• Преподавателю
  • География
  • Программа по дополнительному экологическому образованию школьников «Осетия - мой край цветущий»

Программа по дополнительному экологическому образованию школьников «Осетия - мой край цветущий»

МБОУ СОШ № 42 г. ВладикавказаРСО-АПрограммаподополнительному экологическому образованию школьников«Осетия- мой край цветущий»Работа выполненаучителем географии МБОУ СОШ№ 42 Евсюковой Валентиной НиколаевнойПрограммаподополнительному экологическому образованию школьниковв рамкахкраеведческого кружка«Осетия- мой край цветущий»Пояснительная запискаСовременные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природой могут быть решены только при условии формирования экологичес-кого мировоззрения у всех...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 42 г. Владикавказа РСО-А





Программа

по дополнительному экологическому образованию школьников

«Осетия - мой край цветущий»















Работа выполнена учителем географии МБОУ СОШ№ 42

Евсюковой Валентиной Николаевной



Программа

по дополнительному экологическому образованию школьников

в рамках краеведческого кружка

«Осетия - мой край цветущий»

Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природой могут быть решены только при условии формирования экологичес-кого мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Согласно которому люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Достичь этих целей можно только через экологическое образование, которым необходимо заниматься на всех ступенях как основного, так и дополнительного образования. Но в сегодняшней, окружающей нас действительности, существует такой факт, как падение детского интереса к таким наукам как география, биология и экология. Как привить интерес школьников к этим наукам?

На наш взгляд это возможно лишь через непосредственное вовлечение детей и подростков к изучению тайн природы родного края, в научно-исследовательскую деятельность, способную раскрыть суть экологических взаимосвязей между человеком и окружающей средой.

В настоящее время существует множество различных программ дополнительного образования, позволяющих изучать природу родного края

Данная программа подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы. Программа имеет важное значение для общего развития школьников, предусматривает более углубленное ознакомление с природой и экологией родного края, формирует правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий мировоззренческого характера и тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема- соединение обучения с жизнью.

Цель:

-расширить и углубить знания школьников по изучению природы родного края, прививать интерес и любовь к родному краю, вовлекать школьников в исследовательскую деятельность, формировать экологическую культуру.

Задачи:

- формировать систему экологических знаний в области географии и экологии через развитие интереса к дополнительному материалу;

- развивать у детей навыки общения с живой природой, научно-исследовательской деятельности в ходе наблюдений в природе;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экскурсии, викторины, просмотры фильмов о природе.

Учащиеся должны знать:

природу родного края, (географическое положение своей республики, основные формы рельефа, внутренние воды, климатические ресурсы, важнейшие экосистемы, флору, фауну, особо охраняемые территории и объекты); антропогенное влияние на природу, необходимость природоохранных мероприятий; приемы рационального природопользования.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать и систематизировать полученную информацию, давать оценку состояния окружающей среды, прогнозировать;

-работать с определителем, вести дневники наблюдений, обрабатывать

собранные материалы для написания творческих работ;

-пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые заседания, выступать на экологических конференциях.

Программа рассчитана на 34 часа - 1 раза в неделю по 1 часу.

Содержание программы

География Республики- «Северная Осетия-Алания»- 14ч

Введение. Географическое положение Северной Осетии. Площадь, протяженность, соседи республики, основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых и минеральных вод, особенности климата, реки, озёра, болота и ледники Северной Осетии, разнообразие почвенного покрова республики.

Практические работы:

1.Работа с физической картой РСО-А.

2.Работа с минералами, по определению физических свойств.

3.Описание водоёма по плану.

4.Работа с литературой. Подготовка сообщений о водоемах.

5.Работа с почвенной картой.

6.Исследование механического состава различных типов почв

Экскурсии:

1.Куртатинское ущелье.

2.Терек-главная река РСО-А.

Природные экосистемы Республики- «Северная Осетия-Алания»- 10ч

Основные природные зоны, типичный растительный и животный мир, эндемики, редкие и исчезающие виды.

Практические работы:

1.Подбор материалов о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Северной Осетии.

2.Работа над презентацией.

3.Фенологические наблюдения в парке.

4.Сбор гербарного материала в парке.

Экскурсии:

1.Владикавказский дендрарий.

Антропогенное влияние на природу родного края - 10ч

Антропогенное загрязнение атмосферы, почв и внутренних вод РСО-А,

экологические проблемы, мероприятия по охране окружающей среды в Северной Осетии.

Практические работы:

1.Изучение загрязнённости бытовым мусором окрестностей школы.

2.Работа с литературой. Подготовка сообщений об охране окружающей среды Северной Осетии.

Экскурсии:

1.Северо-Осетинский государственный заповедник.

2.Цейский заказник.

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ 1

«География Республики- «Северная Осетия-Алания»» (14 ч)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1.

Введение. Географическое положение Северной Осетии.

2

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

2.

Рельеф Северной Осетии.

2

Рассказ учителя. Беседа.

Демонстрация презентации. Стихи о родных просторах. Работа с картой РСО-А.

3.

Месторождения полезных ископаемых и минеральных вод РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа с минералами. Работа с картой.

4.

Особенности климата РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа. Работа с картой.

5.

Реки Северной Осетии

2

Рассказ учителя. Практическая работа по описанию водоёма. Экскурсия.

6.

Озёра, болота и ледники Осетии

2

Демонстрация презен-тации. Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа с литературой. Подготовка сообщений о водоемах.

7.

Почвы Северной Осетии

2

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа.

Работа с картой. Викторина.

РАЗДЕЛ 2

Природные экосистемы Республики- «Северная Осетия-Алания»- (10 ч)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1.

Основные природные зоны.

2

Рассказ учителя. Беседа.

Демонстрация презен-тации. Работа с картой.

2.

Разнообразие растительного мира РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа. Экскурсия. Фенологи-ческие наблюдения. Сбор гербарного материала в парке.

3.

Многообразие животного мира РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая работа над презентацией.

4.

Эндемики РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа над презентацией.

5.

Редкие и исчезающие виды.

2

Рассказ учителя. Практическая работа по подбору материалов о растениях и животных, занесённых в Красную книгу Северной Осетии.

Викторина.

РАЗДЕЛ 3

Антропогенное влияние на природу родного края - (10 ч)

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1.

Антропогенное загрязнение атмосферы РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа.

Демонстрация презен-тации. Практическая работа с литературой. Подготовка сообщений о загрязнении атмосферы Северной Осетии.

2.

Антропогенное загрязнение внутренних вод РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа с литературой. Подготовка сообщений о загрязнении внутренних вод

3.

Антропогенное загрязнение почв РСО-А.

2

Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа с литературой. Подготовка сообщений о загрязнении почв Северной Осетии.

4.

Экологические проблемы Северной Осетии.

2

Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа над изучением загрязнённости бытовым мусором окрестностей школы.

5.

Мероприятия по охране окружающей среды Северной Осетии.

2

Рассказ учителя. Экскурсия. Викторина.

Используемая литература:

1 Будун АС. Природа и природные ресурсы Северной Осетии и их охрана.-Владикавказ,1994.

2.Животный мир РСО-А. Из серии «Природные ресурсы РСО-А».- Владикавказ: Проект-Пресс, 2001.

3.Красная книга РСО-А. Из серии «Природные ресурсы РСО-А».- Владикавказ: Проект-Пресс, 1999.

4.Растительный мир РСО-А. Из серии «Природные ресурсы РСО-А».- Владикавказ: Проект-Пресс, 2000.

5. Атласы РСО-А.- Владикавказ, 2003.

6.Тимошкина Н.В., Молчанова И.А. Природа Северной Осетии. Авторское свидетельство № 2007614665. М., Роспатент, 2007 (Электронная энциклопедия)



© 2010-2022