• Преподавателю
  • География
  • Методическая разработка открытого занятия по программе «Юный геолог-эколог» тема: «Магматизм — как вулканизм и интрузии»

Методическая разработка открытого занятия по программе «Юный геолог-эколог» тема: «Магматизм — как вулканизм и интрузии»

Методическая разработка открытого мероприятия ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ ГЕОЛОГ-ЭКОЛОГ» по теме «Магматизм как вулканизм и интрузии». Целями мероприятия являются развитие интересов учащихся, формирование знаний о строении земной коры. В ходе мероприятия учащиеся углубляют свои знания о магнетизме, приобретают навыки по определению магматических горных пород и минералов. На занятии используется коллекция горных пород и минералов; геологическая карта Туапсинского района; схемы строения земной коры, форм и...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Станция юных техников г. Туапсе

МО Туапсинский район












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ ГЕОЛОГ-ЭКОЛОГ»

ТЕМА: «МАГМАТИЗМ - КАК ВУЛКАНИЗМ И ИНТРУЗИИ».












Педагог дополнительного образования

ШАТИЛОВА ГАЛИНА БОРИСОВНА

Возраст детей 14-18 лет

Гр. 1 третьего года обучения

Место проведения: объединение «Геолог-эколог», ул. Ленинградская, 11

Дата и время проведения: 03.12.2009

с 16-00 до 19-00 час.






г. Туапсе

2009 г.

Цели занятия: Развитие познавательных интересов учащихся, формирование знаний о строении земной коры.

Задачи:

  • дать углубленные знания о магматизме;

  • приобрести навыки по определению магматических горных пород и минералов при работе с коллекцией.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы:

  • коллекция горных пород и минералов;

  • геологическая карта Туапсинского района;

  • схема строения земной коры;

  • схема форм интрузивных тел;

  • схема строения стратовулканов и щитовых вулканов;

  • видеофильм «Вулканы»;

  • тест на повторение пройденного материала;

  • план открытого урока.

Литература: Короновский Н.В. И А.Ф. Якушева: Основы геологии. - Учебное пособие, - Изд-во «Недра», 1984, с. 403.

План занятия


  1. Организационная часть:

  • приветствие учащихся;

  • сообщение темы, цели и задач занятия.


  1. Ход занятия:

- повторение пройденного материала (тестирование);

- изучение новой темы;

- работа с коллекцией;

- просмотр видеофильма.


  1. Заключительная часть:

- проверка полученных знаний;

- проверка усвоенных навыков учащимися по определению магматических пород и минералов;

- подведение итогов занятия.

Ход занятия


  1. Тест на повторение пройденного материала о строении Земли.

  2. Лекция по теме «Магматизм как вулканизм и интрузии».

2.1. Роль магматизма в строении земной коры.

Магматичяеские горные породы, образовавшиеся из жидкого расплава магмы играют огромную роль в строении земнной коры. Эти породы сформировались разными путями. Крупные их объемы застывали на глубине, не дойдя до поверхности и оказывали сильное воздействие температурой, газами и растворами. Так образовались интрузивные тела (лат, интрузио - проникаю, внедряю). Если магматические расплавы вырывались на поверхность, происходили извержения вулканов - эффузимный магматизм (лат эффузио - излияние).

Как интрузивные, так и эффузивные магматические горные породы содержат крупные залежи полезных ископаемых, позволяют реконструировать прошлое.

2.2. Магма - это расплавленное вещество, которое образуется при высоких давлениях и температуре на глубине порядка 50 - 350 км. С химической точки зрения представляет собой флюидно-силикатный расплав (содержит SiO2 и летучие вещества в виде газа либо растворенные в расплаве).

Магма - это трехкомпонентная система, состоящая из жидкости, газа и твердых кристалов.

При приближении магмы к поврехности из неё выделяется растворенные газы и она превращается в лаву.

Дегазация магмы является причиной вулканических взрывов, выбрасывающих пары и газы, пепел и сгустки лавы - бомбы.

Вязкость лавы зависит, главным образом, от состава - содержания кремнезема. При SiO2 больше 65% лавы кислые, при 60 - 52% - средние, менее 52% - основные.

Кислые и средние лавы более вязкие (температура 8000 - 9000С , основные нагреты до 10000 - 12000 С.

2.3. Интрузивный магматизм.

При определенных геологических и тиктанических условиях магма застывает и кристализуется на различной глубине, образуя тела неодинаковой формы и размера - интрузивы: дайки, штоки, батолиты, лакколиты, диапиры и т. д.

Наиболее крупные гранитные интрузивы площадью в сотни и тысячи кв. км. называются батолитами. Любые интрузивные тела будучи окруженными вмещающими породами обладают контактными зонами. Влияние высокотемпературной магмы на вмещающие породы приводит к уплотнению и перекристализации горных пород. Контактная зона шириной от нескольких см. до десятков км. называется экзоконтактом. В свою очередь сама магма, взаимодействуя с вмещающими породами быстро охлаждаясь меняет свою структуру и состав - это зона эндоконтакта.

2.4. Вулканизм, причины его образования и распространения.

В сущности вулкан - это отверстие в земной коре сквозь которое из горячих недр земли на поверхность изливается магма.

На Земле известно 1998 действующих вулканов и около 2-х тыс. вулканов, которые не так давно были действующими. Всего на Земле вместе с потухшими насчитывается около 10 тыс. вулканов. Продуктами деятельности вулканов в конечном итоге являются образования атмосферы, литосферы, гидросферы и жизни на Земле.

Современные геологические представления о природе вулканизма связывают с глубинными разломами, приуроченным:

а) к центральным, наиболее приподнятым (5 - 15 км.) гребням срединно-океанических хребтов (Сев. Атлантический хребет - о. Иссландия с её 200 действующими вулканами);

б) протяженные, но более глубокие разрывы - до 700 км. Приуроченные к наиболее глубоким желобам и остравным дугам (периферия Тихого океана).

Состав магмы, её температура предопределяют её вязкость и связаны с ней вид вулканов: щитовой и стратовулканы.

Наиболее сильные извержения.

79 год нашей эры - извержение вулкана Везувий. Пепел, горячие камни уничтожили три города: Помпеи, Геркулан, Стабию.

20 мая - 26 августа 1883 года - извержение вулкана Кракатау. Цунами разрушены прибрежные города на островах Ява и Суматра. Погибло 40 тыс. человек. На месте вулканических островов образовался провал глубиной

360 м.

8 мая 1902 года на о. Мартиника в Атлантическом океане на горе Мон-Пеле облаком из капелек лавы, пепла и газа в течение нескольких минут уничтожен город Сен-Пьер. Погибло 28 тыс. человек.

23.01.1973 года на Иссландском острове Хеймаэй началось извержение вулкана Хельгафедель, молчавшего более 1000 лет. Связано с гигантской трещиной 2,5 км. Жителей эвакуировали, но город Вестмоончайяр разрушен.

Средиземноморские вулканы Страмбули (926 м.) и Вулькано (499 м.) периодически извергаются.

В России 51 действующий вулкан на Камчатке и Курильских островах - это Ключевская сопка, Плоский Толбачек и др.


Подведение итогов:

Проверка полученных знаний посредством:

  • тестирование на повторение пройденного материала о строении Земли;

  • контрольного опроса учащихся:

  • Что такое стратовулкан?

  • Что такое щитовой вулкан?

  • Какие Вы знаете типы интрузивных тел

Тест на повторение пройденного материала о строении Земли


  1. Назовите наиболее крупные литоплиты:

1.1. 1.2.

Африканская

Индоавстралийская

Евроазиатская

Антарктическая

Сев. Американская

Юж. Американская

Атлантическая

Русская

Средиземноморская

Карибская

Африканская

Антарктическая


  1. Кто является автором гипотезы «дрейфа» материков?

2.1. Голицин;

2.2. Вегенер;

2.3. Ферсман.


  1. Назовите известные вам горные породы магматического генезиса.

3.1. Гранит;

3.2. Базальт;

3.3. Песчаник;

3.4. аргиллит;

3.5. алевролит.


  1. Назовите известные Вам минералы, связанные с магматизмом и помтмагматизмом:

4.1. Горный хрусталь;

4.2. Пирит;

4.3. Кальцит.


  1. Что такое субдукция?

5.1. Процесс сближения литоплит;

5.2. Образование антиклинальных складок.


  1. Что такое спрединг?

6.1. Оползневые процессы;

6.2. Процесс расхождения литоплит.


  1. Средняя мощность континентальной коры:

7.1. 7 км.

7.2. 10 км.

7.3. 35 км.


  1. Как называется граница между земной корой и мантией?

8.1. Гутенберга;

8.2. Мохо;

8.3. Голицина.


  1. Какие данные легли в основу разделения Земли на земную кору, мантии и ядро?

9.1. Сейсмология;

9.2. Гравиметрия.


  1. Назовите средний радиус Земли.

10.1. 5000 км.;

10.2. 8400 км.;

10.3. 6370 км.;

10.4. 3370 км.

© 2010-2022