- Преподавателю
- География
- Конспект урока на тему Типы почв
Конспект урока на тему Типы почв
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пашнина И.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект учебного занятия
блочно-модульные технологии
Предмет: география
Место занятия в структуре
образовательного процесса: урок по учебному плану
Тема урока по учебно -
тематическому плану: Типы почв России и закономерности их
распространения.
Номер урока по теме: второй
Форма урока: комбинированный с выполнением
практической работы
Цели урока:
Предметные
- Сформировать знания о почвах как национальном достоянии.
- Освоение знаний о разнообразии почв России.
- Закрепить умение извлекать и применять полученные из различных источников знания для объяснения процессов почвообразования и составления краткой характеристики основных типов почв.
- Привить умение сочетать глобальный, региональный и локальный подходы в изучении разнообразия почв России.
Метапредметные
- Сформировать умение описывать процессы и явления и предвидеть их изменения под влиянием разнообразных природных факторов и деятельности человека.
- Формировать умение оценивать состояние почвенных ресурсов своей местности и прогнозировать последствия хозяйственной деятельности человека.
- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
- Стимулирование познавательной активности, самостоятельности, логического мышления и необходимости в установлении причинно-следственных связей.
Задача: В процессе проведения урока и выполнения практической работы сформировать у учащихся представление о разнообразии почв, дать краткую их характеристику; определить закономерности распространения почв на территории России.
Оборудование: Учебник Э.М. Раковская. География: природа России.
8 класс, атлас и набор контурных карт по географии, настенные карты: «Физическая карта России» и «Почвы России», учебное электронное издание «География 6-11кл.», М.А. Андреева, А.С. Маркова «География Челябинской области », атлас Челябинской области, компьютер, медиапроектор.
Ожидаемые результаты: учащиеся изучат разнообразие почв России, сделают их краткое описание и определят по карте особенности размещения
почв по территории России.
Этапы урока:
-
Организационный момент (2 минуты).
2. Фронтальный опрос домашнего материала (6 минут).
-
Индивидуальный опрос домашнего задания по тестам (5 минут).
-
Изучение нового материала (17 минут).
-
Закрепление нового материала (7 минут).
-
Разбор домашнего задания (3 минуты).
-
Подведение итогов урока (5 минут).
Вопросы фронтального опроса:
-
Что называют почвой?
-
Назовите почвообразующие факторы.
-
Назовите важнейшее свойство почвы и чем оно обусловлено?
-
Какой русский ученый занимался изучением почв?
-
Каково строение почв (почвенный профиль)?
-
Как делятся почвы по механическому составу?
Вопросы фронтального повторения сопровождаются демонстрацией слайдов ЦОРа, тема «Характеристика природы», раздел «Строение почв», слайд №1, №2.
После фронтального повторения учащиеся выполняют задания индивидуальных тестов.
Изучение нового материала.
Тематика блоков
-
блок: Взаимосвязь различных типов почв с климатом и растительностью
-
блок: Закономерности размещения почв.
-
блок: Главные типы почв (краткая характеристика).
Выполнение практической работы.
-
блок: Почвенные карты.
Анализируя рисунок, формулируем тему урока и выводим цели.
Выводы, сделанные на основе анализа рисунков: при движении с севера на юг почвы сменяют друг друга. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик - режима увлажнения и температурного режима. При движении с севера на юг соотношение тепла и влаги меняется. Коэффициент увлажнения хорошо отражает изменение соотношения годовой суммы осадков к испаряемости. При движении с севера на юг он меняется от избыточного к достаточному, а затем и к недостаточному увлажнению. С изменением климатических условий меняются условия почвообразования. Максимальное накопление гумуса происходит при наиболее благоприятном климате. В условиях России это лесостепная и степная зоны.
При изучении второго вопроса необходимо отметить, что в нашей стране широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и с преобладанием равнинного рельефа. С севера на юг на территории России сменяют друг друга различные типы почв.
Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность, при которой смена почв и растительности происходит от подножия гор к вершине.
Изучение следующих вопросов и выполнение практической работы можно объединить в виде таблицы.
«Характеристика и размещение главных типов почв России»
Главные типы почв
Краткая характеристика
В какой природной зоне расположены почвы
Тундровые глеевые
Подзолистые
Мерзлотно-таежные
Черноземы
Каштановые, бурые
Солончаки
После заполнения таблицы целесообразно продемонстрировать слайды ЦОРа, тема «Характеристика природы», раздел «Почвы России» №3, №4, №5.
После просмотра слайдов необходимо приступить к изучению вопроса регионального компонента «Почвы Челябинской области».
Неоднородность природных условий Челябинской области определяет разнообразие ее почвенного покрова. Почвообразовательные процессы в горно-лесной зоне зависят от большой залесенности, горного рельефа, влажного и прохладного климата. Здесь четко прослеживается вертикальная поясность в распространении почв. Под хвойными и смешанными лесами преобладают горные серые и темно-серые лесные почвы. Встречаются горные дерново-лесные почвы под массивами смешанных лесов с травяно-моховым покровом. На остепненных склонах восточных предгорий Южного Урала появляются горные черноземы, чаще оподзоленные и выщелоченные черноземы. В восточных районах области широко распространены оподзоленные черноземы, солонцы, солончаки и солончаковые черноземы. При изучении данного вопроса идет работа по атласу Челябинской области.
Необходимо так же перечислить типы и состояние почв своего поселка.
В процессе закрепления нового материала учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Какие закономерности наблюдаются в размещении почв на равнинах и в горах?
2. Какие типы почв формируются под лесами?
3. В какой зоне и почему происходит наибольшее накопление гумуса?
4. Почему продвигаясь к югу, в почвах образуется мало гумуса?
5. В каких зонах и почему происходит накопление солей?
6. О каких типах почв вы узнали сегодня на уроке?
7. Почему для каждой территории характерны свои сочетания почв?
8. Какой тип почвы образуется в зоне избыточного увлажнения?
9. Какой тип почвы образуется в условиях резко-континентального климата и многолетней мерзлоты?
10. Какие почвы можно считать самыми плодородными, способными обеспечить высокие урожаи сельскохозяйственных культур?
Предлагаются краткие описания почв и рисунки почвенных профилей, по которым необходимо определить тип почв.
Достигнутые результаты: используя различные источники информации, учащиеся изучили различные типы почв, причины их разнообразия и особенности распространения по территории России.