- Преподавателю
- География
- Контрольное задание по географии Казахстана Охрана природы (8 класс)
Контрольное задание по географии Казахстана Охрана природы (8 класс)
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Сумина В.А. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Контрольное задание по теме «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана»
Характеристика теста
Класс: 8
Цель: основной целью тестирования является объективная оценка уровня овладения знаниями, умениями и навыками, соответствующими государственному общеобразовательному стандарту по теме «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана»
Тест по географии составлен из 10 заданий, которые соответствуют Госстандарту и программе. Сочетание вербального и невербального представления заданий направлено на выявление предметных знаний и умений мыследеятельности.
Тест включает 8 содержательных линий, в которых задания имеют следующее процентное соотношение: 40% на воспроизведение знаний, 40% на применение знаний и 20% на интеграцию знаний.
Тест имеет следующую структуру:
Раздел «Природные ресурсы и производство» включает 2 задания, 1 - проверяет знание понятия природные ресурсы, 2 - знание видов природных ресурсов, умение классифицировать по группам.
Раздел «Экология человека. Территории, экологически благоприятные и неблагоприятные для существования человека» включает 1 задание, проверяющее знание характерных особенностей экологических районов Казахстана и умение классифицировать эти районы по группам.
Раздел «Экологические проблемы Казахстана» включает 1 задание, проверяющее знание понятия загрязнение окружающей среды.
Раздел «Стихийные природные явления и меры борьбы с ними» включает 1 задание проверяющее знание видов стихийных природных явлений, причины их возникновения и умение определять типы этих явлений по описанию.
Раздел «Значение прогнозов природных изменений» включает 1 задание, проверяющее умение аналитически мыслить, анализировать природные процессы, прогнозировать последствия воздействия человека на природный ландшафт и разрабатывать рекомендации для их предотвращения.
Раздел «Заповедники» включает 1 задание, проверяющее умение анализировать и на основании конкретных фактов и краткого описания объекта определять заповедную территорию.
Раздел «Национальные природные парки и заказники» включает 2 задания, 1 - проверяет знание терминов - заповедник и памятник природы, 2 - знание и умение анализировать, выделять характерные и отличительные особенности особо охраняемых территорий нашей страны по алгоритму.
Раздел «Основы рационального природопользования и охрана природы» включает 1 задание, проверяющее знание понятия рациональное природопользование.
Время выполнения работы 20 минут.
Содержательно-деятельностная модель теста
Содержательные линии
Воспроизведение знаний
Применение знаний
Интеграция знаний
% соотношение в тесте
Природные ресурсы и производство
1
5
20%
Экология человека. Территории, экологически благоприятные и неблагоприятные для существования человека
6
10%
Экологические проблемы Казахстана
2
10%
Стихийные природные явления и меры борьбы с ними
7
10%
Значение прогнозов природных изменений
10
10%
Заповедники
8
10%
Национальные природные парки и заказники
4
9
20%
Основы рационального природопользования и охрана природы
3
10%
Процентное соотношение в тесте
40%
40%
20%
100%
Спецификация теста
№ задания
Проверяемый элемент
1
Понятие «природные ресурсы»
2
Понятие «загрязнение окружающей среды»
3
Понятие «рациональное природопользование»
4
Термины «заповедник» и «памятник природы»
5
Классификация природных ресурсов
6
Экологические районы Казахстана
7
Виды стихийных природных явлений, причины их возникновения
8
Характерные особенности заповедников республики
9
Другие особо охраняемые территории нашей страны
10
Прогнозирование последствий воздействия человека на природный ландшафт
Тест: Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана
1 вариант (8 класс)
-
Важнейшие компоненты природной среды - полезные ископаемые, которые непосредственно используются людьми в самых различных целях, особенно в производстве.
-
Минеральные ресурсы.
-
Природные ресурсы.
-
Климатические ресурсы.
-
Водные ресурсы.
-
Топливно-энергетические ресурсы.
-
Процесс нежелательного изменения свойств окружающей среды человеком в процессе непродуманной хозяйственной деятельности, приводящий к вредному воздействию на человека или природные комплексы.
-
-
Стихийные явления.
-
Экологические проблемы.
-
Загрязнение окружающей среды.
-
Хозяйственная деятельность человека.
-
Изменение природных комплексов.
-
Целенаправленная деятельность, обеспечивающая возрастающие потребности общества путём интенсификации использования природных ресурсов и сохранения природных богатств в интересах будущих поколений.
-
Рациональное природопользование.
-
Охрана природы.
-
Возрождение природы.
-
Рациональное использование природных ресурсов.
-
Экология человека.
-
В отличие от заповедников здесь разрешен осмотр территорий туристам и отдыхающим, при условии строгого выполнения правил поведения и бережного отношения к природе.
-
Заказник.
-
Заповедник.
-
Природный резерват.
-
Памятник природы.
-
Национальный природный парк.
-
Установи соответствие между группами природных ресурсов и их кратким описанием, затем подчеркни те из них, которые можно возобновить:
Группы природных ресурсов
-
Животного мира:
-
Растительные:
-
Водные:
-
Климатические:
-
Минеральные:
Краткое описание природных ресурсов
-
лесные, лекарственные и кормовые растения;
-
железные руды, полиметаллические руды, фосфориты, соли, цементные глины, известняк, ракушечник;
-
835 видов позвоночных животных, среди них 178 видов млекопитающих, 481 вид птиц, 50 - пресмыкающихся, 150 видов рыб;
-
реки, озера, ледники, подземные воды, минеральные источники;
-
большие запасы солнечной энергии, ветровой энергии, длительный вегетационный период на юге.
6. Дополни схему, распределив территории с различными экологическими характеристиками по группам, воспользовавшись словами для справок:
Слова для справок: 1 - месторождения нефти, газа и угля; 2 - лесные массивы; 3 -промышленные города; 4 - Приаралье; 5 - горные районы с природными ландшафтами; 6 - зона бывшего ядерного полигона.
-
Установи, о каком типе стихийного природного явления повествуется в данном описании: «Высокие горы на юге Казахстана считаются молодыми, окончательно не сформировавшимися образованиями и поэтому относятся к сейсмически опасным районам. Здесь часто бывают землетрясения. Например, в 1889 1911 годах в г. Верном (ныне - Алматы) произошли разрушительные землетрясения».
-
Эндогенные природные явления.
-
Экзогенные природные явления.
-
Экзогенные антропогенные явления.
-
Ознакомься с кратким описанием одного из заповедников Казахстана и назови его: Заповедник, занимает площадь более 131,9 тыс.га. Создан в 1926 году, входит в список заповедников ЮНЕСКО. Заповедник охватывает четыре высокогорных пояса. На склонах хребта Каратау находится палеонтологический филиал этого заповедника.
-
Опираясь на план сравнения, приведенный в таблице, выяви и укажи отличительные особенности данных видов охраняемых территорий:
Национальный природный парк
Черты сравнения
Заказник
1
2
3
Характеристика объекта
Деятельность человека
Цель создания
1
2
3
-
Современные ученые перед проектированием и строительством различных хозяйственных объектов прогнозируют экологические последствия, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на среду. Попытайся спрогнозировать характер природных изменений на территории национального природного парка Баянаул, при условии всё возрастающего числа отдыхающих, особенно в летний период. Какие рекомендации можешь дать администрации парка?
Тест: Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана
2 вариант (8 класс)
-
Полезные ископаемые, которые непосредственно используются людьми в самых различных целях, особенно в производстве и служат его сырьевой и энергетической базой.
-
Минеральные ресурсы.
-
Природные ресурсы.
-
Климатические ресурсы.
-
Водные ресурсы.
-
Топливно-энергетические ресурсы.
-
В процессе неразумной хозяйственной деятельности человека, возникают значительные изменения практически всех компонентов природы, загрязняются воздух, почвы, водные объекты.
-
Стихийные явления.
-
Экологические проблемы.
-
Загрязнение окружающей среды.
-
Хозяйственная деятельность человека.
-
Изменение природных комплексов.
-
Деятельность, направленная на сохранение природных богатств в интересах будущих поколений, сохранение здоровья людей, охрану и восстановление эстетических свойств природных комплексов.
-
Рациональное природопользование.
-
Охрана природы.
-
Возрождение природы.
-
Рациональное использование природных ресурсов.
-
Экология человека.
-
Уникальные природные объекты, имеющие научное, природно-историческое, просветительское, культурно-эстетическое значение. Площадь таких объектов не должна превышать 2 га, на их территории запрещена любая хозяйственная деятельность.
-
Заказник.
-
Заповедник.
-
Природный резерват.
-
Памятник природы.
-
Национальный природный парк.
-
Установи соответствие между группами природных ресурсов и их кратким описанием, затем подчеркни те из них, которые нельзя возобновить, после того как они закончатся:
Виды природных ресурсов
-
Топливно-энергетические:
-
Минеральные:
-
Водные:
-
Почвенные:
-
Животного мира:
Краткое описание природных ресурсов
-
835 видов позвоночных животных, среди них 178 видов млекопитающих, 481 вид птиц, 50 - пресмыкающихся, 150 видов рыб;
-
каменный и бурый уголь, нефть и природный газ, горючие сланцы;
-
песчаные массивы и солончаки, засоленные и заболоченные, неплодородные, обедненные чернозёмы;
-
железные руды, полиметаллические руды, фосфориты, соли, цементные глины, известняк, ракушечник;
-
реки, озера, ледники, подземные воды, минеральные источники.
6. Дополни схему, распределив территории с различными экологическими характеристиками по группам, воспользовавшись словами для справок:
Слова для справок: 1 - месторождения нефти, газа и угля; 2 - сельские районы нерационального использования земельных ресурсов; 3 - сельские районы нерационального использования водных ресурсов; 4 - промышленные города; 5 - Приаралье; 6 - зона бывшего ядерного полигона.
-
Установи, о каком типе стихийного природного явления повествуется в данном описании: «В высокогорных районах республики в связи с интенсивным таянием ледников и выпавшего большого количества снега образуются мощные селевые потоки. В 1921 году они обрушились на Алма-ату, в 1973 - в урочище Медеу, в 1977 году - в ущелье реки Улькен Алматы».
-
Эндогенные природные явления.
-
Экзогенные природные явления.
-
Экзогенные антропогенные явления.
-
-
-
Ознакомься с кратким описанием одного из заповедников Казахстана и назови его: Заповедник образован в 1968 году, включен в список ЮНЕСКО как особо охраняемый болотно-пустынный ландшафт. Расположен на площади более 259 тыс.га в Акмолинской области, самый большой в республике. Включает в себя нетронутый участок целинной степи, а также озера Коргалжын и Тениз.
-
Опираясь на план сравнения, приведенный в таблице, выяви и укажи отличительные особенности данных видов охраняемых государством территорий.
-
Природный резерват
Черты сравнения
Национальный природный парк
1
2
3
Характеристика объекта
Деятельность человека
Цель создания
1
2
3
-
Современные ученые перед проектированием и строительством различных хозяйственных объектов прогнозируют экологические последствия, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на среду. Попытайся спрогнозировать характер природных изменений на территории национального природного парка Баянаул, при условии всё возрастающего числа отдыхающих, особенно в летний период. Какие рекомендации можешь дать администрации парка?
Критерии оценки
Оценка «2» ставится при выполнении менее 5 любых заданий.
Оценка «3» ставится при выполнении 1-6 заданий, или 4 любых заданий с 1 по 8 + 9 или 10 задание.
Оценка «4» ставится при выполнении не менее 6 заданий с 1 по 8 + 1 задание 9 или 10.
Оценка 5 ставится при выполнении не менее 7 заданий с 1 по 8 + задания 9, 10
Ответы
№
Вариант - 1
Вариант - 2
1
В - Природные ресурсы
В - Природные ресурсы
2
С - Загрязнение окружающей среды
С - Загрязнение окружающей среды
3
А - Рациональное природопользование
А - Рациональное природопользование
4
Е - Заповедники
D - Памятники природы
5
A - 2
B - 4
C - 5
D - 3
E - 1
A - 3
B - 1
C - 4
D - 5
E - 2
6
А - 1, 4, 5, 6;
В - 2, 3.
А - 1, 3, 4, 6;
В - 2, 5.
7
А - Эндогенные природные явления
В - Экзогенные природные явления
8
Заповедник Аксу-Жабаглы
Заповедник Коргалжынский
9
Национальный природный парк: охраняемая природная территория; разрешёны посещение туристами и отдыхающими и определенная хозяйственная деятельность; сохранение красивых уголков природы.
Заказник: охраняемая природная территория чаще всего определённая часть ландшафта; разрешена частичная хозяйственная деятельность; сохранение или восстановление природного комплекса либо его части
Природный резерват: особо охраняемая природная территория; ведётся природоохранная, и научно исследовательская работа; создают для охраны, защиты, восстановления и поддержания биологического разнообразия природных комплексов.
Национальный природный парк: охраняемая природная территория; разрешены посещение туристами и отдыхающими и определенная хозяйственная деятельность; сохранение красивых уголков природы
10
Чрезмерное посещение парка туристами и отдыхающими приведёт к вытаптыванию растительного покрова, разрушению почвенного слоя, загрязнению и иссушению пресных источников, засорению территории бытовым мусором, что опасно для живых организмов. Рекомендации: строго определённая квота на число посетителей по сезонам года; заранее подготовленные экскурсии для наблюдения за конкретными явлениями в природе; штрафы за нанесение вреда природе с последующим пожизненным запретом на въезд на территорию парка; акции среди желающих по сбору мусора на всей территории парка