Конспект урока географии. 7 класс. Тема. Внутренние воды Южной Америки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока географии

7 класс


Тема. Внутренние воды Южной Америки.

Цель: 1.Показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.

2.Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка.

3.Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к предмету.

Задачи:

- составить характеристику речных систем материка;

- формировать умения выделять главные отличительные черты природного объекта;

- сформировать знания о крупнейших озёрах, водопадах Южной Америки, их особенностях и размещении;

- развивать память, навыки запоминать прочитанное.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая карта Южной Америки, учебник, атласы, контурные карты, мультимедийное оборудование, живое слово учителя.

Геономенклатура: реки: Амазонка, Парана, Ориноко;

озера: Титикака, Маракайбо;

водопады: Анхель, Игуасу.

Работа с контурной картой: подписать крупные реки, водопады и озера Южной Америки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Учитель: Ребята, сегодня мы совершим виртуальное путешествие по Южной Америке. (на столе: гипсовая скульптура «Лягушка», кораллы, колба с нефтью.)

Предметы, лежащие на столе, будут служить нам на уроке и загадкой и подсказкой одновременно. Подумайте, каким образом лягушка может быть связана с темой нашего урока.

(В мифологических представлениях индейцев Южной Америки образ жабы ассоциировался с духом воды, "genco", что значит «Хозяин Вод». Они верили, что жабы ведают сохранностью вод и очищают их».

Назовите тему урока (Внутренние воды Южной Америки - слайд №1).

Слайд №2 Цель

3. Разминка. Прежде чем мы приступим к работе над темой, проведем разминку. (Учитель задает вопросы, учащиеся находят географические объекты по физической карте атласа. Один из сильных учеников работает у доски и показывает географические объекты с опозданием для того, чтобы остальные ребята проверили свои знания).

- крайние точки материка, г. Аконкагуа, Гвианское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Атакама, Патагония.

4. Актуализация ранее изученного:

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с климатом Южной Америки. Внимание на экран. Какое из этих утверждение верно? Слайд №3

  1. Южная Америка самый влажный материк. Почему?

  2. На Тихоокеанском побережье выпадает осадков больше чем на Атлантическом на той же широте? Почему? (неверно)

  3. В тропическом поясе всегда жарко и влажно (неверно).

  4. На самом «мокром» материке есть самое сухое место на земле. Какое? (пустыня Атакама)

  5. В формировании климата Южной Америки отводится малая роль Тихому океану и большая роль Атлантическому (верно).

  6. Южная Америка расположена в следующих климатических поясах: экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, умеренном, субантарктическом.

  7. Восточные склоны Анд одно из самых дождливых мест на планете. Виноваты в этом? (пассаты)

5. Разбор нового материала.

Говорят, что «Реки - зеркало климата». Как вы понимаете это высказывание?

Продолжите мою мысль Внутренние воды - это: реки, озера, болота, ледники, подземные воды. Слайд №4 -схема. (Схема выполняется ребятами в тетради)

1. Самая крупная река материка? (Амазонка).Слайд №5 Информация о реке (сообщение учащихся)

Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши, усиливали ужас от этого хаоса.

Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков - индейцев:

- Что это?

- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!

- Какой Бог?

- Амассона - испуганно шептали индейцы; на их языке это означало «крушитель лодок».

А) И действительно, площадь бассейна реки примерно равна всей Австралии или США.

Б) По длине (6400м) уступает лишь Нилу (6671 км).

Индейцы называют ее Паран-Тинго, что означает -королева рек.

Учитель: Во время приливов создается впечатление, что река течет в обратную сторону. Огромные волны способны перевернуть корабль. Это явление индейцы называют поророка. (Слайд № 6) Но не только этим опасна Амазонка. Разливы реки, пираньи, анаконда, крокодилы придают реке угрожающий характер. (Слайд №7)

Амазонка это джунгли (сельва) и болота. Местные жители строят дома на сваях.

2. Информация о реках и озерах (сообщение учащихся) Слайд № 8

Ориноко с языков почти всех индейских племен бассейна переводится просто - Река. Река начинается с быстрого ручейка на горном хребте Парима Гвианского плоскогорья на высоте 1047 метров над уровнем моря и впадает в Атлантический океан.

В сезон дождей река может разливаться в ширину до 22 км. При этом глубина в некоторых местах доходит до 100 метров. А вот в засушливый сезон уровень воды падает, и на речной глади появляется множество островов, а некоторые протоки превращаются в озёра.

В реке водятся речные дельфины и гигантские выдры. Также обитает одна из самых редких рептилий в мире оринокский крокодил. Насчитывается более 1000 видов рыб.

На реке есть самый высокий водопад в мире Анхель, что означает Ангел. Его высота 1054 м.

Когда Христофор Колумб 1 августа 1498 г., во время своей третьей экспедиции в Новый Свет, увидел дельту Ориноко, он назвал ее «райской рекой», и его можно понять. Природный мир дельты необычайно богат и красочен. К небу устремляется множество высоких пальм, фруктовые деревья увешаны спелыми плодами, под их кроной цветут орхидеи и другие диковинные тропические растения, простирают свои мощные перьевидные листья древовидные и лиановидные папоротники. Здесь обитают ягуары, обезьяны-капуцины, гигантские выдры, ламантины, сотни видов птиц, а также анаконды, кайманы и крокодилы.

Слайд №9 Водопад Анхель - так называется самый высокий водопад в мире. Он находится на одном из притоков Ориноко Чурун на территории страны Венесуэла. Высота водопада составляет 1000 метров.

Парана (сообщение учащихся) Слайд №10

Парана-в переводе с языка индейцев означает Родственник океана или большая, как море или большая вода. Есть и другие переводы, ведь племён на этой огромной территории жило много. Например, племя гуаяки называло Парану "рекой несчастья". Скорее всего, это было связано с бурными водопадами и для того, чтобы подчеркнуть силу реки и её значимость в жизни людей.

Длина реки составляет 4380 км и соединяется она еще с тремя реками: 1.Рио-Гранди 2.Паранаиби 3. Уругвай

На юге течение реки Параны особенно сильное, что неоднократно было причиной разрушения зданий, гибели людей и разбитых берегов. Сильные ветры и ураганы нередко были причиной ужасных штормов на реке Парана.

Питается южная красавица в основном дождями. Весной она разливается в верхнем течении. Ее разлив контролирует плотина. Река Парана судоходна практически по всей своей длине. На реке Игуасу есть самый широкий водопад мира Игуасу (2700м). Слайд №11,12 Это не один, а около 300 водопадов. Самые внушительные достигают высоты 80 метров. Общая ширина падающего потока 3 км.

Озера Ю. Америки (сообщение учащихся).

Озеро Маракайбо (слайд №13)считается самым крупным в Южной Америке. Располагается оно на севере Венесуэлы и имеет огромное экономическое значение для этого государства. Здесь добывают нефть.

Площадь озера равна 13210 кв. км. Средняя глубина составляет 60 метров, а максимальная доходит до 250 метров в южной части водоёма.

Водоём считается одним из древнейших озёр на планете. Его возраст оценивается в 25-36 млн. лет. Располагается в тектонической впадине между двумя горными хребтами.

Мало кому известно, что страна Венесуэла была названа в честь Венеции. Испанские первооткрыватели увидели возвышающиеся над водой хижины на сваях, в которых жили местные рыбаки. Это напомнило Америго Веспуччи родину (он был итальянцем) и он назвал данное место Венесуэлой то есть Венецией по-итальянски.

Учитель: Озеро-лагуна - мелкий водоем, отделенный от моря узкой полосой намытого песка (пересыпью) или коралловыми рифами

В месте впадения речки Кататумбо в озеро Маракайбо практически сто пятьдесят дней в году, в плохую погоду и в иное время, от семи до десяти часов в день можно наблюдать неповторимое действо природы - сверкающие молнии.

Количество их доходит до 300 раз в час. Краснокожие вайуу заявляют, что молнии - это души усопших. Эти молнии являются крупнейшим на Земле производителем озона.

Учитель: у нас на столе кораллы и колба с нефтью. Какое отношение они имеют к уроку? (кораллы и нефть на озере Маракайбо)

Озеро Титикака (слайд №14) считается самым высокогорным озером мира, расположенное в Андах на высоте 3812 м. На самом деле, есть озера и повыше, но они маленькие. Поэтому Титикака является самым крупным высокогорным озером, где даже возможно судоходство. В озеро стекает много рек, но лишь одна небольшая река Десагуадеро вытекает из озера. Титикака имеет 41 остров, некоторые из них густо заселены людьми.

3. Психологическая пауза -звуковой слайд «Водопад» (Вот так высоко в горах начинается великая река Амазонка. Шум воды и пение птиц сливаются в одну неповторимую мелодию…)

Ледники (сообщение учащихся):

Патагонское ледниковое плато состоит из 2 частей: северного и южного. Скорость его движения равняется 2 м в день.

5. Работа с контурной картой. Нанести на карту реки и озера материка.

6. Работа в тетради. Составить план характеристики реки:

1. Название реки

2. Географическое положение

3. Где берет начало? Куда впадает? К бассейну какого океана относится?

4. В каком направлении течет?

5. Объясните зависимость характера течения от рельефа.

6. Длина.

7. Левые и правые притоки.

8. Питание и режим реки.

9. Как режим реки зависит от климата?

10. Использование в хозяйстве

6. Закрепление. Тест.

1. Выберите водные объекты только Южной Америки.

А. Анхель, Игуасу, Виктория

Б. Рио-Негру, Парана, Ориноко

В. Амазонка, Ориноко, Конго

Г. Титикака, Танганьика, Виктория

2. Выберите название высокогорного озера Южной Америки

А. Анхель

Б. Титикака

В. Игуасу

Г. Маракайбо

3. Выберите верные утверждения

А. Все реки материка относятся к бассейну Тихого и Атлантического океанов

Б. Воды Амазонки отличаются богатством видового состава животных и растений

В. Реки Парана и Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана

Г. Уровень воды в Амазонке значительно снижается в один из сезонов года

4. Водопад Игуасу расположен на:

А. реке Ориноко

Б. реке Парана

В. реке Миссисипи

Г. реке Амазонке

5. Выберите название озера Южной Америки, в пределах которого добывают нефть

А. Анхель

Б. Титикака

В. Игуасу

Г. Маракайбо

1. Учитель: Назовите объекты гидрографии материка.

2. Ученые утверждают, что все реки материка относятся к бассейнам двух океанов (Тихому и Атлантическому). Так ли это? Обратимся к карте. Мы видим, что крупные реки впадают в Атлантический океан. Тихий океан довольствуется малыми речушками, которых нет на карте. Какой следует вывод? Уклон материка в сторону Атлантического океана.

3.Каковы основные источники питания рек? (Дождевое).

Домашнее задание. П. 38. заполнить таблицу.

Название реки

Крупные притоки

Площадь бассейна

Длина реки

Основной тип питания

Срок половодья

1

Амазонка


2

Парана


3

Ориноко


7. Рефлексия.

На уроке мне понравилось___________________________________________

Вызвало затруднение________________________________________________

Я оцениваю свою работу на уроке на «3», «4», «5» (подчеркнуть)


© 2010-2022