Разработка урока в форме технологической карты

Технологическая карта урока "Использование рек в хозяйственной деятельности "По программе изд «Просвещение» авт Липкина Е.К.  география 8 класс раздел «Природа России» урок №4 в теме «Реки России». Урок закрепления знаний Цели и задачи урока:Совершенствовать  информационный метод получения знаний, отбирать,  сортировать, выделять главное и создавать краткий информационный контент по теме.(предметные)   Вовлечь учащихся в    проектную деятельность, продолжать формировать  коммуникативные навыки р...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

Сценарий учебного занятия по предмету

Разработка урока в форме технологической карты



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Павликова Елена Витальевна

Район

Борский

Место работы

МБОУ СОШ №2

Должность

Учитель географии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественно-научная, география

Класс

8 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

нет

Тема учебного занятия

Использование рек в хозяйственной деятельности

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Учебный проект(презентация)

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

По программе изд «Просвещение» авт Липкина Е.К. география 8 класс раздел «Природа России» урок №4 в теме «Реки России». Урок закрепления знаний

Учебная задача

  • Открыть способ …

  • Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно - оценочную, организационно - деятельностную, нравственно - оценочную и т.п.) ситуацию …

  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Совершенствовать информационный метод получения знаний, отбирать, сортировать, выделять главное и создавать краткий информационный контент по теме.(предметные)

Вовлечь учащихся в проектную деятельность, продолжать формировать коммуникативные навыки работы в малых группах, слушать мнение других и аргументировано высказывать свое. Совершествовать навыки самоорганизации.(метапредметные).

Продолжать формировать готовность нравственной оценки использования ресурсов реки Волги в Волжском бассейне, продолжать формировать эмоционально-целостное отношение к окружающей среде (борские луга»,осознавать необходимость бережно относится к рекам к Волге,уважать природу реки..(личностные)

Овладеть терминами «Единая глубоководная система», «торговые пути», «морские пути сообщения», «морской порт», осмыслить их содержание, давать объяснение своими словами.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Разработка урока в форме технологической картыЦель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель - предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся оперировать терминами темы, «пойма», «Единая глубоководная система», «торговыфе пути», «морские пути сообщения», «морской порт»,

Обучающиеся получат возможность овладеть на уровне общего образования законченной системой представлений о реке кАк о географическом объекте, используемом в хозяйственной деятельности

Цель - способ (метапредметный результат)

Обучающиеся будут продолжать овладевать способностями к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Обучающиеся получат возможность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, формировать свою профессиональную траекторию

Цель - ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают ценность соиальных позиций бережного отношения к природе поймы реки и сформируют представление о значимости природоохранного поведения

Обучающиеся получат возможность для формирования умений оценивать собственные поступки и поступки других людей с позиции природоохранных норм

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Непосредственного общения в природной среде с рекой Волгой.

Знают основные понятия о реке из 6 класса о речной системе

Знают и умеют показать пойму реки, русло ,течение,

Сравнивать характер течения равнинной и горной реки.

Проектировать карту реки в контексте темы.

Оценивать по образцу

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Выполненная презентация Использование рек в хозяйственной деятельности людей.

Приобретенные умения позволят сформировать алгоритм самостоятельного приобретения новых знаний и практических умений создавать информационный блок по теме, умение управлять своей познавательной дея-тельностью;

Выработка внутренней позиции добросовест-ного отношения к делу, работе в команде

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку


Учебно - информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно - информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник, рабочая тетрадь, атлас по географии для 8 класса, предварительно использованная информация

Энциклопедии, словари

«Открытый класс»

Интернет-ресурсы

Техническое обеспечение

Компьюторный класс


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого - педагогическое обоснование


Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого - педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)



1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Учащиеся приветствуют учителя

  • Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите нашу тему.

  • Зимой скрываюсь,

  • Весной появляюсь,

  • Лето веселюсь,

  • Осенью спать ложусь.

  • В неё льётся, из неё льётся,

  • Сама по земле плетется.

  • Змея разлеглась у меня на пути,

  • Ползёт, а меня не пускает пройти,

  • Ползёт, оставаясь на месте своем.

  • Ты знаешь, о чём говорю я?

  • О чём?

  • Вы уже поняли, что тема нашего урока

  • Реки, но не только реки, но и взаимодействие человекка и реки в хозяйственной деятельности

  • Мы ребята сегодня работаем вв малых командах, каждой команде было дано опережающее задание и сейчас командииры команд подойдут ко мне, чтобы вытянуть тему своего мини проекта, который вы изложите в виде мини-презентаций.

  • Все готовы?

  • Начинаем….

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Вспомним, какие у нас луга, они являяются ччастью пойменной террассы р.Волги. Мы гуляли в лугах, а тееперь вспомним какие виды деятельности всегда были развиты у нас в лугах.

Вспоминаем части реки , кааждый пусть перечислит притоки, впадающие в Волгу на нашей Борской стороне.

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания - не знания», «умения - неумения», «понимания - не понимания»

  • Нижний Новгород является портом четырех морей, посмотрим на карту, другие крупные города на Волге имееют выход к морям, кроме Каспийского? Работаем с картой, группа отвечающая за блок Волга-морской путь, подбирает материал, комплектует в микро презентацию.

Что мы уже знаем о Великом Волжском пути древней Руси

Почему в верховьях реки Волги есть такие названия как «Волоколамск», «Верхний Волочек», с чем это связано? Учебно-познавательный мотив, поисковой работы по географическим названиям населенных пунктов на карте, поиск обьяяснения в интернет-ресурсе, высказывание гипотз и предположений.

ность обучающихся





2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

• Ребята, пожалуйста сформулируйте о чм наш сегодняшний урок ?

О реках и их использовании человеком.

• Сормулируем алгоритм работы на сегодняяшнем уроке.

1.Работа в команде с информацией

2.Построение трех слайдов своей темы.

3.Отчет по слайду-командный.

4.Отчет по тесту.

Подведение итогов урока.

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать "плотью"

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Ребята, мы свами повторили части реки,режим реки, особенноссти течения равнинной и горной реки, на основе этого материала и информационных источников которые лежат у вас на столах отберем материал для мини презентаций.

  • Команда №1 готовит материал о водных путях с древности до ссоввременности р.Волги.

  • Команда№2 готовит материал о гидросооруженияях на реках.

  • Команда №3 готовит материал о использовании речной поймы.

  • Команда №4 готовит материал о проблемах хозяйственного освоенияя рек

  • По истечении времени на подготовку кратко записываем комментарии к своим слайдам).

На основе мматериалла 5,6 классов о реке и ее частях работая с текстом учебника ищут сходства в терминах «русло»и»торговый путь», «надпойменная террасса»и «использование поймы», выделяют исходное и формулируют термин в новом понимании.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание слайдов по своей теме, с подписью, отажающей суть понятий «Торговые пути», «водные пути», «испольтзование поймы», «Гидросооружения».

  • Формулировка псновных понятий имзученного и показанного при демонстрации слайда, запись в тетрадь

Создают слайд по своей теме, отбирая изображение и необходимую информацию для комментария отталкиваясь от конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Наносим на контурные карты гидросооруженияя около городов Н.Новгород,Рыбинск,Самара,.

  • Замыкаем на контурной карте Волжский путь.

Узнают о водохранилищах и зарегулированности стока реки.

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Во время работы в малых группах учащиеся знакомым им способом работают с информацией-отбор и систематизация.

Выделяя главное,формируют слайд.

Во время работы с тестом и последующей самопроверки определяют пробелы в своих знаниях.

Проверяя себя по «ключу» определяют проблемные места.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания путем тестирования и последующей самопроверки учащиеся определяют что они знают а что нет(знание терминов темы), создавая слайды с информацией отбирают главное (знают что главное по теме), анализируя новотную линейку о природоохранныых мероприятиях понимают что такое природоохранное поведение.Анализируя нравственные задачи но теме высказыывают свое мнение и формируют убеждения. (знаю, что во мне изменилось?)

Выстраивают логическую цепочку создавая свой слайд «причина-ледсствие-результат».


Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Предлагаю учащимся,проблемную ситуацию или загадки

Высказывают свои ассоциации со словом «река», начинают формулировать тему урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Формулируют свои представление о реке,

Рассаживаются за компьюторные столики

1.3. Создание проблемной ситуации

Работа с терминами«Единая глубоководная система», «торговыфе пути», «морские пути сообщения», «морской порт»,

Подбор материала для краткого илюстративного содержания своих слайдов


2. Операционно - исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Сообща вместе с ребятами формулируем основную цель урока

Записывают,принимают участие в обсуждении темы и формулировании цели

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

На основании информационного материала по плану отбирают необходимое, формируют слайд

Анализируют, отбирают необходимое.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Формируют слайд

Показывают,комментируют.

Подбирают к иллюстрациям слайда необходимые комментарии.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Выполнение работы на контурной карте

Наносят водные объекты на контурную карту

3. Рефлексивно - оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Тест в конце презентации

Самопроверка по №ключу»

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Оценивают каждый своего товарища по ключу

Анализируют свои ошибки, исправляют их

Работу выполнила Павликова Елена Витальевна 89081699988

ГРазработка урока в форме технологической картыБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

© 2010-2022