Конспект урока «Жизнь в океане»

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока по географии в 6 классе


1.Савенко Любовь Фёдоровна, учитель географии, МКОУ «Ромашковская СОШ»,

Палласовского муниципального района, Волгоградской области.

2.Предмет: география

3. Класс: 6

4. Тема урока: «Жизнь в океане»

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2010.

Географический атлас 6 класс «Дрофа»; Издательство ДИК, 2011.

рабочая тетрадь к учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е.,М., «Дрофа», 2011.

6. Цель: Сформировать представление о распределении живых организмов в водах Мирового океана в зависимости от его глубины и географической широты места.

7. Задачи:

- обучающие: углубить знания о жизни в Мировом океане;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

8.Планируемые результаты:

- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать о разнообразии морских организмов, об особенностях жизни в воде, о распространении в зависимости от климата, глубины, удалённости от берегов.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

-регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: актуализация знаний и умений.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая ( 3 группы по рядам, ученики первой парты поворачиваются ко второй, с третьей парты подсаживаются на время, после выполнения работы садятся на свои места), работа в парах

12. Оборудование: персональный компьютер, презентация «Жизнь в океане», у каждого ученика на парте красный и синий круг

13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Жизнь в океане»

Прозвенел уже звонок, сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок, будем мы сейчас учиться.

Ведь заданья нелегки, нам, друзья нельзя лениться,

Так как мы, ученики, значит, мы должны учиться.

(Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку).

Вспомните:

Каких морских животных и растений вы знаете?

В каких частях дна океана распространеннее и богаче органический мир океана?

Но почему именно на материковой отмели?

Как в зависимости от географической широты изменяется температура и соленость поверхностных вод океана?

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить, что будем изучать?

выяснить, от каких факторов зависит распространение растительного и животного мира в водах мирового океана

Приветствие учителя, готовность к уроку.

(Рапорт дежурного о готовности к уроку, об отсутствующих учащихся.)

Водоросли

Рыбы

Мелкие организмы

Богатый органический мир на материковой отмели

На материковой отмели неглубоко, попадает солнечный свет

Об обитателях океана.

П: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи

К: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли

Р: планируют необходимые действия, операции

Этап 2. Создание проблемной ситуации

(Из записок профессора Аранакса члена экспедиции капитана Немо)

По мере погружения мы знакомились с обитателями моря и поражались их разнообразию: рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью… Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и с закруглённым хвостом всего не перечислишь…

- Какие внешние признаки можно отметить у рыб - обитателей небольшой глубины?

- Каких ещё, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть?

Мы погрузились глубже отметки 200м, океанские глубины сменили цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи уже не проникали на эту глубину, исчезли водоросли, ещё глубже наступила кромешная тьма. Включили прожекторы и увидели, что и здесь есть жизнь. Рыбы были с огромными пастями, светящимися изнутри, почти все существа лишены окраски, у многих плохо развиты глаза.

- Почему они такие?

- На какие особенности внешнего строения вы обратили внимание?

П: Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, систематизируют собственные знания. Вступают в диалог, проговаривают и осознают что, богатство органического мира океаназависит от каких - условий. Узнать от каких условий именно?

Тему урока «Жизнь в океане» (записывают в тетради)

К: задают вопросы с целью получения необходимой информации для решения проблемы

Р: осознают недостаточность своих знаний

Этап 3. Целеполагания:

Тема урока «Жизнь в океане»

Представьте что вы исследователи морских глубин, какова ваша задача?

-как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?


Сформировать представление о распределении живых организмов в водах Мирового океана в зависимости от его глубины и географической широты места.

Исследовать глубины и определить обитателей морской воды.

Выяснить почему в океане растения и животные распространены неравномерно

П: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Л: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать

К: задают вопросы с целью получения знаний по теме

Этап 4. «Открытие» нового знания











Физкультминутка

- На доске таблица. Каждая группа должна найти ответы в учебнике на три вопроса из левого столбца

Узнай!

Умей!

1.Что такое планктон?

2.Непланктонные животные, кто это?

3.Особые животные?

По внешним признакам определить обитателей океанов.

- Проверка выполненной работы

- Презентация «Жизнь в океане», в которой показаны особи, живущие на различной глубине (3 слайда: планктон, непланктонные животные, особые животные)

- с. 28 атласа посмотрите на фотографии обитателей океанов

- Прочитайте текст с.183, отвечать на вопросы будете, работая в паре с соседом:

- От чего зависит распространение организмов в океане?

- Где можно увидеть самый богатый растительный мир?

- Как называется мелководье океана?

- Какие организмы обитают на большой глубине? Как они выдерживают огромное давление толщи воды?

- Чем питаются обитатели океанских глубин?

- Какие особые органы имеются у глубоководных обитателей?

По уже имеющимся знаниям как можно ответить на вопрос, от каких факторов зависит разнообразие организмов и насыщенность ими водных пространств?

Всем размяться нам пора, приготовьтесь, детвора!

Начинаем бег на месте, финиш - метров через двести!

Раз - два, раз - два… выше, выше голова!

Хватит, прибежали, потянулись, подышали.

Работают с учебником (с.180-181)по группам: находят

определения обсуждают, записывают в словарь терминов, приводят примеры

П: читают текст учебника, извлекая нужную информацию

К: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

каждая группа отвечает на свой вопрос 1 гр-1в, 2гр-2в, 3гр-3в, записывают в рабочие тетради

П: читают текст учебника, извлекая нужную информацию

К: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Р: контролируют учебные действия, успешно используют их в решении поставленной задачи

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Ответы учащихся

Ответы:

1.Глубина.

2.Географическая широта.

3.Удаленность от берегов.

Выполнение элементарных физических упражнений

Л: осознают необходимость заботиться о здоровье

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста. (лист с тестом раздает учитель)

1.Источником кислорода в морской воде являются:

А) планктон;

Б) зеленые водоросли.

2.Обитатели глубин питаются:

А) планктоном;

Б) поедают друг друга;

В) остатками организмов, опускающихся из верхних слоев воды.

3.Какую роль для кита играет выталкивающая сила, действующая на всякое тело, опущенное в воду?

А) позволяет плавать в воде;

Б) позволяет затрачивать на передвижение в воде меньше усилий;

В) никакой роли не играет.

4. К условиям существования в водной среде не относятся:

А) резкие колебания температуры воды в течение суток;

Б) соленость воды;

В) количество кислорода в воде;

Г) свет.

5.Мелкие и мельчайшие организмы, переносимые течениями, называются:

А) нектон;

Б) бентос;

В) планктон.

6.Какая часть океана наиболее богата организмами?

А) шельф;

Б) глубоководные желоба;

В) центральные части океана.

7.Что отсутствует в теле глубоководных организмов?

А) вода;

Б) панцирь;

В) воздушные полости.

Взаимопроверка (соседи по парте, можно даже оценить соседа), затем проверка с доски (правильные ответы были записаны на обратной стороне доски)

1-б; 2-б,в; 3-б; 4-а; 5-в; 6-а; 7-в.

Р: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

К: организуют работу в паре,



Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- От каких факторов зависит распространение растительного и животного мира в водах мирового океана?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- дайте оценку нашей работе: если урок понравился, вы узнали много интересного - поднимите красный кружок, если что-то не устроило вас на уроке - синий.

Активным ученикам выставляются оценки.

Записывают выводы.

Распространение растительного и животного мира зависит от: 1.Глубины.

2.Географической широты.

3.Удаленности от берегов.

П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Р: оценивают свою работу

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Этап 7. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание :

§§46 - 47,

в рабочей тетради на с.191 -102 ответить на вопросы №4,5,6,7,8, желающие могут составить кроссворд «Жизнь в океане»

Записывают домашнее задание

Л - личностные УУД; Р - регулятивные УУД; П - познавательные УУД; К - коммуникативные УУД.


© 2010-2022