- Преподавателю
- География
- Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 5 класс. Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 5 класс. Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балыкова О.М. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа факультатива «Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья» составлена на основе программы Надежды Александровны Данюковой, рекомендованной Дальневосточным региональным учебно-методическим центром.
Разработанная программа построена основе модели внедрения национально-регионального компонента, предполагающей комплексный подход к содержанию, формам и методам организации факультатива.
Программа предусматривает изучение и обобщение знаний об истории освоения и заселения территории Хабаровского края, изучение роли растений и животных в жизни коренных народов, а так же выполнение практических заданий с применением географического материала: карт, таблиц, ребусов, рисунков.
Важным условием выполнения программы является выполнение творческих заданий, которые позволяют раскрыть творческие способности учащихся .
Способом достижения поставленной цели является комплексное изучение роли растений и животных в жизни коренных народов Приамурья и на основе чего и построено восприятие общечеловеческих ценностей.
Формы организации учебной деятельности разнообразны, ведущими элементами являются практические и творческие задания.
Цель программы заключается в выявлении возможностей комплексного подхода к реализации регионального компонента.
Задачи:
-
Обобщить знания о коренных народах Приамурья и их отношении к природе.
-
Раскрыть основные исторически сложившиеся экологические взаимосвязи коренных народов Приамурья.
-
Раскрыть связь культуры с оптимальными взаимоотношениями человека и природы на основе комплексного подхода к изучению содержания программы.
-
Воспитывать уважение к культурному наследию этих народов как части мировой культуры.
-
Объединить учащихся общими интересами, идеями, раскрыть богатство внутреннего мира человека и радость творчества на основе выполнения практических заданий разного типа.
-
Воспитывать бережное отношение к природе, традициям коренного населения.
Результатами обучения на факультативных занятиях являются: формирование знаний об исторически сложившихся традициях коренных народов Приамурья, воспитания уважения к культурному наследию коренных народов как части мировой культуры.
Тематический план факультатива
«Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья».
№
Название темы
Кол-во часов
1
Введение. История освоения и заселения территории Хабаровского края
2
2
Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольска-на -Амуре
2
3
Экскурсия в этнографический музей п. Эконь
4
4
Роль растений в жизни коренного населения:
а). пищевые растения;
б). лекарственные растения;
в). бытовое назначение растений.
6
5
значение животных для коренных народов:
а). животные - объекты охоты;
б). животные - объекты рыболовства;
в). пищевое и лекарственное значение животных.
6
6
Орнаменты, мотивы, их классификация как отражение окружающего мира.
2
7
Растения и животные в сказках, легендах, преданиях народов Хабаровского края:
а). растения - персонажи фольклора;
б). животные - герои фольклора.
4
8
Большой праздник «В гостях у коренных народов Приамурья».
4
Итого
30
Основное содержание программы факультатива.
1.Введение. Цели и задачи курса, его структура. Хабаровский край, его географическое положение. История освоения и заселения территории края. Подготовка к экскурсии.
Практическая работа № 1. Нанесение на к/к маршрута походов русских первопроходцев в XVII-XVIII веках по территории Хабаровского края.
2.Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольска-на -Амуре «Изучение истории освоения и расселения коренных народов Хабаровского края».
Экскурсия в этнографический центр п. Эконь «Знакомство с условиями жизни коренных жителей Приамурья».
Практическая работа № 2. На к/к, используя условные знаки, обозначение археологических находок на территории Приамурья.
Практическая работа № 3. Определение с помощью ребуса какие коренные народы проживали на территории Хабаровского края, их род занятий.
Практическая работа № 4. Составление паспорта каждого народа.
Творческое задание: подготовка сообщения о любом из народов, проживающих в Приамурье.
3. Знакомство с дикорастущими растениями края и их ролью в жизни коренного населения.
Практическая работа № 5. Решение ребусов.
Творческое задание: используя иллюстрации Г. Павлишина к сказкам, охарактеризовать особенности сбора дикорастущих растений. Составить ребус «Дикорастущие растения в быту коренных народов Приамурья».
4. Значение животных в жизни коренных народов жителей Хабаровского края.
Практическая работа № 6. Составить таблицу «Лекарственные средства животного происхождения, получаемые коренными народами Хабаровского края и их характеристика».
Творческое задание: нарисовать сцену использования животных в пищевых или лечебных целях.
5.Охота и ее значение в жизни коренных народов. Изучение особенностей традиционной охоты.
Практическая работа № 7. Определение, на каких животных охотились коренные жители.
Творческое задание: изготовление кукол на основе моделей (соберите охотника на промысел, используя одежду, орудия, выполненные из бумаги). Составить ребус «Промысловые животные коренных народов Приамурья».
6.Рыболовство. Знакомство с национальными традициями использования рыб.
Творческое задание: сделать рисунки, отражающие специфику роли рыб в жизни коренных народов Приамурья.
Животные. Их применение в лекарственных целях.
Практическая работа № 8. Определение лекарственных средств животного происхождения, используемыми аборигенами Хабаровского края.
Практическая работа № 9. Составить таблицу «Лекарственные средства животного происхождения, получаемые коренными народами Хабаровского края и их характеристика».
Творческое задание: сообщение о любом виде животных, имеющем лекарственное значение.
7.Орнаменты, мотивы. Их классификация.
Практическая работа № 10. Украшение орнаментом свадебного халата нанайской невесты, предметов быта.
8.Знакомство с фольклором. Обсуждение содержания сказок, легенд, преданий, поверий, рассказов о растениях и животных.
Практическая работа № 11. Составить таблицу «Растения в сказках и легендах жителей Приамурья».
Творческое задание: нарисовать эпизод сказки (сочинить сказку в традиционном стиле коренных народов).
9.Большой праздник «В гостях у коренных народов Приамурья».
№
Тема занятия
Деятельность уч-ся
Дата
1
Географическое положение Хабаровского края.
2
История освоения и заселения территории края.
Пр.р.1. Нанесение на к/к маршрутов походов первопроходцев 17-18 в.
3
Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольск-на Амуре
Знакомство с историей освоения территории края
4
Экскурсия в краеведческий музей г. Комсомольск-на Амуре.
5
Экскурсия в этнографический центр п. Эконь.
Знакомство с условиями жизни коренных народов Приамурья.
Пр.р.2,3,4.
Творческое задание: сообщение об одном из коренных народов.
6
Экскурсия в этнографический центр п. Эконь.
7
Экскурсия в этнографический центр п. Эконь.
8
Экскурсия в этнографический центр п. Эконь.
9
Роль растение в жизни коренного населения. Пищевые растения.
Пр.р № 5. Решение ребусов.
10
Пищевые растения.
11
Лекарственные растения.
Пр.р. № 6. Составить таблицу «Лекарственные средства растительного происхождения, получаемые коренными народами Хабаровского края и их характеристика».
12
Лекарственные растения.
13
Бытовое назначение растений.
Составить ребус «Дикорастущие растения в быту коренных народов Приамурья»
14
Бытовое назначение растений.
15
Значение животных для коренных народов. Животные - объект охоты.
Пр.р. 7.
Составить ребус «Промысловые животные »
16
Животные - объект охоты.
17
Животные - объект рыболовства.
Пр.р. 8.
Тв. задание: сделать рисунок о рыбах Приамурья.
18
Животные - объект рыболовства.
19
Пищевое и лекарственное значение животных.
Пр.р.9.
Тв. задание: сообщение об одном из видов животных.
20
Пищевое и лекарственное значение животных.
21
Орнаменты, мотивы, их классификация.
Пр.р. 10. Украсить орнаментом халат.
22
Орнаменты, мотивы, их классификация.
23
Растения и животные в сказках, легендах, преданиях. Растения - персонажи фольклора.
Пр.р. 11.
Тв.задание: нарисовать любой эпизод сказки или сочинить сказку в стиле коренных жителей Приамурья
24
Растения - персонажи фольклора
25
Животные - персонажи фольклора.
26
Животные - персонажи фольклора.
27
В гостях у коренных народов Приамурья.
28
В гостях у коренных народов Приамурья.
29
В гостях у коренных народов Приамурья.
30
В гостях у коренных народов Приамурья.