• Преподавателю
  • География
  • Статья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВСтатья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВСтатья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВСтатья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВСтатья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВСтатья ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ – ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВУДК 372.857


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ПО БИОЛОГИИ ЭКОЛОГИИ - ОСНОВА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ


Степаненко А.В., Михалева Г.И.


МБОУ «Лицей № 1 Брянского района», д. Добрунь, Брянский район, РФ


Леса - основной компонент природной среды и стабилизатор глобальных биосферных процессов (Восточноевропейские леса …, 2004). Их площадь, однако, достигла сейчас минимально допустимого уровня, при котором еще возможно сохранение устойчивого развития биосферы и человеческого общества. Каждую минуту на нашей планете исчезает, по оценкам некоторых специалистов, около 30 гектаров леса. Это составляет порядка 14 млн. га в год, что равно площади Греции. Такие страны, как Пакистан, Сальвадор, Гана и Мадагаскар, потеряли за последние 2-3 десятилетия около 90% своих лесов. Сохранение лесов - важнейшая задача всего человечества (Атрохин, Солодухин, 1992 и др.).

Согласно данным государственного учета лесного фонда на Брянщине общая площадь лесного фонда, а также лесов, не входящих в него, оценивается в 1230, 1 тыс.га с запасом древесины на корню - 198,83 млн.м3 . За последние 25 лет она возросла на 48,2 тыс.га. Наиболее крупные лесные массивы находятся по левобережью р. Десны, и в первую очередь - это Брянский лесной массив. Весь лесной фонд области и леса, не входящие в него, включают 1178,5 тыс.га пригодных для лесовыращивания нелесных земель, предоставленных для нужд лесного хозяйства. В состав лесных земель входят 1146,9 тыс.га покрытых лесной растительностью земель. Область имеет лесистость, близкую к средней по центральному федеральному органу - 34,7%. Из всего лесного фонда области и лесов, не входящих в него, к I группе отнесено 657,3 тыс.га, ко II - 571,8 тыс.га. Лесов III группы в области нет (Природа и природные ресурсы …, 2001; Природные ресурсы …, 2007). Леса Брянской области уникальны по видовому составу растений, своим типам, пространственной структуре (Гроздов, 1940; Воробьев, 1953; Босек, 1975; Растительность …, 1980; Булохов, Соломещ, 2003; Природные ресурсы …, 2007). Поэтому обобщение и распространение данных о Брянских лесах - задача актуальная и своевременная. Доступных, грамотных, занимательных для учащихся материалов о лесных фитоценозах недостаточно. Созданием проектного продукта мы попытались создать «рекламу» лесам Брянщины, помочь учащимся в освоении курса «Растения. Грибы. Бактерии», пропагандировать знания биологического характера.

С использованием собственных материалов натурных исследований лесных фитоценозов, а также анализа литературных источников определены основные характеристики лесных экосистем Брянской области: видовая, пространственная и экологическая структура. Создан проектный продукт: методические материалы в разделе «Растения. Грибы. Бактерии» по теме «Брянские леса - России краса», включающий тематические игры, ботанический тренажер, презентации, материалы к экскурсии, занимательный материал. Проектный продукт доступен для использования школьникам и учителям к урокам биологии в 6 классе.

Цель работы - на основе изучения видовой, пространственной, экологической, трофической структуры лесных сообществ разработать обеспечение уроков биологии (и экологии) в разделе «Растения. Грибы. Бактерии» для реализации краеведческой направленности уроков по теме «Брянские леса - России краса».

В ходе достижения цели решались следующие задачи:

1. Собрать, изучить и проанализировать материал о фитоценозах лесов умеренной климатической зоны.

2. Выделить особенности характеристик структуры лесных сообществ Брянщины.

3. Определить место и значение краеведческого материала темы «Брянские леса - России краса» в разделе «Растения. Грибы. Бактерии» (6 класс).

4. Разработать материалы для учащихся 6 класса в разделе «Растения. Грибы. Бактерии» с краеведческой направленностью по теме «Брянские леса - России краса».

Проект предназначен для реализации среди школьников 6-х классов общеобразовательных учреждений при изучении раздела «Растения. Грибы. Бактерии» для реализации принципа краеведческой направленности курсов биологии. Направления применения проекта: подготовка докладов, рефератов, выполнения других видов самостоятельной работы, участие в олимпиадах по биологии. Также проектные разработки могут использоваться учителями биологии при планировании уроков для учащихся 6 класса, при подготовке проектов, связанных с жизнью леса.

Натурное изучение лесных экосистем Брянской области проводили на доступных объектах - лесах учебно-опытного лесничества, лесопарка Соловьи. Использовали общепринятые методики - анализ пространственной, видовой, пищевой структуры (Жизнь растений, 1978; Плотникова, 1994; Алексеев и др., 1997; Гуленкова, Красникова, 1998; Анищенко, 2006), определение возраста древостоя, бонитета, продуктивности лесных фитоценозов (Гуленкова, Красникова, 1998) с применением инструментальных методов. По таксационным картам и анализу статистических данных устанавливали лесорастительные характеристики Брянской области (Природные ресурсы …, 2007), наносили на карту типы лесных сообществ - зональные и зонально-азональные. По ботаническим, продукционным характеристикам лесов устанавливали участки лесов высокой природоохранной ценности (Демаков, 2007). При консультации в Управлении лесами Брянской области, анализу таксационных карт 18 лесничеств, выделили параметры для расчета индексов устойчивости лесов: Таксационные параметры: полнота: среднеплотные, высокоплотные, низкоплотные насаждения в % от покрытых лесом площадей; среднюю плотность насаждений в лесничествах; бонитет: насаждения I - V класса бонитета; возраст насаждений перестойные, спелые, средневозрастные, молодняки 1 и 2 классов; общая лесистость территории по районам в %; процентное соотношение лесов различных хозяйственных групп: хвойные, твердолиственные, мягколиственные.

Для оценки санитарного состояния лесов, их средоохранного значения и степени использования лесосечного фонда был использован следующий набор показателей (Демаков, 2008): 1) интенсивность воздействия на леса неблагоприятных факторов - отношение суммы площади очагов вредителей и болезней леса, пожаров и других факторов ослабления (га) ко всей покрытой лесом площади (тыс. га), умноженное на 10; 2) степень нарушенности состояния лесов - отношение площади насаждений неудовлетворительного санитарного состояния (га) ко всей покрытой лесом площади (тыс.га), умноженное на 10; 3) интенсивность усыхания лесов - отношение площади погибших насаждений (га) ко всей покрытой лесом площади (тыс. га), умноженная на 100; 4) объем санитарно-оздоровительных мероприятий - сумма площадей сплошных и выборочных санитарных рубок (га); 5) средоохранное значение лесов - доля (%) лесов первой группы и особо охраняемых природных территорий от всей покрытой лесом площади.

Этапы и методы работы над проектом следующие.

1 Организационно-подготовительный этап: натурные исследования, анализ литературных источников о лесных экосистемах Брянской области (Южное Нечерноземье России), ознакомление с основными характеристиками и структурной композицией лесных экосистем биолого-лесоведческой направленности. Изучение городских лесов на примере лесопаркового комплекса роща Соловьи, старинных парков и скверов.

2 Деятельностный этап: выбрать и проанализировать материал для подготовки проектных разработок по теме «Брянские леса - России краса» для 6 класса.

3 Проектный этап: предложить доступный, научный материал в форме экскурсий, ботанического тренажера, занимательных игр, проектов краеведческой направленности по теме «Брянские леса - России краса».

Комплексный проектный продукт - материалы для уроков биологии 6 класса в разделе «Растения. Грибы. Бактерии» по теме «Брянские леса - России краса».

Комплексный проектный продукт - серия материалов по биологии 6 класса для учащихся и учителей, объединенных общей темой «Брянские леса - России краса».

Определено место в календарно-тематическом планировании проектных продуктов:

Таблица - Применение проектных продуктов в курсе «Растения. Грибы. Бактерии»

Тема уроков

Проектный продукт

Формы применения

Систематика растений.

Отделы растений

  1. Экскурсия в зимний лес.

  2. Игра знатоки лесных растений.

  1. Экскурсия в природу в лесопарк Соловьи.

  2. Контроль или закрепление изученного материала.

Растительные сообщества

1 Ботанический тренажер.

2. Занимательные материалы для учащихся.

3. Презентация «Типы лесов Брянской области».

4 Материалы для проектов учащихся.

1. Самостоятельная подготовка к урокам, закрепление знаний.

2. Подготовка докладов или рефератов по темам.

3. Изучение нового материала и подготовка домашних заданий.

4. Внеклассная работа.

Царство Грибов: особенности строения, жизненный цикл, многообразие.

1. Игра «Грибы Брянских лесов»

1. Закрепление изученного материала.

Лишайники - строение, значение

  1. Презентации «Типы лесов Брянской области»,

  2. «Структура лесных экосистем».

1, 2 Изучение нового материала, подготовка домашних заданий.

Все проектные продукты создавались с учетом основных выявленных характеристик лесных экосистем Брянской области: возрастной структуры, бонитета, продуктивности, видового состава (основных доминантов и эдификаторов различных ярусов), состояния лесов на различных территориях.

Особенно зарекомендовала себя игра на знание лесных растений, т.к. она интересна учащимся, правила понятны, доступны, формирует у школьников знания о многообразии видов в природе.

Общая структура проектного продукта


ПРЕЗЕНТАЦИИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ



ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ

Проектный продукт

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТОВ


БОТАНИЧЕСКИЙ

ТРЕНАЖЕР

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


Задания для проектов были использованы учащимися 6 класса при подготовке докладов о значении леса и необходимости информации о благоустройстве лесных сообществ.

Проектные продукты создавали по общепринятым методикам. Однако в них были внесены дополнения. Все тематические игры проектировались по принципу игры «Веда - родник знаний» (Печенев и др., 2011) авторские методики С.И. Печенева и др. (2011)). На квадратных карточках изображали 27 объектов, относящихся к царству растений, грибов или лишайников в трехкратной повторности. Правила игры принимали по игре «Веда» (Печенев и др., 2011).

Мы создали зимнюю экскурсию в лес с рекомендациями для школьников и педагогов, с учетом ранее предлагавшихся методик (Анищенко, 2006). Зимние экскурсии в лес помогают наиболее полно выявить пространственную структуру леса, научить учащихся работать с определителями растений, стимулировать их к проведению долговременных наблюдений.

Все презентации составлены с учетом имеющегося иллюстративного материала, полученному в ходе самостоятельных исследований и в Управлении лесами Брянской области.

Ботанический тренажер создавался по аналогии с игрой «Экологический конструктор».

При оформлении материалов возникла идея создания собственного сайта «Леса Брянщины», на котором будут располагаться материалы проекта. Таким образом они будут доступны широкой аудитории и мы получим отзывы, помогающие совершенствовать проектный продукт.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеев Ю.Е., Жмылев П.Ю., Карпухина Е.А. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России. - М.: ABF, 1997. - 376 с.

  2. Анищенко Л.Н. Материалы к полевой практике по общей экологии: Методическое пособие. - Брянск: РИО БГУ, 2012. - 162 с.

  3. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия. - М.: Лесная пром-ть, 1992. - 352 с.

  4. Босек П.З. Растения Брянской области. - Брянск: Приок.кн.изд-во, 1975. - 464 с.

  5. Булохов А.Д., Соломещ А.И. Эколого-флористическая классификация лесов Южного Нечерноземья России. - Брянск: Издательство БГУ, 2003. - 359 с.

  6. Воробьев Д.В. Типы лесов Европейской части СССР. - Киев: Изд-во АН УССР, 1953. - 452 с.

  7. Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность: В 2-х кн. // Центр по пробл.экологии и продуктивности лесов. - М.: Наука, 2004.

  8. Гроздов Б.В. Типы сосняков Орловской и Смоленской областей // Тр. Брянского ин-та, 1940. Т.2-3. - С. 45-86.

  9. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М.: Просвещение, 1998. - 175 с.

  10. Демаков Ю.П. Системный подход в управлении лесами // Восьмые Вавиловские чтения. Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики. - Йошкар-Ола, 2007. Ч. 2. - 229-230с.

  11. Демаков Ю.П. Проблемы лесного хозяйства в свете концепции устойчивого развития // Экология и леса Поволжья: Сб. науч. статей. Вып. 2. - Йошкар-Ола, 2008. - 34-47c.

  12. Жизнь растений. Т.4, 5, 6. М.: Просвещение, 1978, 1979, 1980.

  13. Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ 18.01.2003 г. № 69-р).

  14. Печенев С.И., Печенев С.С., Печенев А.С. Игра «Веда». Правила игры. М.: Силы природы, 2011. - 1 с.

  15. Плотникова Л.С. Деревья и кустарники рядом с нами. М.: Наука, 1994. 165 с.

  16. Программы по биологии. 5- 11 кл. / Под ред И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2009. 98 с.

  17. Природа и природные ресурсы Брянской области. Учебное пособие для учащихся и студентов / П.ред. Л. М. Ахромеева. - Брянск: Изд-во Брянского госпедин-та, 2001. - 216 с.

  18. Природные ресурсы и окружающая среда Брянской области / Под ред. Н.Г. Рыбальского, Е.Д. Самотесова, А.Г. Митюкова. - М.: НИА: Природа, 2007. - 1144 с.

7



© 2010-2022