Рабочая программа по дисциплине География

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодёжной политики

Воронежской области

ГОБУ СПО ВО «Павловский педагогический колледж»


«Утверждаю»

Директор

ГБПОУ ВО «Павловский

педагогический колледж»

__________О.И. Гарбуз

«___»_______2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

для специальностей 440202 «Преподавание в начальных классах»,

440204 «Дошкольное образование»













Павловск 2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базисного учебного план, примерной программы среднего (полного) общего образования по дисциплине «География», а также в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) и приказом Минобрнауки России от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312» по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) базовой подготовки для специальностей 440202 «Преподавание в начальных классах», 440204 «Дошкольное образование»

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1180) одобренным ФГУ «ФИРО» география изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Павловский педагогический колледж»



Разработчик Титова Е.В., преподаватель естественнонаучных дисциплин

Ф.И.О., должность

Рассмотрена и одобрена (цикловой) комиссией физико-математических и естественнонаучных дисциплин ГБПОУ ВО «Павловский педагогический колледж»

Протокол № от « » 201 г.

Принята на заседании методического совета ГОБУ СПО ВО «Павловский педагогический колледж»

Протокол № от « » 201 года



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


  1. Область применения программы

4

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной общеобразовательной программы

4

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

4

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

5

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

12

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

12

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13









паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности (специальностям) СПО 440202 «Преподавание в начальных классах»,

440204 «Дошкольное образование»

1.2. Место учебной дисциплины в образовательной программе среднего (полного) общего образования при подготовке специалистов среднего звена:

учебная дисциплина «География» входит в состав цикла базовых общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

знать/понимать

 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

 особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;

самостоятельная работа обучающегося 0 часов.








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ГЕОГРАФИЯ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета







2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Современные методы географических исследований.

4

Тема 1.1.

Источники географической информации.

Содержание учебного материала

4

1.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

1-2

2.

Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Раздел 2.

Природа и человек в современном мире.

6

Тема 2.1.

Природа и человек в современном мире.

Содержание учебного материала

2

1.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».

1-2

Тема 2.2.

Природные ресурсы Земли, их виды.

Содержание учебного материала

4


1.

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.

1-2

2.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Раздел 3.

Население мира.

6


Тема 3.1.

Население мира.

Содержание учебного материала

6

1.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

1-2

2.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

3.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Раздел 4.

География мирового хозяйства.

10


Тема 4.1.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

Содержание учебного материала

4

1.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

1-2

2.

Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Тема 4.2.

Внешние экономические связи.

Содержание учебного материала

6


1.

Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).

1-2

2.

География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы

3.

Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.


Раздел 5.

Регионы и страны мира.

30


Тема 5.1.

Многообразие стран на политической карте мира.

Содержание учебного материала

4

1.

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

1-2

2.

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Тема 5.2.

Особенности экономико-географической характеристик

стран мира.


Содержание учебного материала

26


1.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития стран Западной Европы.

1-2

2.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития стран Азии.

3.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития Африки.


4.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития Северной и Латинской Америки.

5.

Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития Австралии.

Раздел 6.

Россия в современном мире.

16


Тема 6.1.

Россия на политической карте мира.

Содержание учебного материала

8

1.

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства.

1-2

2.

Современное геополитическое положение России.

3.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Тема 6.2.

Основные формы внешних экономических связей.

Содержание учебного материала

8


1.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

1-2

2.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей.

3.

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).

Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Раздел 7.

Географические аспекты современных глобальных проблем.

6


Тема 7.1.

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.

Содержание учебного материала

6

1.

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.

2

2.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Всего:

78



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета

Специализированная мебель: парты, стол для преподавателя, стулья, доска


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Домогацких Е.М, Алексеевский И.И.География: экономическая и социальная география мира в 2-х ч. 10 -11 кл. учебник для общеобразовательных учреждений - М.: «Русское слово», 2012. -232с.

2. Максаковский В.П. География: экономическая и социальная география мира 10 кл. учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2007.

Дополнительные источники:

1. Петрова Н.Н, География. Современный мир. учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М.: Просвещение, 2008

Интернет - ресурсы

1. geo-pk19.3dn.ru/publ/ сайт «География» для студентов и преподавателей СПО

2. geoslides.ru geografia.10-11 klass

3. coollib.net Книги 247555





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения выполнения студентами индивидуальных заданий, подготовка сообщений, рефератов, докладов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «География» студент должен уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики

Устный фронтальный опрос, проверка сообщений, рефератов, докладов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Устный опрос, проверка сообщений, рефератов, докладов, отчеты экскурсий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

 особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.


Устный, фронтальный опрос, тестирование, проверка сообщений, докладов, рефератов




© 2010-2022