- Преподавателю
- География
- Интегрированный урок по географии и математике Роль математики в изучении атмосферы
Интегрированный урок по географии и математике Роль математики в изучении атмосферы
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукиных Е.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта интегрированного урока географии и математики
Автор
Учитель географии Лукиных Е.В.
Учитель математики Мещерякова И.А.
Предмет
География, математика
Класс
6 класс
Тип урока
Систематизация и обобщение знаний и умений
Технология построения урока
Системно-деятельностный подход
Тема
Роль математики в изучении атмосферы.
Цель
Выявить взаимодействия разных областей человеческих знаний (математики и географии), как средство формирования целостной картины мира.
Задачи
Образовательная (формирование познавательных УУД): в процессе самостоятельной работы:
1. Обобщить знания по теме «Атмосфера»;
2. Повторить правила сложения и вычитания рациональных чисел и применять их в изучении свойств атмосферы;
3. Закрепить умения строить диаграммы и графики;
4. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
5. Выявить взаимодействия разных областей человеческих знаний, как средство формирования целостной картины мира.
Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; рефлексировать способы действий, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию.
Воспитательные (коммуникативные и личностные): организовать сотрудничество при работе в группах, выстроить продуктивное взаимодействие детей друг с другом, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы; побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.
Основные термины, понятия
Атмосфера, амплитуда, атмосферное давление, диаграмма, график
Планируемый результат
Предметные умения
Личностные УУД
- овладение на уровне общего образования определенной географической и математической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях;
- осознание ценности взаимодействия разных областей человеческих знаний, как средство формирования целостной картины мира.
Регулятивные УУД:
- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели;
- высказывать свои предположения на основе полученной в ходе работы информации;
- проговаривать последовательность действий при выполнении заданий;
- работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока.
Познавательные УУД:
-уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать её, выделять главное, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей;
- выявить взаимодействие разных областей человеческих знаний.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей устно и письменно.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы:
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Учебник, атлас, настенная карта
Оценочный лист ученика
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Дидактические задачи этапов урока
Основные этапы урока
Дидактические задачи
Вызов
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление
Мотивировать учащихся к учебной деятельности, самостоятельному выполнению предложенных заданий.
Создать условия для успешного закрепления учебного материала, выполнения заданий на основе разных источников информации с последующей фиксацией результатов (заполнение таблиц, определение содержания понятий).
Добиваться осознанного восприятия учащимися информации при работе с разными задачами.
Научить учащихся фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибок или недочетов.
Рефлексия
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Учитель математики.
Создает эмоциональный настрой:
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря
И приступим все к работе.
Поднимите руки вверх,
Разведите руки в стороны.
Поймайте правой рукой удачу, а левой - успех.
Прижмите их к себе.
Всё у вас получится!
Я желаю вам удачи!
Приветствуют учителя стоя.
Настраиваются на работу, проверяют все ли приготовили, садятся.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Постановка цели и задач урока.
Учитель географии: Ребята, а вы любите загадки? Начнем наш урок с загадки:
Есть ли, дети, одеяло,
чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
- Знакомо ли вам это понятие «атмосфера»?
- А почему сегодня мы проводим урок совместно с учителем математики?
Учитель математики:
- Какие знания математики используют при изучении атмосферы?
- давайте сформулируем тему урока:
СЛАЙД 1.
Эпиграфом к уроку будут слова Л.Н. Толстого: «Знания - это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти».
СЛАЙД 2.
Цели урока:
СЛАЙД 3.
Отгадывают загадку - атмосфера
Отвечают:
- да
- Без математических знаний невозможно изучать атмосферу.
- Надо уметь строить диаграммы и графики, выполнять действия с рациональными числами, уметь находить среднее арифметическое.
Роль математики в изучении атмосферы.
1. Обобщение знаний по теме «Атмосфера»;
2. Повторение правил сложения и вычитания рациональных чисел и применение их в изучении свойств атмосферы;
3. Закрепление умений строить диаграммы и графики;
4. Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
5. Выявление взаимодействия разных областей человеческих знаний, как средство формирования целостной картины мира.
Актуализация знаний
Учитель географии: Давайте вспомним состав атмосферы: (на доске появляются слова и проценты)
Отвечают:
- Азот, кислород, углекислый газ и другие газы; 78%, 21%, 1%.
Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Учитель математики:
Что поможет нам наглядно увидеть состав атмосферы?
Какие бывают диаграммы?
Задача: Построить круговую и столбчатую диаграммы состава атмосферы.
Проверка в презентации.СЛАЙД 4, 5
Учитель географии: Атмосфера имеет ряд характеристик, которые мы повторим в ходе урока
Учитель математики:
Первую характеристику мы назовем, выполнив действия с рациональными числами. Для этого давайте вспомним правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
СЛАЙД 6,7.
Угадай слово: СЛАЙД 8.
1) 7+(-8)= 7) -9+10,2=
2) -4,6+(+6,1)= 8) -0,3-0,7=
3) 26-(-5)= 9) 0,5-1/2=
4) 0,2+(-0,5)= 10) 1+(-7/8)=
5) -6,3+7,8= 11) -30+31,2=
6) -5/8-(-3/4)=
------------------------------------------------------
Т(-1); Ц(-2,1); Е(1,5); К(5); М(31); О(4,7); П(-0,3); Н(-7,6); А(1,2); В(9,1); У(0); С(-0,8); Р(1/8)
Учитель географии: Температура - одно из свойств воздуха атмосферы. СЛАЙД 9.
Как нагревается воздух?
Установите правильную последовательность:
-
Солнце
-
Нагрев воздуха
-
Нагревание земной поверхности
ВОПРОС: Как изменяется температура с высотой?
Учитель математики:
Используя эти знания решить задачи: СЛАЙД 10.
1.Определите t воздуха за бортом самолета, если температура воздуха у поверхности земли равна 150, а высота полета 3 км.
2. Определить высоту полета самолета, если за бортом 20, а у поверхности земли - +260.
Проверка:
Учитель географии: С помощью какого показателя можно определить изменение t воздуха за определенный период? СЛАЙД 11.
МИА: Сейчас мы решаем задачи на определение амплитуды: СЛАЙД 12.
1.В первый день начала 4 четверти в п. Ж/Д в течение суток были зарегистрированы следующие температуры: +50, +8, +14, +3. Определить суточную амплитуду температуры.
2. Средняя температура самого теплого месяца в году в г. Усть-Илимске в 2013 году составила + 190, а самого холодного - 240. Какова годовая амплитуда температур?
Проверка:
Учитель географии: СЛАЙД 13.
- Как меняется температура воздуха в течении суток?
- В какие часы наблюдается самая высокая температура воздуха? Самая низкая? В чем причина такой закономерности?
- Как можно сравнить температуру воздуха одних суток с температурой воздуха других суток?
Учитель математики:
А как можно определить среднесуточную температуру? СЛАЙД 14
Определите среднесуточную температуру воздуха по следующим данным:
в 1ч - -4 С, в 7 ч - -1 С, в 13 ч - +3 С,
в 19 ч - +1 С.
Проверка: СЛАЙД 15.
Учитель математики:
С помощью чего можно наглядно представить ход изменения температуры во времени?
Постройте график суточного хода температур 4 апреля в п. Железнодорожный по следующим данным:
2 часа - - 6;
8 час - -9;
14 час - +12;
20 час - +5.
Самопроверка: СЛАЙД 17.
Учитель географии: Предлагаю, отгадав загадку назвать следующую характеристику атмосферы:
Меряет его прибор,
Родственник термометра.
Людям служит с давних пор
Стрелочка барометра.
Если низкое оно,
То стучится дождь в окно.
Если вверх оно идет,
То дождя никто не ждет.
- А что такое атмосферное давление?
- Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Учитель математики:
СЛАЙД 18. Альпинисты поднялись на высоту 4000 метров. Барометр показал давление воздуха на данной высоте, равное 450 мм. ртутного столба. Какое атмосферное давление было у подножия горы? Решение задачи и запишите ответ.
Проверка.
Учитель географии: - А вот вам еще одна загадка:
Книзу летит капельками ,
А кверху - невидимкою?
А почему при изучении атмосферы мы говорим о воде?
Учитель математики:
По данным диаграмм годового количества осадков городов Иркутской области определить самый влажный, самый сухой месяц в году и годовое количество осадков.
- Диаграммы
- Круговые и столбчатые
Строят диаграммы.
Самооценка.
Рассказывают правила.
ТЕМПЕРАТУРА
132
- На каждый километр подъема температура понижается на 6 С0
Группы озвучивают ответы, и комментируют решения.
-
6*3=180
-
15+ (-18) = -30
1) 26 - 2= 240
2) 24 : 6 = 4 км
- амплитуда (разница между самой высокой и самой низкой температурой за определенный период)
Группы озвучивают ответы, и комментируют решения.
14 - 3 = 11
19 - 24 = -5
Группы озвучивают ответы, и комментируют решения.
Ответы обучающихся.
Вычисляют среднесуточную температуру.
(-4+(-1)+3+1) /4 = - 0,25 С0
Группы озвучивают ответы, и комментируют решения
Дети строят графики.
(Атмосферное давление)
На каждые 10 м подъема уменьшается на 1мм р.ст.
1) 4000:10=400 (мм рт. ст.)
2) 400+450=850 ( мм рт. ст)
Ответ: у подножия горы было 850 мм.
Вода
Ответы детей
Анализ диаграмм
Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель географии: Мы разобрали самые важные свойства атмосферы, которые используются при характеристике климата любой территории. Предлагаем вам сделать мини проект Изменение климата городов России при движении с запада на восток.
Почему климат меняется в этом направлении?
Учитель математики:
Каждая группа получает задание по характеристике климата одного из 4 городов России (Сочи, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск).
Выполнив, задание и сопоставив данные всех групп, вы должны определить характеристику какого города вы давали.
- Удаленность от Атлантического океана. Чем дальше от океана , тем холоднее зима, увеличивается амплитуда температуры, уменьшается количество осадков.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учащиеся демонстрируют полученные результаты своей работы.
Итоги урока.
Рефлексия
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Продолжи предложение
Я узнал…
Я научился…
Какая работа на уроке вам доставила радость….
С какими трудностями вы встретились….. Продолжи предложение
Я узнал…
Я научился…
Какая работа на уроке вам доставила радость….
С какими трудностями вы встретились…..
Домашнее задание
По данным календаря погоды построить график годового хода температуры и диаграмму годового количества осадков для нашего поселка.