• Преподавателю
  • География
  • Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики

МУ «Управление народного образования города Бендеры»

МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №7»







Творческая работа


«ТЕСТЫ

НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ»






Автор: учитель географии

Н.Ю. Багинский

г. Бендеры




Содержание



Введение.

2-3

1.

Типы и уровни (категории) сложности тестовых заданий.

4-6

1.1.

Типы тестовых заданий.

4-6

1.2.

Уровни (категории) сложности тестовых заданий.

6

2.

Принцип составления тестов.

7

3.

Нормы, критерии оценивания тестовых заданий.

8-11

Выводы.

12

Литература.

13

Приложение.

14-24

Введение.

Огромная заслуга тестов состоит

в том, что они позволяют обычный

ответ ученика «как мне кажется»

заменить словами «я это знаю»

или «я этого не знаю».

П.П. Блонский.


Развитие человечества, переход от одной исторической формации к другой всегда сопровождается развитием науки, повышением требований к образовательному уровню молодого поколения. Передача накопленного опыта последующему поколению - гарантия движения общества вперед.

Нарастающий научно-информационный поток требует от молодежи максимума усилий для его обработки, однако ни один человек не в состоянии им овладеть.

Начавшаяся в средние века градация наук по областям в настоящее время все больше расширяется.

Ученый античного периода владел «элементарными» знаниями всех наук того времени.

В средние века произошло разделение на научные области, о которых молодое поколение могло узнать из немногочисленных тогда книг.

В настоящее время информации настолько много, что овладеть ею в рамках хотя бы одной научной области просто невозможно. На данный момент, чтобы быть высококвалифицированным специалистом, необходимо определить для себя узкую специализацию в выбранной области познания.

С целью отбора способных учеников (далее специалистов), учеными разрабатывались и внедрялись в практику различные формы диагностики знаний.

В 1904 году А. Бине впервые в педагогической практике применил метод тестирования. Он вошел в комиссию, цель которой было - определить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, отделить их от тех, кто страдает прирожденными дефектами. Применение теста было первой попыткой определить индивидуальные различия между детьми с помощью измерения их умственного развития. Как видно история тестов насчитывает более 100 лет. За это время сформировалось несколько школ, методик, учений о тестах, принципов и т.д.

Метод тестирования широко вошел в нашу жизнь. Тесты используются как за рубежом, так и в нашем маленьком государстве. Сфера их применения разнообразная: химия, медицина, почвоведение, техника безопасности, образование и так далее. Тестирование охватывает практически все сферы человека.

В настоящее время в организациях образования и в республике, и за рубежом тестирование обучающихся используется как для промежуточного, так и для итогового контроля знаний. В учебных заведениях на вступительных экзаменах в основном используется тестирование абитуриентов, что позволяет за короткий период «определить» уровень знаний сразу определенной группы учащихся.

При проведении тестирования соблюдаются одинаковые требования ко всем учащимся, именно:

- одинаковость условий для всех испытуемых;

- ограниченность времени тестирования;

- одинаковые инструменты и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать;

- результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находя минимальный, максимальный и средний результат;

- быстрота проверки- анализа работ.

Зарубежные ученые А. Бине, Ф. Гальтон, Ч. Спирмен по вопросу работы с тестами и способам их составления считают, что большой вклад в их развитие и распространение внесли российские и советские ученые: психологи и педагоги С.Г. Гелерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, А. М. Шуберт и т.д.

1. Типы и уровни (категории) сложности тестовых заданий.

Тесты бывают разного назначения и качества.

Рассмотрим типы тестовых заданий и выделим требования к ним. Существует два типа тестов, которые обедняют шесть видов. К этим шести видам может быть сведено всё многообразие существующих задании без ущерба для их качества.

Тесты носят различный характер. Их можно использовать для:

- проверки домашнего задания;

- закрепления пройденного материала на уроке;

- проведения контрольных работ по пройденной теме;

- проведения интеллектуальных конкурсов, олимпиад;

- проверки уровня знаний учащихся во время выпускных, вступительных экзаменов.

Наиболее целесообразно применять тесты различного типа, т. к. они дают возможность охвата больший объем материала и позволяют лучше определить уровень знаний учащихся.

1.1. Типы тестовых заданий.

Типы тестовых заданий представлены в схеме (приложение №1).


Задания открытого типа.

К ним относятся задания двух видов:

- I вид - свободного изложения или свободного конструирования, они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания, на ответы не накладываются ограничения, однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа:

- II вид - дополнения (задачи с ограничением на ответы), в этих заданиях учащиеся должны так же давать самостоятельные ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

В заданиях «дополнить ответ» вместо каждого многоточия необходимо вписать:

- только одно слово, символ, знак;

- закончить предложение (фразу).

Выполнение учащимися заданий I вида сложности не вызывает, но II вида (если учащимся предлагается закончить предложение, фразу), то здесь учащиеся начинают сомневаться в правильности своих ответов, особенно: если не знают чёткой формулировки.

Затруднена и оценка II вида тестов, т.к. география не допускает применение символов, иначе меняется смысловое значение определения, возникает путаница. Поэтому наиболее удачный вариант I способ выполнения задания (вместо многоточия впишите только одно слово).

Задания закрытого типа.

а) задания альтернативных ответов (верно - неверно, правильно - неправильно).

В каждом задании альтернативных ответов даётся только два варианта ответа. Ученик должен выбрать один из них - «да» - «нет».

Они являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Это связано в основном со специфичностью того материала, которому в большей степени соответствует эта форма заданий. Такие задания применяются для оценки одного элемента знаний. Вопросы предлагают только дну альтернативу, которую учащиеся либо принимают как правильную, либо отвергают. Таким образом, у ученика есть возможность на 50% отгадать правильный ответ на один вопрос. Взятые отдельно вопросы не очень эффективны, т.к. не охватывают материал, не дают возможность полноценно оценить знания учащихся. Чем больше вопросов, тем больше эффективность тестов данного вида. При проверке используется принцип: правильный ответ - 1 балл, т.е. 10 вопросов - 10 баллов.

Задания множественного выбора.

Это основой вид заданий, применяемый в тестах. Учащиеся должны выбрать один вариант ответа из предложенного перечня. Чаще всего в перечне имеется только один правильный ответ, но иногда встречается и больше (2 из 4, 5 вопросов). Если в предложенном перечне ответов находится только один верный ответ, то оценка делается, как и в прежнем уровне 1 балл - если же 2 правильных ответа, то возникает вопрос, как оценить ответ при различных вариантах; например - вопрос содержит 5 вариантов ответа, в которых указаны 2 верных и 3 неверных ответа. Если ученик указал 2 верных или 2 неверных ответа - вопросы не возникают, но если один правильный ответ назван, а другой нет, как тогда быть?:

а) засчитывать только правильные ответы - ученик наберет определенное количество баллов, но не будут учтены ошибки, которые он допустил;

б) не засчитывать вообще ответ на вопрос никак - однако ученик же дал все-таки 50% правильного ответа.

При проверке тестов данного вида, можно сказать - сколько проверяющих, столько и способов проверки - оценки ответа.

Ученики не любят такие тексты, во время работы они нервничают, получают психологический стресс, т. к. данный вид работы предполагает знание материала на 100% .

Задания на восстановление соответствия.

В заданиях данного типа необходимо указать правильное соответствие (указать пару).

Достаточно распространенной формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелочек: нарисуйте от элементов I списка ко II второму. Этот способ правомерен , но имеет свои недостатки:

а) сложность проверки, особенно когда приходится проверять огромное количество работ;

б) опасность того, что ученики привыкнут к способу выполнения этих заданий стрелочками и в дальнейшем, встречая классический вариант тестов, испытывают затруднения, к нему не готовы - воспринимают его как неизвестное.

При оценке данной работы наиболее часто встречающийся формой являются: набор баллов по правильным ответам.

Задания на восстановление последовательности.

Если говорить о форме этого задания, то с одной стороны, подходя строго, нельзя его отнести к закрытым заданиям, поскольку при его выполнении ученик сам записывает ответ. По форме это задание близко к заданиям на восстановление соответствия, но с другой стороны, нельзя не отметить и его близость к заданиям на продолжение последовательности.

При оценке правильности ответа существуют также затруднения: допущена ошибка в указании последовательности;

а) ответ считается неверным,

б) ответ считается частично правильным, т.к. дальше последовательность указана правильно.

1.2. Уровни (категории) сложности тестовых заданий.

Тесты подразделяются на типы по уровню (категории) сложности. (Приложение № 2)

К I уровню сложности относятся тесты: альтернативных ответов (один вопрос - один ответ).

Ко II уровню сложности относятся тесты:

- множественного выбора,

- восстановления соответствия,

- восстановления последовательности.

К III уровню сложности относятся тесты, в которых учащимся предлагается самостоятельно ответить на вопрос. Это тестовые задания открытого типа:

- дополнения,

- свободного изложения.

Как уже упоминалось, при проверке тестовых заданий иногда возникают затруднения при выставлении оценки. Однако в объёмных тестовых работах используют задания различного уровня, то естественно возникают необходимость критериев оценки ответа, принцип выставления отметки за выполненную работу.

2. Принцип составления текстов.

Какие же факторы оказывают влияние на надёжность тестового инструментария?

Знание факторов позволит предотвратить, неудовлетворенность объемом, вынесенного на проверку материала.

1. Величина текста. Чем длиннее текст, тем он надёжней, т.к даёт возможность охватить практически все стороны изученного материала. Короткие тексты целесообразно составлять для закрепления нового материала на уроке с выборочным оцениванием учащихся, или для проверки знаний предыдущего урока в течение 10 минут.

Большие тексты охватывают материал одной, двух и более взаимосвязанных тем, поэтому времени отводится 1 урок или 1 пара, можно вынести на зачёт, проводимый после уроков (в рамках допустимой предельной нагрузки учащихся).

2. Чёткость вопроса. Непонятные или двусмысленные вопросы приводят к тому, что ответы на них даются случайным образом, или вызывают трудности у учащихся в понимании ожидаемого от них ответа.

3. «Русское авось» - случайное угадывание правильных ответов является причиной снижения надёжности и не дают правдивой картины о знаниях тестируемых.

Поэтому желательно не увлекаться альтернативными текстами (да, нет).

4. Стандартность оценивания. Учитель определяет уровень критерия для тех тестов, которые он сам выносит для проверки тестируемых. Однако если тестовая работа проводится централизовано или в рамках аттестации, то она обязательно должна иметь единые требования к оцениванию работы.

5. Подсчёт баллов. В том случае, если задания имеют однозначную схему оценивания, причинами неудовлетворительной оценки могут стать случайные ошибки при подсчёте баллов, их суммировании.

6. Инструкция для учащихся. Перед выполнением работы учитель, проверяющий, обязан провести инструктаж «Об особенностях текстовых заданий».

7. Время проведения работы. Если тестирование проводится в целях проверки знаний за определённый промежуток времени, то необходимо это проводить на 2 - 4 уроках, когда учащиеся имеют наиболее высокую умственную, логическую работоспособность, психологическую настроенность и самообладание (согласно медико-психологических рекомендаций).



3. Нормы, критерии оценивания тестовых заданий.

Какими же бывают нормы? По широте обхвата можно выделить:

- универсальные нормы - устанавливаются для широкого континента учащихся и лишь в малой степени зависит от действия каких-либо признаков;

- групповые - применяются для проверки знаний учащихся, характеризующихся какими-либо особенностями по отношению к предмету;

- индивидуальные - тексты, используемые для выявления знаний одного ученика в связи со сложившейся спецификой, отношения к предмету.

В рамках образования преподаватель использует различные виды текстов в зависимости от цели тестирования.

1. Если необходимо провести срез знаний учащихся и иметь общее представление об уровне усвоенности материала, в классах одной параллели проводят тестирование «универсальной нормы» (соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта).

2. Если необходимо выявить более углублённые особенности контингента учащихся желательно составить тесты, содержащие вопросы из области дополнительной информации.

3. В случаях интеллектуальных, физических индивидуальных особенностей обучающихся, слаборазвитой речью; комплексованием при устных ответах, и других причинах, целесообразно использовать тест индивидуальной направленности, в которой преподаватель включает вопросы, посильные для ученика (индивидуальный минимум). Цель такого тестирования выявить уровень знаний, вызвать интерес обучаемого к предмету.

При разработке норм необходимо учитывать цели тестирования, предметную специфику,

Объемность материала включаемого в тест, требования ко времени ответа, возрастные психофизиологические особенности и т. д.

Исходя из норм, предъявляемых к тестированию, определяется и уровень оценивания. Естественно, что ответ на тест, к примеру, содержащий 10 вопросов можно оценить по максимуму и поставить «5» и в тоже время количество ответов на 10 вопросов другой категории сложности, но по той, же теме учащийся может получить отметку ниже, в зависимости от требований, предъявляемых как к знанию материала, так и к тестируемому.

Система, критерии оценивания тестовой работы.

Существует несколько способов оценивания тестовых заданий выполненных учащимся. Преподаватель самостоятельно определяет пределы допустимости количества баллов на ту или иную оценку, т. к. штампованные тестовые задания, используемые преподавателем на уроке, практически не содержит критериев оценки. Особенно это касается тестов используемых для определения нормативных знаний.

Приведем примеры предлагаемых критериев выставления оценки:

Чаще всего предлагают оценивать ответ учащихся по следующей системе:

  1. Оценку «5» (отлично) получает учащийся, справившийся с работой полностью;

  2. Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов.

  3. Оценка «3» (удовлетворительно) соответствует работа, содержащая 50-70 % правильных ответов.

При данной системе оценивания в силу берётся только то, что тестируемый учащийся выбрал формально правильный ответ и показал проверяющему то, что владеет какой то частью материала, но не достаточно.

Число правильных ответов

0-2

3- 4

5- 6

7- 8

9-10

% правильных ответов

До 20%

30-40%

50-60%

70-80%

90-100%

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

Считаю, что эта система оценивания завышенных требований.

На мой взгляд, наиболее рациональной в данном случае можно считать следующую шкалу, учитывая специфику предмета и индивидуальные возможности учащихся.

Число правильных ответов

0-3

4-6

7- 8

9-10

% правильных ответов

До 30%

40-60%

70-80%

90-100%

Оценка в баллах

2

3

4

5

Выше рассмотренные предложенные оценки тестовых ответов, целесообразно применять, когда тестовые задания имеют примерно одинаковую категорию сложности.

Чаще всего учитель использует тесты разной категории сложности. Как быть в данном случае?

Современная литература и сеть Интернета предлагает всевозможные варианты, однако целесообразнее разрабатывать собственную шкалу оценивания результатов тестирования обучающихся, учитывающую точность ответа, его полноту, качество и сложность выполнения и т.д..

Например тесты трех уровневой сложности:

I уровень сложности «А»- вопрос - ответ (точность);

II уровень сложности «В»- вопрос - несколько ответов (требует знание материала);

III уровень сложности «С» - вопрос - ответ, включающий в себя точность, чёткость, полноту, логичность, умение правильно, последовательно выстраивать ответ и т.д.

По I уровню количество правильных ответов равно количеству набранных балов.

II уровень оценивания с учётом количества правильных ответов, его полноты, с обязательным учетом допущенных ошибок.

Например: полный ответ содержит 2 правильных ответа соответственно:

- 2 правильных ответа - 2 балла;

- если ученик указал 1 ответ правильно, а 2-ой не отметил, то засчитывается 1 балл;

Или:

- если же из трех указывается 2 правильных, а 1 нет, то за вопрос желательно выставлять дробное количество баллов (1,333).

III уровень сложности - тесты, при проверке которых учитываются: развернутость, логическое построение, последовательность в ответе. Для проверки тестов данного уровня обязательно вырабатывается критерий оценивания ответа. Количество набранных баллов за выполнение тестов III уровня сложности выставляется после проведенных соответствующих подсчетов. В ходе суммирования всех баллов, набранных учащимися, за I, II и III уровни теста выставляется общее количество баллов за работу.

Примерно:

- от 80 - 100% правильно выполненный уровень «А» и один опрос уровня «В» соответствует оценке «3»;

- на - 100% правильно выполненный уровень «А» и до 60% правильно выполненный уровень «В» соответствует оценке «4»;

- сумма баллов, превышающая требования к «4» соответствует оценке «5».

Проверочная работа содержит 30 вопросов по 10 - каждого уровня. Максимальное количество баллов-60.

Критерии выставления оценки.

Например:

I уровень сложности «А» - 10 вопросов - 10 баллов ;

II уровень сложности «В» - 10 вопросов - 20 баллов;

III уровень сложности «С» - 10 вопросов - 30 баллов.

Итого 30 вопросов - 60 баллов.

Критерии

Параметры

Число правильных ответов

0-9

10-14

15-23

24-30

Количество баллов (из расчета 60 max)

0- 9

10-19

20-39

40-60

Количество баллов (из расчета 100 %)

0-15

16-32

33-65

66-100

Оценка в баллах

2

3

4

5

В результате, учащиеся поставлены в одинаковые, равные условия выполнения заданий, как по требованиям предъявляемых государственным образовательным стандартом (в частности программой по предмету), так и по сложности заданий, независимо от уровня изучения данного предмета и набрав определенное количество баллов, подтверждают свой образовательный уровень усвоения программного материала.

Оценка трёхуровневой текстовой работы, используется мною на практике с 1993 года.

Первый уровень определяется процентным конкретным материалом, который учащиеся изучали во время проведения теоретических и практических занятий, при работе с картами, статистическим материалом и т.д. Ответ должен быть однозначным. Он выражается в выборе правильного варианта ответа в предложенном тесте или одним словом, предложением. Оценивается 0-1 балл, в соответствии с тем, правильный ответ, или нет.

Второй уровень требует более глубоких знаний логического мышления, определённого анализа изучаемого материала. Тесты этого уровня требуют алгоритма ответа, который определяется буквами или числами. Ответы на задания должны быть короткими и выделять его основную мысль. Они составляются несколькими предложениями или схемами. Оцениваются 0-1-2 балла. Неполный-1 балл.

Третий уровень - творческий. Не выходя из пределов программы, задания составляют таким образом, чтобы учащиеся, исходя из собственного понимания материала, используя картографические, географические источники знаний, имели возможность определить закономерности географических процессов, взаимосвязи природных компонентов, экономические и социальные проблемы стран, регионов. Оценивается: 0-1-2-3 балла, в зависимости от полноты правильного ответа.

Государственный образовательный стандарт разрабатывается на определенный временной промежуток (примерно 10 лет). Так как образовательная программа по предмету является частью государственного образовательного стандарта, соответственно и критерии экспертизы, оценки качества образования в период проведения государственной (итоговой) аттестации должны устанавливаться согласно требованиям, предъявляемым данной программой, а не подстраиваться индивидуально под каждого ученика.

Выводы.

Чрезмерное увлечение тестами в учебном процессе недопустимо, потому что:

1. Учащиеся теряют интерес к предмету.

2. Систематическое тестирование не раскрывает полной картины уровня усвоенности материала в ходе учебного процесса.

3. Ученики привыкают к тестам и начинают приспосабливаться к ним. При ответах используют только один способ экспертизы качества знаний учащихся, соответственно рост уровня знаний прекращается.

4.Уроки превращаются в односторонние, в связи с тем, что учитель только излагает свой материал, а обратной связи нет.

5.Речь ученика прекращает развиваться, за ненадобностью. Ему сложно связать отдельные слова и построить правильный ответ. Он не учится размышлять, выстраивать логическую цепочку последовательности, что необходимо для заданий выполнения заданий III уровня сложности, а превращается в «робота», который отвечает (+), (-) или (да), (нет).

Чтобы в настоящее время воспитать всесторонне развитого человека, необходимо на уроках учить детей красиво и правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Предоставить учащимся возможность самореализации и самоутверждения.

В тестовые работы общего значения необходимо включать вопросы логического, пространственного мышления.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда тестовый метод используется наряду с другими разнообразными методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Литература.

1. Аванесов В.С., Композиция тестовых заданий. М. Ассоциация инженеров-педагогов, 1996 г.

2. География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. М. Дрофа, 1999 г.

3. Контрольные измерительные материалы по географии. М. Просвещения 2001 г.

4. Майоров А. Н., Теория и Практика создания тестов для системы образования. М. «Народное образование», 2000 г.

5. Субботин Г. П. Задачник по географии 500 заданий, тестов и проверочных работ. М: «Аквариум», 1997 г.

6. Тесты по географии классы 6-10. Учебно-методическое пособие, Н. Дрофа, 2001 г.

Приложение №1

Типы тестовых заданий

Тестовые задания



Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.




Открытого типа


Закрытого типа




Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.


Тесты, требующие дополнения

Тесты альтернативных ответов

Тесты, требующие восстановления соответствия

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.



Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Тесты свободного изложения

Тесты множественного выбора

Тесты,

требующие восстановлен последовательностиРабота с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.


Приложение № 2

Систематизация тестов

по уровню (категории) сложности

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.


Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.



Приложение №3

5 класс

Тест по теме: «Вселенная».


1. Перечислите планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца:

а) Венера

в) Уран

д) Земля

ж) Марс

и)Юпитер

б) Нептун

г) Меркурий

е) Сатурн

з) Плутон

2. Длина окружности Земли примерно равна:

а)40000 км б)20000 км в)10000 км г)50000 км

3. Диаметр Земли равен:

а)10000 км б)12800 км в)5600 км г)100 км

4.Подберите каждому термину в левой колонке определение из правой.

А. Ось

а) воображаемая линия, проведённая на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюса

Б. Экватор

б) половина Земли, где находится Южный полюс.

В. Меридиан

в) воображаемая прямая линия, проходящая по поверхности Земли от Северного до Южного полюсов

Г. Параллели

г) воображаемая траектория движения Земли вокруг Солнца

Д.Орбита

д) воображаемая линия, проходящая через Северный и Южный полюса, вокруг которой вращается Земля

Е.Северное полушарие

е) группа звёзд

Ж.Южное полушарие

ж) половина Земли.где находится Северный полюс

З.Звезда

з) воображаемые прямые линии проведённые параллельно экватору

И.Созвездие

и) раскалённое тело шарообразной формы, находящееся во вселенной

5.Установи очерёдность сезонов и соответствующие им месяца по порядку.

А.Лето

Б.Весна

В.Осень

Г.Зима

1.апрель

4.май

7.декабрь

10.июнь

2.август

5.март

8.октябрь

11.июль

3.январь

6.ноябрь

9.февраль

12.сентябрь

6.Перечислите основные стороны горизонта:

а) север

б) право

в) юг

г) восток

д) назад

е) запад

7.Форма Земли:

а) идеальный шар

в) эллипсоид

д) сплющена на экваторе

б) геоид

г) сплющена у полюсов

е) полская

8.Дать определение: ГЛОБУС, ГОД, СУТКИ, КОМПАС, ГОРИЗОНТ.

Приложение № 4

6 класс

Тест по теме: «План и карта»

1. Какой масштаб крупнее?

А)1:20000 или 1:70000

Б) 1:70000 или 1:200000

В)1:4000000 или 1:2000000

2. Каков масштаб плана, если расстояние 1 км, от школы до дома равно:

А) 10 см Б)20 см В)5 см

Ответы:

1. в 1 см 100м

3. в 1 см 2000м

5. в 1 см 200м

2. в 1 см 1000м

4. в 1 см 50м

6. в 1 см 5000м

3. Выберите масштабы географических карт, планов местности.

А) в 1 см 5м

Д) в 1 см 1 км

и) 1:500.000

н)1:35.000.000

Б) в 1 см 450м

Е) в 1 см 50 км

к) 1:500

о)1:50.000.000

В) в 1 см 5000м

ж) в 1 см 5 м

л) 1:200

п)1:25.000.000

Г) в 1 см 25 км

з) в 1 см 100км

м)1:2.500

р)1:7.500

4.Определите азимуты указанных сторон горизонта:

а)север

г)восток

ж)юг

б)запад

д)северо-запад

з)северо-северо-запад

в)восток-юго-восток

е)юго-юго-запад

и)запад-северо-запад

5.По данным азимута определите, какому направлению он соответствует:

а)135 б)270 в)45 г)2.257

6.Какая высота местности печатается на географических картах:

а) относительная б)абсолютная в)точная

7.Подберите к каждому термину в левой колонке определение из правой:

А. Рельеф

а) Условные линии на плане, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой

Б. Горизонтали

б) Прибор для определения относительной высоты

В. Абсолютная высота

в) формы земной поверхности

Г. Относительная высота

г) высота точки земной поверхности над уровнем океана

Д. Нивелир

д) высота, обозначающая превышение одной точки земной поверхности над другой

Е. Масштаб

е)мелкомасштабно изображение земной поверхности

Ж. План

ж)дробь, у которой числитель 1, а знаменатель- число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности;

З. Географическая карта

з)чертёж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде

8. Выберите характеристики, соответствующие особенностям меридианов и параллелям:

а) линии равны между собой в градусах и километрах;

б) линии равны между собой только в градусах, но у всех различные длины в километрах.

в) величина дуги в 1 градусе равна 111 км;

г) величина дуги 180 градусов;

д) линии, представляющие собой окружности в 360 градусов;

е) длина линии 20004,3 км;

ж) величина дуги в 1 градус на разных линиях различна.

9. Географическая широта измеряется до:

а)90 б)180 в)360

10. Назовите линию с координатами 0 ш.

а) нулевой меридиан; б) экватор

11.С помощью глобуса или карты полушарий установите, где находятся точки, имеющие следующие географические координаты:

а)60 с.ш. и 30 в.д.

в)30с.ш. и 30в.д.

д)10с.ш. и 80з.д.

б)0ш. и 50 37 з.д.

г)10с.ш. и 80з.д.

12.Определите координаты:

а) Киев б) Москва в) Берлин

г) Сидней д) Бразилия е) Оттава

13.Низменности на географических картах обозначаются:

а) жёлтым б)зелёным в)голубым г)коричневым.

14.Разделите географические карты на группы по обхвату территорий, ответ запишите в таблицу:

Мировые и полушарий

Государств и их частей

Материков, океанов и их частей

а) политическая карта мира

б) карта Северного Ледовитого океана

в) физическая карта Венгрии

г) физическая карта ПМР

д) карта Бендер

е) климатическая карта Африки.

15.Используя физическую карту мира,

Определите расстояние в градусах и километрах от Москвы до:

а) Берлина б) Варшавы в) Дели г) Пекина д) Хабаровска

16.Что расположено южнее: крайняя точка Африки или Австралии? Почему так считаете?

17.Объясните ,почему направление меридианов не совпадает с направлением стрелки компаса на север?

18.Как различаются географические карты по масштабу:

а) б) в)

19.Дать определения:

а) географическая широта;

г) азимут;

б) географическая долгота;

д) градусная сетка;

в) географические координаты;

Приложение № 5

Тест по теме: "География религий"

9 класс

1. Найдите исключение среди национальных религий:

а) *буддизм б) индуизм в) конфуцианство г) синтоизм д) иудаизм

2. Найдите исключение среди мировых религий:

а) *иудаизм б) буддизм в) христианство г) ислам

3. Наиболее распространенная из ниже перечисленных религия это:

а) буддизм б) *индуизм в) конфуцианство г) синтоизм д) иудаизм

4. Укажите в представленном списке страну, в которой преобладающая религия - католизм.

а) США б) Австралия в) Марокко г) Швеция д) *Бразилия

5. Укажите в представленном списке страну, в которой преобладающая религия - православие.

а) Чехия б) Албания в) *Сербия г) Нигерия д) Македония

6. Укажите в представленном списке страну, в которой преобладающая религия - буддизм

д) Индия б) Индонезия в) Бангладеш г) Пакистан д) *Монголия

7. Выберите строку, в которой все народы исповедуют католицизм:

а) французы, поляки, латыши, финны

б) итальянцы, греки, англичане, норвежцы

в)*испанцы, португальцы, аргентинцы, чилийцы

г) австрийцы, поляки, немцы, болгары

д) румыны, украинцы, болгары, албанцы

8. Выберите строку, в которой все народы исповедуют протестантизм:

а) англичане, немцы, датчане, литовцы

б) португальцы, финны, норвежцы

в) грузины, армяне, арабы, молдаване

г) французы, норвежцы, эстонцы, латыши

д) *латыши, эстонцы, финны, исландцы

9. Выберите строку, в которой все народы исповедуют ислам:

а) *египтяне, сирийцы, алжирцы, малайцы

б) персы, курды, белуджи, чуваши

в) хиндустанцы, вьеты, кхмеры, китайцы

г) японцы, ингуши, аварцы, якуты

д) мьянма, тибетцы, абхазы, нивхи

10. Выберите группу, в которую входят только столицы мусульманских стран:

а) Дели, Джакарта, Багдад б) Хартум, Кито, Могадишо

в) Рабат, Дакар, Коломбо г) Манила, Дамаск, Тегеран

д) *Каир, Триполи, Анкара

11. Выберите группу, в которую входят только столицы католических стран:

а) Рим, Кито, Могадишо б) Манила, Сан-Сальвадор, Коломбо

в) Мехико, Сеул, Каракас, г) Мадрид, Рабат, Монтевидео

д) *Лиссабон, Буэнос-Айрес, Варшава

12. Одинаковыми по вероисповеданию являются пары стран:

а) Австралия и Турция б) Испания и Марокко

в) Польша и Монголия г)*Албания и Афганистан

Приложение № 6

Тест по теме "Размещение населения по территории Земли"

9 класс

1. В каком полушарии сосредоточено больше населения:

а) в Восточном б) в Западном в) *в Северном г) в Южном

д) сильных различий в численности не наблюдается

2. В каком полушарии проживает меньше всего людей

а) в Восточном б) в Западном в) в Северном г) *в Южном

3. Какая из перечисленных ниже стран имеет самую высокую плотность населения:

а) *Бангладеш б) Непал в) Китай г) Индия д) ФРГ

4. Крупнейшая по численности населения страна Африки:

а) Египет б) Эфиопия в) ЮАР г) *Нигерия д) Конго

5. Группа, в которой все страны имеют низкую плотность населения:

а) Оман, Парагвай, Бельгия б) Вьетнам, Лаос, Камбоджа

в) США, Япония, Германия г) *Россия, Ливия, Монголия

6. Укажите среди регионов мира с наибольшей численностью населения:

а) Южная Америка б) Северная Америка в) *Латинская Америка

г) Океания д) Австралия

7. Страна, имеющая наибольшую плотность населения (среди названных):

а) Мальдивы б) Намибия в) Мальта г) Кипр д) *Монако

е) Монголия ж) Саудовская Аравия з) Бразилия и) Китай к) ФРГ

8. Из названных стран выберите ту, плотность населения которой такая же, как в России:

а) *Канада б) Австралия в) Бразилия г) США д) Япония е) Китай

9. Плотность населения Африки примерно равна (выберите правильную цифру):

а) 10 чел. на кв. км в) *25 чел. на кв. км

б) 40 чел. на кв. км г) 50 чел. на кв. км

10. Плотность населения Австралии примерно равна (выберите правильную цифру):

а) 1 чел. на кв. км б) *2 чел. на кв. км в) 5 чел. на кв. км г) 6 чел. на кв. км

11. Выберите страну, северная часть которой заселена плотнее южной:

Канада Япония *Индия Украина

12. Более 20 % всего населения живет на высоте 1000 м над уровнем моря в:

Австралии *Африке Северной Америке

13. Более 70 % всего населения живет на высоте менее 200 м над уровнем моря в:

*Австралии Африке Северной Америке Южной Америке

14. Численность населения России ближе всего к численности населения (найдите правильный ответ):

США Канады *Бразилии Мексики

15. Численность населения Украины близка к численности населения:

*Великобритания ФРГ Австрия Венгрия Швеция

16. Выберите группу стран с наибольшей суммарной численностью населения:

США, Канада

Италия, Великобритания, Франция, Украина

*Бразилия, Индонезия, Пакистан

Россия, Белоруссия, Казахстан

Канада, Австралия, Великобритания

Монголия, Япония, Болгария

17. Какая страна одновременно входит в число семи самых крупных по территории и десяти самых крупных по численности населения?

Канада Мексика Австралия *США Пакистан

18. Какая страна одновременно входит в число семи самых крупных по территории и десяти самых крупных по численности населения?

Индонезия Австралия Бангладеш *Бразилия Нигерия

19. Выберите вариант, в котором все страны имеют низкую плотность населения:

*Монголия, Австралия, Мавритания

Саудовская Аравия, Уругвай, Великобритания

Индия, Вьетнам, Ирак

Казахстан, Япония, Китай

Норвегия, Исландия, ФРГ

20. Главной причиной высокой плотности населения в странах южной и юго-восточной Азии являются:

*исключительно благоприятные природные условия;

занятие трудоемким сельским хозяйством;

высокий уровень развития промышленности.

21. Наиболее высокая плотность населения наблюдается:

в западной Азии и северной Африке;

*в западной Европе и юго-восточной Азии;

в западной Африке и центральной Австралии.

22. Суммарная численность населения максимальна у стран:

*Китай, Алжир, Дания;

Индия, Канада, Казахстан;

США, Россия, Бразилия;

Индонезия, Япония, Мексика.

23. Плотность населения, превышающая среднемировой показатель, характерна для:

*Японии Казахстана США России Украины

Приложение № 7

Тест по теме: «Половозрастная пирамида»

1. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется:

*а) демографической нагрузкой

б) экономически активным различием

в) трудовым различием

2. Часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна к трудовой деятельности, называется:

*а) трудоспособным населением

б) экономически активным населением

3. Выберите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых возрастов - около 17%:

а) Бразилия б) Мексика в) Китай г) *Болгария д) Турция

4. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%:

а) Япония б) Канада *в) Мексика г) Португалия

д) Австралия е) ФРГ

5. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:

*а) развитым б) развивающимся

6. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме:

а) Алжир б) Афганистан в) Парагвай *г) Дания

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

7. Страна, где доля лиц в пожилом возрасте примерно равна доле лиц в детском возрасте:

а) Нигерия б) Мексика в) Непал *г) Венгрия

8. Мужское население преобладает в странах:

а) России и Иране *б) Китае и Саудовской Аравии

в) Германии и Франции г) ни в одной из перечисленных выше

9. Регион мира с преобладанием мужчин над женщинами:

а) Восточная Европа *б) Юго-Западная Азия

в) Северная Америка г) Австралия и Океания

10.Страна, половой состав населения которой изображен на диаграмме:

а) Норвегия б) Япония *в) Индия г) Латвия

Работа с тестами только тогда имеет свою ценность, когда они используются наряду с другими методами проверки, закрепления знаний учащихся.

Приложение № 8

Олимпиада 10 класс

Вопросы:

  1. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?

  2. Почему именно Европа является главным районом международного туризма?

3. Перечислите страны, входящие в Европейски Союз (ЕС). Каковы цели создания и проблемы этого Союза?

Тесты:

4. Подберите пары (страна-столица)

1

Лихтенштейн

а) Копенгаген

2

Болгария

б) Афины

3

Бельгия

в) Вадуц

4

Португалия

г) Лиссабон

5

Дания

д) София

6

Румыния

е) Брюссель

7

Греция

ж) Бухарест

8

Австралия

з) Антананариву

9

Мадагаскар

и) Богота

10

Колумбия

к) Канберра

5.Укажите страны с монархической формой правления:

1

Словения

5

Иордания

9

Бруней

2

Швейцария

6

Швеция

10

Тонга

3

Руанда

7

Япония

11

Бенин

4

Лихтенштейн

8

Камбоджа

12

Судан

  1. Укажите страны с республиканской формой правления:

1

Лесото

5

Норвегия

9

Чили

2

Мозамбик

6

Венгрия

10

Никарагуа

3

Чад

7

Испания

11

Таиланд

4

Мальта

8

Сальвадор

12

Ирак

7. Назовите федеративные государства:

1.Бельгия 4.Мьянма 7.Нигерия

2.Испания 5.Пакистан 8.Венисуэла

3.Великобритания 6.Гваделупа 9.Бразилия

8. Определите, в каких частях света расположены страны:

1.Руанда 6.Доминика

2.Ботсвана 7.Западная Самоа

3.Гайана 8.Катар

4.Гренландия 9.Пакуа-Новая-Гвинея

5.Кипр 10.Сент-Винсент и Гренадины.

Азия_________ Африка________

Америка________ Океания________

9. Выделите 7 самых больших по территории стран мира:

1.США 5.Россия 9.Заир

2.Канада 6.Казахстан 10.Австралия

3.Аргентина 7.Китай 11.Индия

4.Бразилия 8.Судан 12.Саудовская Аравия

10.Укажите 7 стран Ю- В Азии, входящие в АСЕАН

1.Вьетнам 6.Малайзия

2.Лаос 7.Индонезия

3.Камбодже 8.Филлипины

4.Таиланд 9.Сингапур

5.Мьянма 10.Бруней

11. Назовите государства ,входящие в Севера Американский «Общий рынок»(НАФТА)

1)Белиз 3)Сальвадор 5)США

2)Мексика 4)Гондурас 6)Канада

12. Назовите страны «Большой семерки»

1)США 4)Бельгия 7)Канада

2)Испания 5)Франция 8)Великобритания

3)Италия 6)Япония 7)ФРГ

12. Выделите 7 государств, имеющих численность населения более 100 млн.чел:

1) Япония 5) Филиппины 9) Бразилия

2) Пакистан 6) Индонезия 10) Венесуэла

3) Бангладеш 7) Нигерия 11) Россия

4) Турция 8) Египет 12) Казахстан

13. Назовите национальные религии:

1)Христианство 3)Синтоизм 5)Ислам

2)Буддизм 4)Конфуцианство 6)индуизм

13. Назовите 4 государства, являющиеся наиболее крупными производителями электроэнергии:

В мире:

1)ФРГ 5)Япония

2)Франция 6)Россия

3)Канада 7)Италия

4)США 8)Китай

14.Укажите 4 государства, лидирующие в мире по добыче бокситов:

1)Россия 4)Гвинея 7)Мьянма

2)Ямайка 5)Австралия 8)Бразилия

3)Суринам 6) Китай 9)Чехия

14. Укажите ведущий район мира по добыче нефти:

1. Западная Сибирь. 2. Калифорния.

3. Кувейт. 4. Северное море.

5. Мексиканский залив. 6. Персидский залив.

15. Назовите страну, обладающую наибольшими запасами древесины в мире:

1. Канада 2. США 3. Заир 4. Россия

5. Финляндия 6. Индонезия

16. Назовите 3 самые крупные «воздушные державы в мире»:

1. ФРГ 2.Италия 3. Испания 4. США 5. Япония 6. Россия

27


© 2010-2022