Главный методический принцип анализа научно-познавательной статьи

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЛАВНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП АНАЛИЗА НАУЧНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ.

Составитель учитель географии Егорова Нелли Федоровна.

ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»

Всякая работа с книгой, с научной газетной или журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления; эмоционально обогащает урок.

Анализ научно-познавательной статьи в отличии от анализа художественной литературы представляет установление логической связи и определение главного смысла научного текста. Это и есть главный методический принцип анализа.

При осуществлении данного принципа расширяется познавательная самостоятельность и вовлечение ребят в поисковую деятельность. (В географии - это работа с картой, текстом учебника, картосхемами на основе анализа научно- познавательной статьи).

При первичном чтении научно-познавательной статьи обычно происходит ее целостное восприятие, понимание. Ученики должны «схватить» общее содержание. На этом этапе не ставиться задача понять детали, важно только, чтобы дети умели выделить запоминающиеся факты, интересные открытия, т.е. то, что привлекло их внимание.

На втором этапе анализа статьи, при вторичном чтении, идет углубленная, детальная работа с текстом, осмысление прочитанного, установление причинно - следственные связи, отыскиваются важные (опорные) слова, словосочетания, предложения, выделяются смысловые блоки, составляется графический конспект или словарный план (можно в виде схемы или в форме таблицы с обязательным выводом).

В заключение работы над статьей, надо решить, что нового получили дети, зачем это нужно знать, можно ли использовать эти знания еще где-либо. И, наконец, выясняется отношение каждого ребенка к описываемым фактам.

Для закрепления можно использовать пересказ по статье, плану, таблице (он может быть подробным, кратким, сплошным, выборочным - это и речевое умение и более глубокое понимание текста).

Более сложной является работа, когда научная статья сопоставляется с текстом учебника, делается обобщение и общее заключение, выполняется практическая работа на контурной карте, составляется опорный конспект.

Например: Объясняя тему « Болота», в 8 классе, использую статью «болота», написанную в журнале «Звезда» за 1991год. (автор Загорский). Начинаю изучение материала учебника с практического использования болот.

Ребята читают вслух текст и объясняют, что в болотах лесной зоны сосредоточено 80 % запасов торфа страны, который используется как топливо и как сырье для химической промышленности. Я, обращаясь к статье, добавляю, читая ее, что торф - это еще и дешевые кормовые дрожжи, это воск, это минеральные удобрения, это80 видов высококачественной парфюмерии и косметики, это фармакология, это грязелечение и еще многое другое.

Но, несмотря на уникальность применения торфа, решено, что лучше его не использовать для производства этих веществ и вообще в начале 3его тысячелетия сжигание торфа прекратить. Почему? Такой вопрос вызывает недоумение и интерес, и заставляет задуматься.

Обращаемся к учебнику. Читаем вслух и выстраиваем логическую цепочку. Итак, читаем: «торфяное болото - это важный источник питания озер, рек; на болотах растет клюква, морошка, брусника. Поэтому сохранение торфяных болот важно для охраны и использования богатств природы».

Обращаемся к статье, читаю вслух (могут кратко конспектировать) «На болотах растет клюква. В России ее собирают 40 тысяч тонн в год. 1тонна обменивается на внешнем рынке на 4 тонны пшеницы, но это обман, потому что клюква стоит гораздо дороже, причем ее не нужно возделывать, удобрять, гонять технику - болото само родит - приходи и убирай». На болотах растут 30 видов лекарственных растений. Подсчитано, что только эта статья дохода от болот, превышает все доходы от мелиорации в Европейской части. На болотах самый стабильный, не зависимый от летней погоды медосбор. Только на с-западе в болотах живут 10 видов птиц и животных, занесенных в Красную книгу. Каждая такая популяция оценивается в 32 млн. долларов.

Обращаемся к учебнику. Задание: установите причинно-следственную связь между понятиями: использование болот - нарушение полноводности рек.

Ребята читают вслух: «болота - родина большинства равнинных рек. Высушивая их кусок за куском для того, чтобы распахать или вытащить оттуда торф, тем самым снижается полноводность рек» (записываем связь в тетрадь).

Обращаемся к статье. Читаю. Конспектируют. «Болота - это самый, самый лучший фильтр атмосферных осадков. В наше время - время радиоактивных и кислотных дождей - подобные способности болот просто неоценимы.

Болота - самая мощная кислородообразующая система (а мы говорим -лес). 1га тайги и амазонской сельвы ничто, по сравнению с 1га болот по способности производить кислород.

И, наконец, читаю в статье - самая важная роль болот - крупнейшее хранилище углерода».

Обращаемся к учебнику. Какова площадь болот в России? (площадь болот в России около 2 млн.кв.км . Это больше 10 % всей территории).

Назовите заболоченные места России ? (идет работа с учебником и картой).

Читаем: «сильно заболочены с-з Русской равнины(30%), Васюганье на юз Западно-Сибирской равнины (70%), бассейн Амура (10-12%), север Кемеровской обл». ( наносим территории на контурную карту).

Подводя итоги работы с учебником, картой, статьей, установив логические связи, ребята приходят к выводу, что:

  1. Торф особенно хорош там, где он лежит.

  2. Разрабатывать болота, осушать их, поднимать торф - глупо и преступно.

Статья имеет огромное воспитательное значение, образовательное и развивающее. Когда изучаем сферы географической оболочки, использую главы из научной книги Гумилева «Биосфера земли». На страницах учебника географии 8 кл. помещено краткое содержание научных статей: (Докучаев- о почвоведении, Ломоносов - об открытии Северного Морского пути, Воейков- о законах развития природы, Берг - учение о ландшафтах). С этими статьями ребята работают индивидуально (они есть на партах).

Все эти примеры говорят о том, что использование на уроках географии, истории, биологии, химии и др. наук дополнительной литературы, в том числе и научной, способствует работе мысли; ребята испытывают радость момента открытия истины (маленькие ученые), а учителю дает возможность разнообразить форму урока и методы преподавания.

Литература:

  1. Загорский. Журнал Звезда 1991 год.

  2. Жижина Е.А. Озера, болота, подземные воды. М.: «Вако». 2007 год.

  3. Баринова И.И. Учебник географии 8 кл. 2011.



© 2010-2022