Повышение качества образовательной среды для учащихся с задержкой психического развития

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Королева Людмила Владимировна, преподаватель географии МАОУ СОШ № 11 г. Североуральска

Повышение качества образовательной среды для учащихся с задержкой

психического развития


Аннотация. В статье приводится разработка нестандартного урока, направленного на развитие творческих, коммуникативных, познавательных способностей учащихся, осваивающих образовательную программу седьмого вида. Автор применил инновационную (восьмиблочную) структуру занятия, некоторые приёмы креативной педагогики, а также базировался на межпредметных связях.

Ключевые слова: опыт творчества, класс коррекционного обучения, инновационная структура урока, методы развития творческих способностей.

Образование - это индустрия,

направленная в будущее.

С.П.Капица

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Учитель, заинтересованный в судьбе своих воспитанников, не только передаёт им свои знания и умения, но, прежде всего, способствует их духовному, гражданскому, профессиональному становлению. [1] Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения нормативных документов, разнообразных методик и образовательных технологий.

Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития науки меняется содержание образования. Из всех его компонентов (когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества, опыт отношений личности), опыт творчества приобретает, на наш взгляд, в данное время решающее значение для нового поколения, для успешного будущего выпускников образовательных учреждений и страны. Чтобы реализоваться в современном мире, недостаточно уже владеть лишь определённым багажом знаний, умений и навыков (ЗУН). А государство, как никогда, испытывает потребность в людях с нестандартным, незаконсервированным, то есть творческим, мышлением. Таковы реалии.

Считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового. Обобщённо к творческим способностям личности можно отнести следующие:

  • самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;

  • умение перенести ЗУН и способы умственных действий в новую ситуацию;

  • видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);

  • умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление). [2]

Достижение творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом работы преподавателя. Но на сегодняшний день методы развития психических функций и творческих способностей учащихся в школах используются не в полной мере, так как задача обучения до сих пор выступает в качестве главной и порой единственной. А ведь существует ряд эффективных методов, позволяющих прийти к значительным успехам в обучении и развитии учащихся. Это, например, творческие задания, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, создание креативного поля, перевод игры на более сложный, творческий уровень.[3] Не менее интересна и полезна в этом плане и креативная педагогика, возникшая из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. А. Альтшуллера.

В восьмидесятых годах прошлого века в Домах пионеров существовали кружки «ТРИЗ», где приоритетной целью стояло развитие технического творчества подрастающего поколения. Такой коллективный приём ТРИЗ, как мозговая атака, широко практиковался на сборах пионерского и комсомольского активов. Сейчас курсы ТРИЗ входят в учебный план высших учебных заведений, например, Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).

По нашему мнению, ТРИЗ-педагогику следует пропагандировать, распространять и внедрять в образовательный процесс гораздо интенсивнее, потому что она способствует формированию человека нового, прогрессивного мышления и поведения. Что, кстати, удовлетворяет и требованиям государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Педагоги, серьезно заинтересованные системами развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, возможно, воспользуются методической разработкой урока (или её элементами), которую мы представим ниже.

Урок разрабатывался специально для определённого класса, а именно: 5-го класса коррекционного обучения (седьмой вид). В класс коррекции случайно дети не попадают. У всех них диагностированы задержка психического развития, неустойчивость эмоционально-волевой сферы (отсюда несдержанность, непредсказуемость поведенческих реакций); выражены когнитивные нарушения: неумение бегло и правильно читать, медленное письмо, узкий кругозор, неразвитая устная речь и счётные навыки, неумение выбрать из текста информацию. Некоторые дети имеют диагнозы по общим заболеваниям и заболеваниям нервной системы. У всех учеников вторая или третья группа здоровья. При этом почти никто не получает систематического и комплексного лечения. Всем рекомендованы занятия с психологом по развитию познавательной активности и с логопедом по развитию фонематического слуха. Одной из проблем таких учащихся является затруднённое восприятие информации в совокупности с ограниченной памятью.

Преимущества коррекционных классов: низкая наполняемость (в выбранном классе 6 учеников, поровну мальчиков и девочек); возможность создания доверительной, «домашней», атмосферы; особенные отношения между одноклассниками - они стараются держаться вместе, среди них нет конкуренции.

Восьмиблочная структура креативных уроков, на наш взгляд, очень подходит для таких необычных учеников и дает мотивацию к обучению. К сожалению, школьное расписание сдвоенные уроки допускает только в старших классах. Поэтому мы полагаем проведение данного урока во время школьного интеллектуального лагеря на весенних каникулах.













Таблица 1



Технологическая карта урока


Тема урока, основное содержание, возможная личностно значимая проблема

Предмет: история, природоведение.

Тема: «Как человек открывал Землю».

Содержание: 1. Путешествие Колумба и открытие Америки. 2. Первооткрыватели Австралии и Антарктиды. 3. Первые и современные географические карты, их отличия.

Возможная личностно значимая проблема: каждое событие, действие имеет свои последствия; чтобы оставить свой след в истории, надо быть неординарной личностью.

Форма урока

Креативный урок изучения нового материала.

Планируемые результаты обучения

Запомнить имёна первооткрывателей и их вклад в развитие знаний о Земле. Понимать, что открытия 15-19 веков привели к новым представлениям о мире.

Средства обучения

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, мультимедиа и обычный учебники, настенная карта «Великие географические открытия», портреты путешественников, музыкальные записи, распечатки заданий.

Применяемые методы развития творческих способностей учащихся

1. Персонификация (общение с «личностью» Колумба).

2. «Найди ошибку».

3. Отождествление.

4. Развитие воображения через музыку, литературу, подвижную игру.

5. Решение головоломки.

6. Составление загадок.

7. «Исключи лишнее».

8. Совместное рисование.

Развитие умений учащихся

1. Развитие картографических умений.

2. Развитие навыков чтения и отбора информации из текста.

3. Развитие логического, ассоциативного мышления.

4. Развитие навыков тестирования.

5. Развитие коммуникативных умений при совместной работе, предъявление результатов заданий, самоанализ.

Основные термины

Великие географические открытия; Новый свет.

Имена: Х. Колумб, В. Янсзон, Д. Кук, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев.

Организационный момент. Звучит музыкальная заставка, это может быть песня на морскую тематику или инструментальная музыка. Ученики проходят в класс, занимают места за «круглым» столом. Учитель приветствует их:

- Здравствуйте, ребята! Приятно видеть вас в хорошем настроении! Сегодня у нас не простая встреча, верю, что она будет интересной и полезной. Вы любите сюрпризы? Мы ждём необычного гостя…

Блок 1. Мотивация (сюрприз). В кабинет заходит артистичный старшеклассник в костюме времени средневековья. В руках у него сундучок.

- Приветствую вас, маленькие друзья! 12 октября 1492 года после долгого путешествия (параллельно идет показ маршрута Колумба на стенной карте «Великие географические открытия») я тоже встретил друзей на острове Гуанахани. Я сознавал, что лучше их обратить в нашу святую веру любовью, а не силой. Я дал им красные колпаки и стеклянные чётки…и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. А они приносили попугаев, хлопковую пряжу, дротики. И обменивали это на другие предметы, например, погремушки. [4] Я побывал в этих местах 4 раза. После моих путешествий Европе, а потом всему миру стало известно то, что лежит у меня в сундучке. Эта вещь сделана из "эль оро бланко" или белого золота. Испанская королева не оценила мой подарок. Зато его очень ценят дети и современные мужчины. Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы. Первый вопрос: кто я? Подойдите к карте и найдите с ее помощью ответ. И второй вопрос: что лежит в сундучке? Вы получите эту вещь в подарок и будете брать с собой в походы.

Подводится итог первого блока. Личность путешественника - Христофор Колумб, первооткрыватель Америки. Это можно определить по условным знакам карты. В сундучке - мяч, индейцы делали такие игрушки из сока каучуконосного дерева гевеи. Дети получают мяч в подарок.

Блок 2. Содержательная часть.

- Ребята, вы с удовольствием ходите в походы, это ваши маленькие интересные путешествия. А ведь путешествовали люди во все времена. В результате в 15-19 веках были совершены замечательные географические открытия, благодаря которым в мире стало известно о новых материках и океанах. До этого знали Европу, Азию, Ливию - Африку. Эти три части света находятся в непосредственной близости друг от друга. Сегодня мы познакомимся с историей открытия отдалённых частей света: Америки, Австралии и Антарктиды.

Начнем с великого открытия Америки, Нового света. Работать вы будете в группах, вместе девочки и вместе мальчики. Перед вами текст, в котором допущены ошибки. Исправьте их, пользуясь текстом учебника на страницах 149-150. [5] Кто найдёт больше ошибок? Кто правильнее их исправит? Наш гость оценит результаты вашего маленького исследования. Пожалуйста, приступайте к работе. И помните, что картофель, помидоры, кукурузу, какао, семечки подсолнечника вы любите, потому что свершилось путешествие Христофора Колумба.

Задание: исправить ошибки в тексте.

Это открытие состоялось 12 октября 1892 года. Итальянский путешественник Христофор Кук мечтал попасть в Евразию. Он знал, что Земля имеет плоскую форму и добраться до Евразии можно, если плыть из Европы на восток. Путешественник с командой отплыли из Испании на пяти кораблях. Через несколько месяцев они увидели землю и решили, что приплыли в Индию. Открытая земля была лишь маленьким островом, жителей которого путешественник назвал эскимосами. Через полгода Кук вернулся в Испанию. Впоследствии он совершил еще два путешествия в ранее открытые им места. За всю жизнь великий мореплаватель так и не узнал, что открыл новую часть света - Америку. [6]

Учащиеся работают в течение 10 минут в группах по три человека: двое читают текст учебника, третий правит ошибки в тексте выданного бланка. Выполненные работы сдаются на проверку.

- Вы хорошо потрудились. А давайте теперь представим себя самих на месте капитана Колумба и его матросов. Зачем он всё-таки отправился в такое дальнее путешествие? Как ему удалось набрать команду почти из ста человек?

Путём жеребьевки или по желанию выбирается капитан, его задача завербовать матросов для экспедиции. Можно согласиться, можно отказаться. Разыгрывается сценка, в которой необходимо сделать акцент на том, какими мотивами руководствовались люди, отправляющиеся в неизвестное будущее (как командиры, так и подчинённые) или отказывающиеся от поездки. Дети высказывают свои предположения в процессе диалога.

Блок 3. Психологическая разгрузка. Включаются звуки природы - звук волн, шум прибоя. Разгрузку проводит школьный психолог, ведущий в классе коррекционные занятия. Ребята берутся за руки, закрывают глаза. На фоне записи читаются с перерывами несколько текстов, прозаических или стихотворных, обязательно красочных, умиротворённых, успокаивающих. Можно, например, взять выдержки из «Фрегата «Паллада»» И. А. Гончарова. Время на упражнение - 5 минут, не менее половины времени занимает слушание звуков в перерывах чтения, чтобы ребята смогли представить образы из текстов.

Блок 4. Головоломка. Мы возвращаемся к вопросу, что заставляло людей отправляться в далёкие и опасные путешествия. Предлагается задание для всех обучающихся:

Задание: Заменить цифры буквами согласно их месту в русском алфавите; прочитать высказывание; попытаться объяснить его смысл. [7]

2 16 4, 19 13 1 3 1 10 9 16 13 16 20 16!

В случае затруднения, следует выдать алфавит. Во фразе зашифрован девиз завоевателей Америки: «Бог, слава и золото!» То есть среди покорителей Америки были монахи, обедневшие рыцари, люди без средств к существованию на родине и люди, желающие прославиться. То есть путешествия и открытия в те времена совершались совсем не с научными целями.

Перерыв. Лёгкий завтрак томатным соком и пирожками с картошкой (еще одно напоминание о значении плавания Колумба). Игра «Море волнуется раз».

Блок 5. Интеллектуальная разминка. Работа проводится индивидуально. Каждый обучающийся получает карточку со словом - ответом на загадку, которую надо придумать. Например: «акула», «волна», «медуза», «шторм», «крыса», «земля». Загадки записываются на карточку, а потом по очереди задаются одноклассникам. Можно предусмотреть поощрение за самую оригинальную загадку. Этот выбор сделают сами ребята. А в подарок - ракушка.

Блок 6. Содержательная часть. Об открытии Австралии расскажет старшеклассник, исполняющий роль Колумба. Далее на экран выводится рисунок. [6] При помощи считалки выбирается ученик, который будет с рисунком работать: надо исключить все лишнее (рис. 1). Остальные дети читают вслух по одному предложению из учебника об открытии Антарктиды. Потом следует обсуждение рисунка. В случае, если выбранный ученик затрудняется, ему помогают все.

Повышение качества образовательной среды для учащихся с задержкой психического развития.

Рис. 1. Открытие Антарктиды


Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Её мы будем проводить, используя мультимедиа учебник по географии для учащихся шестых классов, изданный московской фирмой «1С». Одной из тем этого учебника является «Развитие географических знаний о Земле». На экран выводится карта мира по Эратосфену.

- Ребята, перед вами одна из первых карт, составленная древнегреческим ученым Эратосфеном. Как она не похожа на современные карты! Как вы думаете, в чём и почему они такие разные?

В течение трёх-четырёх минут учащиеся высказывают предположения, совещаясь друг с другом («прием мозговая атака»). На вопрос «в чём?» ответы должны быть даны путём сравнения карт; вопрос «почему?» подразумевает множественность вариантов ответов. Возможные из них: древние греки не умели составлять карты; ничего не знали об облике и размерах Земли; не совершали дальних путешествий, так как не имели надёжных кораблей и не умели ориентироваться и другие.

- Да, со времён древних греков человечеству потребовались века, чтобы узнать, как выглядит наша планета на самом деле. Потребовались появление и распространение новых знаний, новых технических возможностей. Так, например, появились суда новой конструкции - каравелла, галион (позже). Начали использоваться косые паруса. Усовершенствованное огнестрельное оружие давало ощущение защищённости в дальних путешествиях. Возникновение книгопечатания привело к повышению любознательности и грамотности. Всё это стало возможным к 15-му веку. Именно с этого момента начинается период великих географических открытий, которые помогли установить контуры обитаемых материков, доказали шарообразность Земли, подтолкнули к развитию другие науки, изменили представление людей о мире. Имена Христофора Колумба, Виллема Янсзона, Джеймса Кука, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева и других отважных, смелых, мужественных путешественников навсегда вписаны в историю.

Далее, для закрепления, проводится групповое тестирование по мультимедиа учебнику. Как известно, в споре рождается истина…Учениками многократно проговариваются имена путешественников и их роль в развитии знаний о Земле.

Блок 8. Резюме. Наш нестандартный урок заканчивается упражнением «Цвет настроения». [8] Для него надо подготовить разноцветную коробочку с прорезями, обклеенную полосками шести разных цветов. Каждый ребёнок выбирает цвет своего настроения, с которым он провел два часа урока, и опускает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробочке, которая соответствует выбранному цвету. Далее школьный психолог открывает коробочку и сообщает, с каким настроением прошло занятие. Учитель же, исходя из результатов, может оценить качество своей работы.

На школьной площадке дети находятся до трёх часов дня. Поэтому далее, в продолжение темы, им можно предложить задание «Совместное рисование», которое направлено на формирование универсальных учебных действий по организации и осуществлению сотрудничества. [8] Ребятам выдаются листы для рисования, краски, фломастеры, карандаши и предлагается задание: представить себя в роли художников, работающих над книгой о путешественниках, совершивших великие географические открытия. Надо придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию. После завершения задания психолог проводит обсуждение на тему «Как создавался рисунок?»

Таким образом, находясь на каникулах, учащиеся класса коррекционного обучения, не проведут время бесцельно. Они будут под присмотром, получат полноценное питание. Но главное, школа не остановится в способствовании развитию вот таких детей, которых, к сожалению, становится всё больше.

Распространение развивающих педагогических технологий, разработка их методической базы, создание учебно-методических комплексов по различным предметам стало насущной необходимостью. И дети с задержкой психического развития нуждаются в подобных программах не меньше здоровых детей. Потому что им тоже нужна уверенность, что в дальнейшей, взрослой, жизни они успешно социализируются.

Ссылки на источники

  1. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. - 195 с.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б.Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 544 с.

4. Юдовская А. Я. Поурочные разработки по новой истории, 1500-1800: 7 кл.: Пособие для учителя / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 190 с.

5. Плешаков А. А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М .: Дрофа, 2006. - 174 с.

6. Полянская Л. В. Природоведение. 5 класс. - Саратов: Лицей, 2010. - 64 с.

7. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800. Рабочая тетрадь: 7 кл. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

~ 7 ~


© 2010-2022