40 тыс. человек. На месте вулканических островов образовался провал глубиной
360 м.
8 мая 1902 года на о. Мартиника в Атлантическом океане на горе Мон-Пеле облаком из капелек лавы, пепла и газа в течение нескольких минут уничтожен город Сен-Пьер. Погибло 28 тыс. человек.
23.01.1973 года на Иссландском острове Хеймаэй началось извержение вулкана Хельгафедель, молчавшего более 1000 лет. Связано с гигантской трещиной 2,5 км. Жителей эвакуировали, но город Вестмоончайяр разрушен.
Средиземноморские вулканы Страмбули (926 м.) и Вулькано (499 м.) периодически извергаются.
В России 51 действующий вулкан на Камчатке и Курильских островах - это Ключевская сопка, Плоский Толбачек и др.
Подведение итогов:
Проверка полученных знаний посредством:
-
тестирование на повторение пройденного материала о строении Земли;
-
контрольного опроса учащихся:
-
Что такое стратовулкан?
-
Что такое щитовой вулкан?
-
Какие Вы знаете типы интрузивных тел
Тест на повторение пройденного материала о строении Земли
-
Назовите наиболее крупные литоплиты:
1.1. 1.2.
Африканская
Индоавстралийская
Евроазиатская
Антарктическая
Сев. Американская
Юж. Американская
Атлантическая
Русская
Средиземноморская
Карибская
Африканская
Антарктическая
-
Кто является автором гипотезы «дрейфа» материков?
2.1. Голицин;
2.2. Вегенер;
2.3. Ферсман.
-
Назовите известные вам горные породы магматического генезиса.
3.1. Гранит;
3.2. Базальт;
3.3. Песчаник;
3.4. аргиллит;
3.5. алевролит.
-
Назовите известные Вам минералы, связанные с магматизмом и помтмагматизмом:
4.1. Горный хрусталь;
4.2. Пирит;
4.3. Кальцит.
-
Что такое субдукция?
5.1. Процесс сближения литоплит;
5.2. Образование антиклинальных складок.
-
Что такое спрединг?
6.1. Оползневые процессы;
6.2. Процесс расхождения литоплит.
-
Средняя мощность континентальной коры:
7.1. 7 км.
7.2. 10 км.
7.3. 35 км.
-
Как называется граница между земной корой и мантией?
8.1. Гутенберга;
8.2. Мохо;
8.3. Голицина.
-
Какие данные легли в основу разделения Земли на земную кору, мантии и ядро?
9.1. Сейсмология;
9.2. Гравиметрия.
-
Назовите средний радиус Земли.
10.1. 5000 км.;
10.2. 8400 км.;
10.3. 6370 км.;
10.4. 3370 км.