Педагогическая концепция в стихах

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая концепция в стихах.

И действительно куда ни глянь, везде и все связанно с этой наукой. И чем больше я узнаю о мире, в котором мы живём, всё больше восхищаюсь и люблю его. Эта любовь пришла внезапно, как будто в один прекрасный день, я открыла глаза и поняла, что именно это…Да, именно это наука - моя! Она ближе к моему характеру, мечтам, к духовному расположению. Как будто в один в миг передо мной пролетели минуты всей моей жизни, а я их сравнила и с высокими горами - это минуты моих побед, пусть даже маленьких. Широкие быстрые реки - это все мои чудесные школьные годы; родные моему сердцу леса и поляны - это минуты моих разочарований и восхищений. И всё это в одну минуту в моей душе вознесло меня к бездонному голубому небу, где так ярко светило солнце и говорило: «Смотри свысока, какая красота и она дана на века!»


Рассказать хочу я всем,

Почему я и зачем,

Полюбив науку мира,

Ежедневно познаю

Много нового о мире;


И всегда спешу, к своим

Неблагодарным, но родным,

любознательным и озорным -

Детям.

В голове моей всегда

Кружится мысль или мечта?…

Чтоб мои ученики

Были заинтересованы

И моими рассказами окованы.

Чтобы идти на мои уроки

Им всегда было охота!

Чтобы не в тягость было всем им,

Моим любим и дорогим,

Слушать мои объяснения,

А может рассказы и рассуждения.

X X X

Я стараюсь изо всех сил,

Чтоб урок мой приносил:

что-то очень интересное!

А может даже и полезное!

Чтобы, каждый ученик

Хоть даже самый слабый -

Но знал самое элементарное,

И усваивал самое главное:

Где находится наша Родина?

Где расти может смородина?

И где, какой материк?

Кем и когда был открыт?

И может еще многое - многое :

Где море самое глубокое?

Какое озеро самое далекое?

Или облако самое высокое?

Где раньше всего наступает рассветы?

И какие природа таит секреты?!…

Об этом и о том всем рассказать

Хотелось бы кругом.

И знания все эти

Хочу я передать,

Кто будущий строитель и ученый

А значит нашим - детям.

X X X

И я хотела б рассказать:

Какие методы, приемы,

Формы работы я умею,

К моим ученикам в своей работе применять.

Начну с того, что рассказать

По книге - это очень мало.

Во-первых, это не интересно,

Выслушивать рассказы с книги -

Их можно прочитать самим,

А ученикам моим -

Им нужно больше знаний,

Каких-то небывалых и интересных очень

О разных географических-то точках.

А чтобы рассказать побольше

Литературы больше, прочесть придется мне

И не мечтать о сне.

А во-вторых, рассказы

Им не всегда нужны.

И думой я полна одной:

« Какой заинтересовать игрой,

смогла бы я их на уроке?»

И чтоб понятно было всем

И всем занятно, а и с тем

Все знали бы, затем

И цель достигла бы свою,

Что изучив как будто понарошку,

Мне рассказали бы все точно

Того, что именно-то, я хочу!

И я, конечно, их озолочу:

В журнале лишь пятерки

И «Молодцы!» - скажу.

Все дети любят поиграть,

Ну, а в игре их не унять

И просят снова, снова

Им что-то нужно новое играть

И действительно, когда сидишь над планом будущего урока, думаешь о том, чтобы урок понравился детям, чтобы им было интересно на уроке. Ведь если в их глазах ты читаешь: «А что же дальше…?» - значит им интересно.

Если есть заинтересованность детей на уроке, значит им интересен и твой предмет, следовательно, они полюбят эту науку, но не только науку, а природу, которая их окружает. Любят науку - видят вокруг себя тайны и секреты природы, значит, они понимают, что они тоже «частица» этой Вселенной.

Передать любовь к науке,

Что испытываю я,

Непременно бы хотела

Всем ребятам, на уроках

Через интерес всегда.

Интересные уроки

Пробуждают ту любовь,

Что испытывают люди

К матери и к дому

Каждый день, все вновь и вновь.

Но любить природу и науку

Это мало, знаю я…

И любовь между наукой

Разделяю я…

Потому, что дети знают,

Видят, слышат, понимают.

Не любить и их - нельзя!

Время тратите вы зря,

Если сердце вы свое

Не поделите одно

На любовь: к науке,

К дому, к детям и ученикам.

Вот ученикам придется

Больше места уделить

И бывает очень больно,

Что не можете забыть,

Сколько вложено в ребят

И заботы, доброты, веры в них -

Бессилен ты, так как

Выбрана дорога, что до поры

Расставаться им придется,

Воплощать свои мечты!

Но приходишь ты опять -

В классе снова -

Малыши опять сидят.

Принимаешься опять

Им любовь ты прививать.

Только через любовь к детям учитель может достичь того, что дети будут понимать его на уроках, понимать его предмет, науку. Будут с радостью и с любовью относиться к твоей науке, пусть даже не все, но большинство. Я в этом уверена.

О любви, о самой главной

Рассказала вам, друзья.

Продолжаю рассказ свой о том,

Какие формы и методы

Я применяю в том,

Чтобы ребята усваивали

И понимали предмет,

Хотят они этого или нет.

Желания их зависят от того,

Что и как я приготовила на урок.

При изучении новых тем

Я становлюсь будто тренером.

И из рассказанного и объясненного

Я тренирую, например:

Внимание, через «закодированное слово»,

Которое им уже знакомо,

Тренирую быстроту мышления -

И отгадывают они «загаданное слово»

Ну а любители поиграть

Составляют слова или

Восстанавливают, или находят

Ошибки свои, что придумывают

Картины, ребусы, загадки мои.

Тренируем и логику мы,

Ищем лишнее слово или предмет,

Которых уловит или увидит не каждый

Даже взрослый человек.

А закрепляем мы знания

Через разные «проверяния»:

Тесты - очень хороший контроль -

Не каждый даст правильный пароль.

Поэтому это тестирование

Очень часто мной применимое.

Семинары проводим мы разные,

Конференции и симпозиумы.

Они проверяют дополнительные знания,

И как рассуждать можем мы.

Практические и лабораторные

Ребята любят все,

Так как самые плодотворные

Работы оценятся все.

А знания и умения

Должны быть во всем и везде.

Самостоятельно все ученики

Щелкать задачки должны мои.

А разбираться в картах

И находить объекты должны

Без исключения везде они.

И строим мы из отрезков, бывает,

Контурных старых карт

Целые страны и государства,

И не обмануть никому моих ребят.


И еще многое, разное я

Перечисляла бы вам, друзья,

Но понимаю, что это и вы

Знаете, применяете не хуже других.

А еще самое главное

Вам расскажу, что больше всего я в уроках люблю,

Когда мои объяснения я

Сопровождаю стихотворением,

Музыкой или кино

Показываю заодно.

А ученики, ведь они,

Больше всего нравится им,

Когда рядом есть телевизор,

Компьютер или же «видик».

Ведь время бежит вперед

И НТР не отстает, наоборот.

Нам вместе с ребятами нужно

Знать новое техническое «оружие».

И есть мечта у меня не одна -

Науку с компьютером связать хочу я,

Выйти, быть может, на Интернет,

Пусть о нас знает весь белый свет.

И еще многому-многому

Ребят должны мы учить,

Пусть и не мы, но потомкам бы

Мечты, дал бы Бог, воплотить!


И так рассказала, друзья,

Как сердцем любя,

Душою творя,

Люблю свою работу я.

В другом не представляю себя!

И Бога прошу, чтобы веру вселил,

Надежду оставил и сил бы дарил,

Для всех, кто меня окружает,

Но и меня б не забыл!












МПедагогическая концепция в стихах.

Педагогическая концепция в стихах.

инистерство народного образования РБ

Управление народного образования

Кармаскалинского района.
























Учитель географии

МСОШ № 1 д. Улукулево

Фахрисламова

Альбина Гиндулловна



2002г.


Педагогическая концепция в стихах.

Педагогическая концепция в стихах.


Фахрисламова Альбина Гиндулловна с 1994 года работает учителем географии в МСОШ №1 Д. Улукулево Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Общий педагогический стаж состовляет - 17 полных лет.

Учитель находится в постоянном поиске. Все новинки старается внедрять в практику.

Так, когда появился первый пробный учебник по глобальной географии, Альбина Гиндулловна загорелась начать работу в 11 кл. и с 1998-1999 учебного года, разработав свою программу и тематическое планирование, успешно работает в этом направлении.

Одно из тем самообразования была: «Деятельный подход при изучении географии в школе.» Эта тема была завершена рождением поэтической педагогической концепцией «Радость видеть и понимать - есть самый прекрасный дар природы». В настоящее время Альбина Гиндулловна работает над темой «Развитие образного мышления и умения выразить свои мысли на уроках и внеклассных мероприятиях по географии».

Пропагандирует изучение географии в старших классах с точки зрения глобалистики и географии, выступала неоднократно на заседаниях районного объединения учителей географии, показывала открытые уроки.

В школе ведет большую общественную работу. Является председателем профкома школы. Хороший организатор. Пользуется авторитетом среди учителей, родителей, учащихся.

Все педагоги, работающие с ней ценят её деловые качества, энергию, требовательность к себе и окружающим.

Награждена грамотами РОО и Республиканского отдела молодежи, объявлялись благодарности за добросовестный труд и активное участие в общественной жизни.

Активность и трудолюбие учащихся связано со знаниями и авторитетом учителя. Если учитель увлекательными примерами раскрывает тайны природы, показывает ученикам интересные методы изучения этих тайн, то у них формируется любовь к предмету и к учёбе.

Современный урок требует, чтобы ученик мыслил, спорил, рассуждал в течение всего урока. Многообразие приемов, форм работы делает урок Альбины Гиндулловны интересным и стройным. Учащиеся работают в течение урока с увлечением, о чем свидетельствует их активность.

Для примера можно привести фрагменты урока обобщающего повторения по теме: «Евразия».

4 ученика определяют координаты крайних точек у доски, 3 учащихся (капитан, штурман, географ) совершают воображаемое путешествие из Владивостока до Одессы водным путем (готовятся к рассказу). А остальные учащиеся работают фронтально.

  1. Объясните различие климатических поясов Евразии.

  2. Почему происходит смена природных зон с Севера на Юг?

  3. Чем объяснить малое количество осадков в Центральной Азии и т.д.

Затем проверяют работу всем классом на доске и заслушивают путешественников. Дают оценку их ответам.

А дальше новая работа. У доски 2 учащихся рисуют орфографическую схему Европы и Азиатского горного узла. В это же время один из учащихся на карте показывает направление ветров и затем объясняет, что с собой они принесут.

А со всеми уже новый вид работы: решают задачу: «Самолет из Москвы вылетел в Ханой. Через сколько часов самолет будет в Ханое, если скорость самолета 900 км/ч (самостоятельно, затем проверка). Вновь внимание на доску: все проверяют задания учащихся, работающих у доски. Учащиеся дополняют ответы, следят за полнотой ответа (1 ряд), последовательностью изложения (2 ряд), знанием карты (3 ряд).

В заключении просмотр диафильма, игра «Третий лишний» и т.д. Таким образом, идет кропотливая работа всех учащихся по развитию у них логического мышления, выразительности речи, активности. В старших классах практикуются интегрированные уроки, где знания по географии в сочетании со знаниями физики, химии, биологии, истории, литературы и т.д. позволяют иметь больше отдачи от данных уроков.

Игровые моменты постоянно присутствуют на уроках Альбины Гиндулловны. Это и кроссворды и ребусы, «Счастливый случай», и «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и «Зов джунглей» и т.д. - все это вызывает эмоциональный подъём, возбуждает мысль и пытливость.

В старших классах практикуются защита рефератов, конференции, симпозиумы, лабораторные опыты (например при изучении состава почвы).

Главное для Альбины Гиндулловны - заставить учеников мыслить и работать на уроках, поэтому часто ставятся проблемные ситуации.

  • Где бы ты разместил часовой завод? Почему? (представь, что ты директор будущего завода).

В конечном счете ученики приходят к выводу, что лучше разместить в районах с наличием квалифицированных кадров занятия женского труда.

Знание географии - это прежде всего знание карты, умение ориентироваться, давать описание, используя различные виды карт. Это удается учителю хорошо.

Ребята с большим желанием путешествуют, отправляясь в леса Амазонии или африканские леса, войдя в состав этнографической экспедиции и рассказывают о населении этих материков или совершают путешествие по природным зонам вдоль 500 в.д. России. Выполнение такой работы захватывает ребят, но путешествию по карте нужно учить. При изучении карты проводятся много интересных игр «Молчанка», «Угадай объект» и т.д. разнообразная работа с контурными картами. Проведение различных видов диктантов: топографический и цифровой позволяют ещё лучшему усвоению знанию карты. Учитель учит использовать научно-популярную литературу, материалы газет и журналов.

Учитель уже давно делает подборку поэтического материала для оформления отдельных моментов изучения географии, применяет музыкальные фрагменты . Так, при показе урока «Человечество и атмосфера» в 11 классе во время рассказа о ветре звучала песня Губина «Ветер», а когда учитель рассказывала о слоях атмосферы каждому слою соответствовало стихотворение.

«Атмосферу составляют

Очень разные слои

С высотою, кто не знает

Изменяются они.

Слой снегов, дождей и ветров

Тропос - значит, он живой

18 километров

Тропосферы - первый слой» и т.д.

В каждом классе - свои приемы работы, формы организации учебной деятельности и все они направлены на поддержание устойчивого интереса к изучению географии, экологии.

Сделав однажды свой выбор, Альбина Гиндулловна упорно движется вперёд, набираясь опыта, экспериментируя, добиваясь результатов. Так, экологический проект, созданный её учениками в течение двух лет занимает призовое место среди школ района. В школе, в своем кабинете географии и экологии на протяжении 3-х последних лет, выпускается под ее редакторством школьная экологическая газета «Эковестник». Газета освещает экологические проблемы мира, Республики Башкортостан и родного села. Действует и литературная страничка, где учащиеся выражают свои мысли, заботу и тревогу о природе через стихотворения и стихи.

Пропагандирует свой предмет Альбина Гиндулловна и через интересные мероприятия в рамках декад естественных наук в школе. Проводятся предметные дни, декады и недели; и среди них самые запоминающиеся, интересные, театральные и музыкальные являются по ее предмету - географии и экологии. В этом 2005-2006 году старшеклассники участвуют в Московском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио». Дети с волнением ждут заслуженных дипломов и итоговых документов, которые должны прейти на их имя уже в апреле 2006 года.

Талант учителя, артистизм, энергия, улыбка, любовь к предмету - все это помогает ей в работе.






Программа курса

Глобальная география - 11 класс

/ 34 часа /


Учебник: 1) Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. - ''Глобальная гео

графия'', 11 класс. Москва. ''Дрофа'' - 2000 г.

2) Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. - ''Глобальная

экология'', 10-11 класс. Москва. Просвещение

  • 1998г.

3) Исаченко А.Г. - ''География в современном

мире''. Москва. Просвещение 1998г.

4) Журналы: ''География в школе'' и газета (при

ложение к 1 сентября) - ''География''.

Статьи: Пивоварова Ю.Л.

Вронский В.А.

Исаченко А.Г. и другие.

Глобальная география.

Введение. - 2 часа.

/ Тенденции глобализации и регионализации современного мира; Глобальная география: наука и учебная дисциплина./

Часть I.

Современный лик Земли.

Тема 1. Глобалистика и география.

Содержание темы: / Глобалистика: термин и содержание. Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование: история, цели и подходы. Взаимосвязь глобальных проблем. /

Тема 2. Изменившийся лик Земли.

Содержание темы: / Планета Земля - место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительное изменение лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты.

Часть II.

Глобальные проблемы человечества.

( пространственный аспект )

Тема 3. Демографическая проблема.

Содержание темы: / Постановка проблемы. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитие и развивающиеся страны: причины демографических различий. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. /

Тема 4. Север - Юг : проблема отсталости.

Содержание темы: Постановка проблемы - ключевые понятия: ''социальное развитие'' и ''социальный прогресс''. Корни отсталости - причины отсталости. Отсталость и колониализм. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. Внешняя задолженность как фактор отсталости. География отсталости ( Африка, Азия, Латинская Америка).

Тема 5. Продовольственная проблема.

Содержание темы: Продовольствие - важнейший фонд жизненных функций человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Источники продовольственных ресурсов. Качество питания: нормы и факты. География недоедания (голода): тропическая Африка, муссонная Азия, Латинская Америка. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Есть ли перспективы его искоренения ?

Тема 6. Энергетическая проблема.

Содержание темы: Постановка проблемы - топливо, электростанции, энергоресурсы. Обеспеченность энергоресурсами. Альтернативные источники энергии. Атомная энергетика. Структура выработки электроэнергии.

Тема 7. Сырьевая проблема.

Содержание темы: Постановка проблемы - сырье очень ёмко. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис.

Тема 8. Проблемы Мирового Океана.

Содержание темы: Постановка проблемы - противопоставления территории суши и акватории Океана. Накопление знаний об Океане. Проблема освоения биологических ресурсов. Проблема освоения минеральных ресурсов. Проблема использования энергии Океана. Другие проблемы Мирового Океана: использование вод как -естественных путей сообщения между странами; рост рекреационной нагрузки на побережьях; интенсивная хозяйственная деятельность человека в Мировом Океане.

Тема 9. Глобальный этнический кризис.

Содержание темы: Постановка проблемы - целостность и неделимость мира, противоречия. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Факторы общего характера, ''провоцирующие'' вспышки этнонационализма. Формы проявления этнического кризиса. Пространственные уровни проявления этнического кризиса. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций. '' Старение'' наций и дестабилизация межэтнических отношений. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Экология и этнические распри. Другие факторы, ''провоцирующие'' вспышки национализма: экономический фактор; национальный и социально-экономический фактор. Трайбализм - старая болезнь Африки. Россия и глобальный этнический кризис.

Тема 10. Проблема здоровья и долголетия человека.

Содержание темы: Постановка проблемы - здоровье человека и его составляющие. Медицинская география. Нозогеография. География эпидемиологическая (инфекционных заболеваний). Пространственная ''экспансия'' СПИДа. Распространение злокачественных новообразований. Здоровье и долголетие.

Тема 11. Другие глобальные проблемы.

Содержание темы: Проблема преступности. Проблема урбанизации. Проблема технологических аварий. Стихийные природные явления (СПЯ). Проблема освоения космоса. Проблема суицида.

Часть III.

Геоэкология - фокус глобальных проблем.

Тема 12. Биосфера, как планетарная организация жизни.

Содержание темы: Понятие о биосфере. Пределы биосферы. Живое вещество биосферы и его функции. Единый глобальный биогеохимический круговорот элементов. Биогеохимические круговороты отдельных элементов. Гибель биосферы..

Тема 13. Техногенез: глобальные и региональные проявле

ния.

Содержание темы: Понятие о техногенезе, его виды. Экспоненциальный рост техногенной нагрузки на среду. Этапы техногенеза (по С.А.Рафикову 1991 год). Глобальные следствия техногенеза. Изменения глобальной экологической среды. Понятие о состоянии природной среды и её загрязнении. Загрязняющие вещества. Виды загрязнений.


Часть IV.

Будущее человечества под угрозой.

Тема 14. Социальные проблемы и среда жизни человече

ства .

Содержание темы: Рост народонаселения. Человечество и оболочки Земли. Ядерная война и подготовка к ней - угроза человечеству.

Тема 15. Человечество и атмосфера. Главные глобальные

проблемы связанные с атмосферой.

Содержание темы: Функции атмосферы в сохранении жизни на Земле. Глобальное потепление: причины, особенности современного проявления и последствия. Атмосферный озон. Кислотные дожди - глобальная экологическая проблема.

Тема 16. Человечество и гидросфера. Глобальные пробле

мы Мирового Океана.

Содержание темы: Вода - основа жизни на Земле. Океан - общее достояние человечества. Экологические проблемы освоения Океана. Охрана и рациональное использование Мирового Океана. Водопотребление и истощение пресной воды на планете. Качество пресной воды и здоровье человека.

Тема 17. Человечество, земная кора и педосфера . Гло

бальная проблема почв (опустынивание и обез

лесение).

Содержание темы: Воздействие человечества на земную кору. Глобальные функции почв. Современное состояние почвенного покрова Земли. Опустынивание и обезлесение - глобальные экологические проблемы.

Тема 18. Человечество и биосфера.

Содержание темы: Живое вещество в биосфере и его глобальные функции. Человек и животные. Биологическое разнообразие: причины утраты и пути сохранения.


Часть V.

Территориальное развитие и особенности проявления глобальных проблем.

Тема 19. Районирование.

Содержание темы: Принципы районирования и виды районов. Районирование и административно-территориальное деление.

Тема 20. Географические границы.

Содержание темы: Географические границы. Границы избирательных округов. Политическая карта мира на современном этапе. Территориально-административное деление России.

Тема 21. Экология районирования.

Содержание темы: Экологический потенциал ландшафта, расселение, хозяйственная освоенность территории.

Тема 22. Региональное неравенство: территориальный

аспект проблемы социальной справедливости.

Содержание темы: Территориальные аспекты социальной справедливости. Региональная политика.

Тема 23. Пространственные закономерности экономиче

ского развития.

Содержание темы: Модель «Центр - периферия». Типы экономических районов.

Тема 24. Урбанизация в современном мире.

Содержание темы: Исходные определения и понятия. Антропокультурная парадигма современной урбанизации. Глобальные основы урбанизации. Динамика и концентрация городского населения мира. Основные очаги и центры мировой урбанизации. Перспективы урбанизации.

Тема 25. Развитые страны и глобальные экологические

проблемы.

Содержание темы: История вопроса. Современное состояние среды в развитых странах. Основные направления решения экологических проблем развитыми странами.

Тема 26. Экологические проблемы России и пути их ре

шения.

Содержание темы: Природные условия России и их влияние на глобальную экологическую ситуацию в мире. Современная экологическая ситуация и причины её возникновения. Пути решения экологических проблем в России.

Часть VI.

От единой Земли к единству цивилизаций.

Тема 27. Международное сотрудничество в деле охраны

окружающей среды.

Содержание темы: История вопроса. Организации и их деятельность в деле охраны окружающей среды. Современные действующие программы и декларации по охране окружающей среды.

Тема 28. Мировая сеть охраняемых природных террито

рий и каркас биосферной устойчивости.

Содержание темы: Разнообразие охраняемых природных территорий мира. Биосферные заповедники. Международные пограничные заповедники. Каркас устойчивости биосферы.

Тема 29. Будущее цивилизации зависит от каждого.

Содержание темы: Международные сообщества и их обеспокоенность о состоянии природы Земли. Международные экологические движения и организации, их деятельность и зарождение. Действия в деле решения экологических проблем.

Тема 30. Глобальные проблемы и современная география.

Содержание темы: Будущее человечества связано с благополучием его природной среды. Человечество и глобальная система. Совместные усилия в решении глобальных проблем. Оптимизация среды в глобальных масштабах.







Примерное тематическое планирование курса

Глобальная география - 11 класс (34 часа).


Введение - 1 час.

Урок № 1. ''Глобальная география: наука и учебная дисциплина. Тенденции глобализации и регионализации современного мира''.

Часть I. - Современный лик Земли (2 часа).

Урок № 2. ''Глобалистика и география''.

Урок № 3. ''Изменившийся лик Земли''.

Часть II. - Глобальные проблемы человечества

(9 часов).

Урок № 4. ''Демографическая проблема''.

Урок № 5. ''Север - Юг: проблема отсталости''.

Урок № 6. ''Продовольственная проблема''.

Урок № 7. ''Энергетическая проблема''.

Урок № 8. ''Сырьевая проблема''.

Урок № 9. ''Проблемы Мирового Океана''.

Урок № 10. ''Глобальный этнический кризис''.

Урок № 11. ''Проблема здоровья и долголетия человека''.

Урок № 12. ''Другие глобальны проблемы''.

Часть III. - Геоэкология - фокус глобальных про

блем. (2 часа).

Урок № 13. ''Биосфера как планетарная организация жиз

ни'''.

Урок № 14. ''Техногенез: глобальные и региональные прояв

ления''.

Часть IV. - Будущее человечества под угрозой. (5 ча

сов).

Урок № 15. ''Социальные проблемы и среда жизни человече

ства''.

Урок № 16. ''Человечество и атмосфера. Главные глобаль

ные проблемы связанные с атмосферой''.

Урок № 17. ''Человечество и гидросфера. Глобальные про

блемы Мирового Океана''.

Урок № 18. ''Человечество, земная кора и педосфера. Опус

тынивание - глобальная проблема почв''.

Урок № 19. ''Человечество и биосфера''.

Часть V. - Территориальное развитие и

особенности проявления глобальных

проблем. (8 часов).

Урок № 20. "Районирование''.

Урок № 21. "Географические границы".

Урок № 22. "Экология районирования".

Урок № 23. "Региональное неравенство: территориальный

аспект проблемы социальной справедливости".

Урок № 24. "Пространственные закономерности

экономического развития".

Урок № 25. "Урбанизация в современном мире".

Урок № 26. "Развитие страны и глобальные экологические

проблемы".

Урок № 27. "Экологические проблемы России и пути их

решения".

Часть VI. - От единой Земли к единству цивилиза

ций. (4 часа).

Урок № 28. ''Международное сотрудничество в деле охраны

окружающей среды.''

Урок № 29. ''Мировая сеть охраняемых природных терри

торий и каркас биосферной устойчивости.''

Урок № 30. ''Будущее цивилизации зависит от каждого.''

Урок № 31. ''Глобальные проблемы и современная геогра

фия.''

/Резерв 3 часа/

Тесты.


  1. В Мировой океан не имеют выхода:

А) Колумбия и Уругвай;

Б) Боливия и Парагвай;

В) Суринам и Эквадор;

Г) Суринам и Эквадор.


  1. Страны региона опережают по многим показателям страны Азии и Африки благодаря тому, что:

А) раньше других развивающихся государств

ступили на путь капиталистического развития;

Б) обладают большими природными богатствами;

В) имеют большую численность населения с вы

соким естественным приростом;

Г) расположены между Тихим и Атлантическим

океанами, вдоль важных торговых путей.


  1. Максимальный коэффициент рождаемости в регионе зарегистрирован в:

А) Мексике;

Б) Боливии;

В) Гаити;

Г) Панаме.


  1. Уровень урбанизации в Аргентине, Уругвае и Чили составляет:

А) 20 %;

Б) 65 %;

В) 45 %;

Г) 82 %.


  1. Отличительной чертой экономического развития латиноамериканских стран за последнее десятилетие являются:

А) снижение в национальном доходе доли сельского хозяйства и повышение удельного веса промышленности;

Б) равное увеличение доли сельского хозяйства и промышленности;

В) снижение доли промышленности и увеличение доли сельского хозяйства.


  1. Застойное положение аграрного сектора характерно для:

А) Боливии и Перу;

Б) Мексики и Бразилии;

В) Бразилии и Аргентины;

Г) Аргентины и Колумбии.


  1. Площадь территории Латинской Америки составляет:

А) 22,4 млн. км2;

Б) 21 млн. км2;

В) 17,1 млн. км2;

Г) 15 млн. км2.


  1. Крупнейшие в регионе запасы нефти и газа находятся в:

А) Венесуэле и Мексике;

Б) Эквадоре и Колумбии;

В) Бразилии и Перу;

Г) Боливии и Перу.


  1. Наиболее однородными по национальному составу являются:

А) Аргентина, Уругвай, Чили;

Б) Бразилия, Колумбия, Мексика;

В) Перу, Эквадор, Ямайка;

Г) Боливии, Венесуэла, Сальвадор.


  1. Размещение промышленности в странах региона характеризуется:

А) децентрализацией (т.е. «рассредоточением») производст

ва;

Б) преимущественно моноцентрической структурой;

В) положением вдоль побережья океанов крупных промыш

ленных центров;



© 2010-2022