- Преподавателю
- География
- Конспект урока Климатические пояса планеты
Конспект урока Климатические пояса планеты
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткаченко О.В. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Климатические пояса планеты.
Цель урока: Познакомить учащихся с основными климатическими поясами, показать зависимость климата от типа воздушных масс. Познакомить учащихся с переходными климатическими поясами, объяснить сезонные перемещения воздушных масс в переходных климатических поясах.
Ход урока:
1.Сегодня в нашем городе утром наблюдалась температура +8 (конкретная t данного места). А есть ли на Земле места, где сегодня, наблюдалась такая же температура, как у нас? Нам известно, что количество солнечного тепла уменьшается от экватора к полюсам. Следовательно, сходные температуры будут наблюдаться вдоль одной и той же широты, то есть климатические условия будут меняться полосами, на определённых широтах располагаются определённые климатические пояса. На Земле климатологи выделяют 4 основных климатических пояса.
Основные климатические пояса соответствуют распространению четырёх типов воздушных масс,
которые формируются в определённых широтах.
Задание№1
Приняв ближний к ученику край парты за экватор, а дальний за полюс, создать импровизированный тренажёр (для северного полушария, в котором мы живём).
А)распределить широты от экватора к полюсу;
Б)поместить символы воздушных масс в нужные широты.
Карточки для тренажёра заранее изготавливает учитель по одному комплекту на каждую парту.
Задание№2
Ученики в процессе беседы под руководством учителя заполняют таблицу:
«Свойства воздушных масс»
Тип воздушной массы
температура
давление
влажность
ЭВМ
Тёплые
пониженное
Много осадков
ТВМ
Тёплые
Летом-жаркие
повышенное
Сухие
ВМУШ
Летом -тёплые
Зимой - холодные
пониженное
Значительное количество осадков
АВМ ( АнВМ)
Холодные
повышенное
Сухие
Задание№3
Закрепление свойств воздушных масс. Пользуясь карточками-символами , обозначающими воздушные массы, учащиеся участвуют в сигнальном опросе. Учитель задаёт вопрос, даёт время на его обдумывание. По сигналу учителя (например на счет : раз, два, три!) все ученики одновременно поднимают карточку, обозначающую правильный ответ. Карточки для разных типов воздушных масс желательно изготовить из разноцветного картона, чтобы учителю было легче реагировать на неправильные ответы.
ЭВМВозможные вопросы:
-
ВМ, формирующиеся в области наиболее низкого давления (ЭВМ); ЭВМ
ТВМВМ, температура которых сильно различается по сезонам(ВМУШ);
-
Сухие и жаркие воздушные массы (ТВМ); ТВМ
АВМВМ, влажность и температура которых не меняется в течении года (ЭВМ);
-
Холодные температуры в течение года (АВМ или АнВМ) АВМ
ВМУШЭти ВМ приносят за год значительное количество осадков, но распределение по сезонам -неравномерное (ВМУШ). ВМУШ
Задание№4
Разместить на тренажёре
(на парте) названия
основных климатических
поясов, соответствующих
названиям воздушных масс.
Задание№5
Разместить на тренажёре (на парте)
названия переходных климатических
поясов, в названии которых
присутствует частица «суб»,
что означает «под»,
(находящийся рядом, под основным).
Такое положение ВМ характерно для весны
и осени, когда оба полушария равномерно освещены солнцем.
Объяснение учителя о смене воздушных масс по сезонам в переходных поясах.
Наклон земной оси к плоскости орбиты Земли приводит к неравномерному освещению полушарий нашей планеты в течение года.
22 июня Солнце находится в зените над северным тропиком, следовательно, лучше освещено северное полушарие и все воздушные массы смещаются в северном направлении.
Тогда в каждый переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса.
22 декабря Солнце находится в зените над южным тропиком, следовательно, лучше освещено южное полушарие и все воздушные массы смещаются в южном направлении.
Тогда в каждый переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса.
Следовательно, в каждом переходном климатическом поясе поочерёдно действует одна из воздушных масс соседних с ним основных климатических поясов.
Правило, которое следует записать в тетрадь и выучить:
Летом в переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса со стороны экватора (Экватор = тепло = лето).
Зимой в переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса со стороны полюса (Полюс = холод = зима).
Задание№6
Показать на тренажёре
перемещение воздушных
масс в субэкваториальный
пояс северного полушария
летом
Задание№7
Показать на тренажёре
перемещение воздушных
масс в субэкваториальный
пояс северного полушария
зимой