Рабочая программа по географии для 5класса

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Жирятино Брянской области»

Рассмотрено

на заседании ШМО истории, географии

ПРОТОКОЛ №___ от

«______»_____________ 20_____г.

Руководитель ШМО_______/А.Н.Цыганок/

Согласовано

Заместитель директора по УР

______________/Л.И.Григорьева/

«_____»_____________20___ г.

Утверждаю

Директор школы

_______/А.И..Ященко/

«_____»_____________20___ г.

Программа


Наименование курса: География

Класс: 5

Составлена: Карлиной Галиной Васильевной

учителем высшей квалификационной категории




с.Жирятино

2015- 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «География. Начальный курс.5 класс» полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии - формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса являются:

знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием природы и человека;

пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю). Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Количество практических работ- 4




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; №2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета- Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (6ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (9 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговый (1 ч)



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п\п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Примечания

1.Что изучает география (5ч)

1

Мир, в котором мы живем.

1

Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы».

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.

Формирование ответственного отношения к учёбе

2

Науки о природе.

1

Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Овладеть значением понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля)

3

География - наука о Земле.

1

Объяснять значение понятий: география, разделы географии.

Приводить примеры географических наук. Формирование умения ставить учебную цель

Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

Называть характерные черты методов исследований отличия их в изучении Земли географией

4

Методы географических исследований.

Изучение нового материала.

1

Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях.

Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него.

5

Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география»

1

2.Как люди открывали Землю (5 ч)

6

Географические открытия древности и Средневековья.

1

Называть великих географов древности Геродота, Пифея, Эратосфена; Средневековья.

и географические открытия, которые они совершали.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов.

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира.

Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников

7

Важнейшие географические открытия. Пр. раб.№1 Анализ презентации «Десять великих путешественников.

1

Называть великих путешественников и географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира.

Отрабатывать умения работы с картами

8

Открытия русских путешественников.

1

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Показывать по карте маршруты: А.Никитина, И.Ф.Крузенштерна, М.Лисянского

9

Как русские осваивали Сибирь?

1

Знать русских путешественников, которые осваивали Сибирь и Север России.

Показывать по карте маршруты:, Ермака

С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова.

10

Пр. раб.№2 Как люди открывали Землю.

1

Практическая отработка знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

3.Земля во Вселенной (9 ч)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Чем отличались представления древних людей о Вселенной? Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение).

Опорный конспект рассказа и презентации учителя.

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

Чем отличались представления ученых о Вселенной? Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной

13

Соседи Солнца.

1

Какие планеты относятся к планетам земной группы.

Называть особенности всех планет Солнечной системы.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов .

Работа с текстом учебника и электронным приложением

14

Планеты- гиганты и маленький Плутон.

1

Называть что общего у всех планет-гигантов?

Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты

Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

16

Мир звезд

1

Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

Знать на какие группы звёзды делятся. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

17

Уникальная планета Земля.

1

Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет. Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.

18

Современные исследования космоса

1

Какова роль России в освоении космоса? Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.Отработать навык работы в парах(вопрос - ответ), составление презентации «Современные исследователи космоса»

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» (выполнение тестовых заданий, географический диктант)

4.Виды изображений поверхности Земли 6 часов

20

Стороны горизонта

1

Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентирования на местности и проведения Знание сторон горизонта и умение ориентироваться - это необходимо каждому человеку.

21

Ориентирование

1

Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас. Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности Из различных источников. Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам.

22

План местности

1

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности. Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради

23

Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию»

1

Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков. Формирование умения выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Формирование ответственного отношения к учёбе и социально-ответственного поведения в географической среде

24

Географическая карта

1

Объяснять значение понятий: географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудничество с одноклассниками.

25

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Овладение основами картографической грамотности. Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать

5. Природа Земли (9ч)

26

Как возникла Земля

1

Объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов

27

Внутренне строение Земли

1

Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера, полезные ископаемые.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.

28

Землетрясения и вулканы

1

Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло. Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. Выявлять причины возникновения природных явлений.

Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности.

29

Путешествие по материкам

1

Объяснять значение понятий: материк,

остров, архипелаг, часть света. Уметь показывать на карте полушарий все материки. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. Формирование осознания единства географического пространства

30

Вода на Земле

1

Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник. Уметь показывать на карте полушарий все океаны. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

31

Воздушная одежда

1

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.

32

Погода и климат

1

Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня. Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий. Отбирать источники географической информации для объяснения причин. Разнообразия климата на Земле. Составлять описание результатов наблюдений

Фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

33

Почва - особое природное тело

Человек и природа

1

Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие. Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки. Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира.

Влияние человека на природу.

34

Тестовая итоговая работа

1



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,

методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



© 2010-2022