Конспект урока на тему Типы почв

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект учебного занятия

блочно-модульные технологии


Предмет: география

Место занятия в структуре

образовательного процесса: урок по учебному плану

Тема урока по учебно -

тематическому плану: Типы почв России и закономерности их

распространения.

Номер урока по теме: второй

Форма урока: комбинированный с выполнением

практической работы

Цели урока:

Предметные

- Сформировать знания о почвах как национальном достоянии.

- Освоение знаний о разнообразии почв России.

- Закрепить умение извлекать и применять полученные из различных источников знания для объяснения процессов почвообразования и составления краткой характеристики основных типов почв.

- Привить умение сочетать глобальный, региональный и локальный подходы в изучении разнообразия почв России.

Метапредметные

- Сформировать умение описывать процессы и явления и предвидеть их изменения под влиянием разнообразных природных факторов и деятельности человека.

- Формировать умение оценивать состояние почвенных ресурсов своей местности и прогнозировать последствия хозяйственной деятельности человека.

- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

- Стимулирование познавательной активности, самостоятельности, логического мышления и необходимости в установлении причинно-следственных связей.

Задача: В процессе проведения урока и выполнения практической работы сформировать у учащихся представление о разнообразии почв, дать краткую их характеристику; определить закономерности распространения почв на территории России.

Оборудование: Учебник Э.М. Раковская. География: природа России.

8 класс, атлас и набор контурных карт по географии, настенные карты: «Физическая карта России» и «Почвы России», учебное электронное издание «География 6-11кл.», М.А. Андреева, А.С. Маркова «География Челябинской области », атлас Челябинской области, компьютер, медиапроектор.

Ожидаемые результаты: учащиеся изучат разнообразие почв России, сделают их краткое описание и определят по карте особенности размещения

почв по территории России.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 минуты).

2. Фронтальный опрос домашнего материала (6 минут).

  1. Индивидуальный опрос домашнего задания по тестам (5 минут).

  2. Изучение нового материала (17 минут).

  3. Закрепление нового материала (7 минут).

  4. Разбор домашнего задания (3 минуты).

  5. Подведение итогов урока (5 минут).

Вопросы фронтального опроса:

  1. Что называют почвой?

  2. Назовите почвообразующие факторы.

  3. Назовите важнейшее свойство почвы и чем оно обусловлено?

  4. Какой русский ученый занимался изучением почв?

  5. Каково строение почв (почвенный профиль)?

  6. Как делятся почвы по механическому составу?

Вопросы фронтального повторения сопровождаются демонстрацией слайдов ЦОРа, тема «Характеристика природы», раздел «Строение почв», слайд №1, №2.

После фронтального повторения учащиеся выполняют задания индивидуальных тестов.

Изучение нового материала.

Тематика блоков

  1. блок: Взаимосвязь различных типов почв с климатом и растительностью

  2. блок: Закономерности размещения почв.

  3. блок: Главные типы почв (краткая характеристика).

Выполнение практической работы.

  1. блок: Почвенные карты.

Анализируя рисунок, формулируем тему урока и выводим цели.

Выводы, сделанные на основе анализа рисунков: при движении с севера на юг почвы сменяют друг друга. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик - режима увлажнения и температурного режима. При движении с севера на юг соотношение тепла и влаги меняется. Коэффициент увлажнения хорошо отражает изменение соотношения годовой суммы осадков к испаряемости. При движении с севера на юг он меняется от избыточного к достаточному, а затем и к недостаточному увлажнению. С изменением климатических условий меняются условия почвообразования. Максимальное накопление гумуса происходит при наиболее благоприятном климате. В условиях России это лесостепная и степная зоны.

При изучении второго вопроса необходимо отметить, что в нашей стране широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и с преобладанием равнинного рельефа. С севера на юг на территории России сменяют друг друга различные типы почв.

Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность, при которой смена почв и растительности происходит от подножия гор к вершине.

Изучение следующих вопросов и выполнение практической работы можно объединить в виде таблицы.

«Характеристика и размещение главных типов почв России»

Главные типы почв

Краткая характеристика

В какой природной зоне расположены почвы

Тундровые глеевые

Подзолистые

Мерзлотно-таежные

Черноземы

Каштановые, бурые

Солончаки

После заполнения таблицы целесообразно продемонстрировать слайды ЦОРа, тема «Характеристика природы», раздел «Почвы России» №3, №4, №5.

После просмотра слайдов необходимо приступить к изучению вопроса регионального компонента «Почвы Челябинской области».

Неоднородность природных условий Челябинской области определяет разнообразие ее почвенного покрова. Почвообразовательные процессы в горно-лесной зоне зависят от большой залесенности, горного рельефа, влажного и прохладного климата. Здесь четко прослеживается вертикальная поясность в распространении почв. Под хвойными и смешанными лесами преобладают горные серые и темно-серые лесные почвы. Встречаются горные дерново-лесные почвы под массивами смешанных лесов с травяно-моховым покровом. На остепненных склонах восточных предгорий Южного Урала появляются горные черноземы, чаще оподзоленные и выщелоченные черноземы. В восточных районах области широко распространены оподзоленные черноземы, солонцы, солончаки и солончаковые черноземы. При изучении данного вопроса идет работа по атласу Челябинской области.

Необходимо так же перечислить типы и состояние почв своего поселка.

В процессе закрепления нового материала учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Какие закономерности наблюдаются в размещении почв на равнинах и в горах?

2. Какие типы почв формируются под лесами?

3. В какой зоне и почему происходит наибольшее накопление гумуса?

4. Почему продвигаясь к югу, в почвах образуется мало гумуса?

5. В каких зонах и почему происходит накопление солей?

6. О каких типах почв вы узнали сегодня на уроке?

7. Почему для каждой территории характерны свои сочетания почв?

8. Какой тип почвы образуется в зоне избыточного увлажнения?

9. Какой тип почвы образуется в условиях резко-континентального климата и многолетней мерзлоты?

10. Какие почвы можно считать самыми плодородными, способными обеспечить высокие урожаи сельскохозяйственных культур?

Предлагаются краткие описания почв и рисунки почвенных профилей, по которым необходимо определить тип почв.

Достигнутые результаты: используя различные источники информации, учащиеся изучили различные типы почв, причины их разнообразия и особенности распространения по территории России.












© 2010-2022